Механизм экологического предпринимательства
Министерство образования и науки Украины
Сумской государственный университет
Кафедра экономики
Реферат
по дисциплине
Внутриэкономический механизм предприятия
на тему:
"Механизм экологического предпринимательства"
Выполнил:
студент 4-го курса
факультета экономики
и менеджмента
группы Е-34
Петров С. Н.
Преподаватель:
Мишенин Е. В.
Сумы 2007
Содержание
Введение
1. Экологическая полезность в системе экологического предпринимательства
2. Определение экологического предпринимательства и его механизм
Выводы
Список использованной литературы
Введение
В данной работе рассматривается механизм экологического предпринимательства. Эта тема является особенно актуальной сегодня, так как экологический аспект играет большую роль в нашей жизни.
Прежде, чем рассмотреть механизм экологического предпринимательства необходимо понять, что же такое экологическая полезность и какое она занимает место в общей системе экологического предпринимательства.
Целью данной работы является определение экологического предпринимательства и его механизма.
Определение экологического предпринимательства должно отражать, прежде всего, атрибутивные свойства данной формы предпринимательства.
1. Экологическая полезность в системе экологического предпринимательства.
В современной экономической науке вопросы понимания сущности и функций предпринимательства считаются достаточно изученными. Вместе с тем не в полной мере определена специфика отдельных форм предпринимательской деятельности. В условиях существенного влияния «экологического фактора» на экономические процессы возникает потребность в детальном концептуальном анализе явления экологического предпринимательства.
В рамках данной работы предлагается провести исследование сущности и функций механизма экологического предпринимательства. Для реализации обозначенной цели необходимо решение ряда задач:
1) сформировать непротиворечивый корректный понятийный базис, позволяющий проводить исследование экологического предпринимательства;
2) проанализировать существующие концептуальные подходы к пониманию экологического предпринимательства;
3) на основе сформированного понятийного базиса определить подход к качественному определению экологического предпринимательства;
4) на основе сформированного понятийного базиса классифицировать формы, виды и функции экологического предпринимательства.
Высокое значение для экономической теории взаимосвязи – «потребность потребителя – полезность товара – спрос на товар» – обуславливает необходимость рассмотрения природы потребностей рыночных агентов. Практическая реализация классического понимания полезности проявляется, например, в рамках неоклассической школы экономической теории. При этом сложная неоднозначная природа потребностей человека могла отчасти усложнить исследования неоклассиков. В этой связи в некоторой степени сложилась традиция, когда отдельные закономерности и принципы поведения рыночных агентов строятся без учета их внутренних побудительных мотивов. Вместе с тем, при изучении эколого-экономических отношений, возникающих в обществе, целесообразно обратиться к внутренним источникам действий рыночных агентов.
Возможен следующий подход к пониманию эколого-экономических потребностей. Т. е. потребностей, которые существуют в рамках эколого-экономического взаимодействия, предполагающего вовлечение компонентов экологической системы в процесс формирования, и/или функционирования, и/или удовлетворения потребностей. В качестве компонентов экологической системы выступают объекты и отношения окружающей действительности, возникшие без влияния человека.
Носителем эколого-экономических потребностей выступает индивидуальный потребитель. При этом разумно отметить, что в качестве рыночных агентов могут также выступать и организации. Отдельным рыночным агентом в некоторых случаях можно считать организованные группы индивидуальных потребителей и организаций. Примером организованных групп индивидуальных потребителей могут выступать общественное объединение граждан, жители отдельного государства, региона, муниципального образования и т.д.; примером организованных групп организаций могут выступать союз организаций, консорциум, финансово-промышленная группа и т.д. Термины «потребитель» («индивидуальный потребитель») и «организация» рассматриваются как противоположные в контексте отношения к процессу индивидуального потребления. Организация выступает как элемент организованной структуры рыночного агента.
Обобщим данные утверждения в таблице 1. В ячейке 1 обозначены носители эколого-экономических потребностей – самостоятельно действующие потребители. Вследствие изменения целей функционирования агента или в результате появления связей между отдельными агентами, могут происходить качественные изменения в этих потребностях. Будем полагать, что в случае подобных качественных изменений эколого-экономические потребности перерастают в эколого-экономические интересы. Подобная трактовка эколого-экономических интересов соответствует задачам исследования и позволяет избежать сложностей при определении термина «эколого-экономический интерес». Представленный подход не противоречит общепринятой точке зрения о том, что весь процесс общественного производства нацелен на удовлетворение индивидуальных потребностей.
При этом для ячейки 1 таблицы 1 будем использовать исключительно термин «эколого-экономическая потребность» независимо от степени осознания потребителем потребности. Вместе с тем следует отметить, что потребитель, направляя свое поведение, ориентируется на возможности удовлетворения потребностей и/или реализации интересов. Если же исходить из того, что эколого-экономические интересы являются отражением эколого-экономических потребностей, то, вероятно, допустимо изучать поведение потребителя продуктов экологического предпринимательства на основе приоритетного рассмотрения указанных потребностей.
Детальное изучение потребностей определено их значимой ролью в отношении полезности продуктов предпринимательской деятельности в рамках влияния компонентов экологической системы. В качестве источника возникновения полезности продукта выступает его способность удовлетворять потребности рыночного агента непосредственно или опосредованно (через реализацию интересов рыночного агента).
Рассмотрим общую полезность товара как сумму традиционной полезности и экологической полезности (рисунок 1).
В качестве экологической полезности будем рассматривать полезность, образованную в результате удовлетворения эколого-экономических потребностей, повышающих устойчивость экологической системы или нейтральных по отношению к ее устойчивости.
Один из подходов к пониманию эколого-экономических интересов как познанных, осознанных и превратившихся во внутренние побуждения эколого-экономических потребностей [2] не в полной мере приближает нас к пониманию сущности экологического предпринимательства.
Если определяющую роль в общей полезности товара играет экологическая полезность, отнесем предпринимательскую деятельность, направленную на создание такого товара, к экологическому предпринимательству. Определяющая роль экологической полезности предполагает нацеленность предпринимательской деятельности, прежде всего на данную составляющую общей полезности. Если экологическая полезность играет существенную (но не определяющую) роль в общей полезности товара, отнесем предпринимательскую деятельность, направленную на создание такого товара, к экологически ориентированному предпринимательству. В данном случае предпринимательская деятельность направлена на создание традиционной полезности, сопутствующим элементом которой выступает экологическая полезность. О традиционном предпринимательстве можно говорить, когда экологическая полезность полностью отсутствует или не играет сколько-нибудь значимой роли в общей полезности товара.
Иными словами, критерием отнесения предпринимательской деятельности к одной из форм (традиционное предпринимательство, экологически ориентированное предпринимательство, экологическое предпринимательство) является доля экологической полезности в общей полезности товара.
Различия между тремя названными формами предпринимательской деятельности можно проиллюстрировать на примере автомобильного машиностроения. Оценка характеристик, определяющих общую полезность легковых автомобилей индивидуального пользования (АИП), обычно ведется по следующим направления: функциональные характеристики (например, наибольшая скорость движения, время разгона 0-100 км/ч, удельная энерговооруженность, средний пробег на одной заправке), технические характеристики (например, дорожный просвет, объем салона на одного пассажира, суммарная весовая нагрузка), оценка травмоопасности, эргономическая оценка [1]. Компоненты экологической системы остаются «за кадром», вне поля зрения исследователя, что отражает несущественную роль экологической полезности в общей полезности АИП. В этой связи производство АИП можно отнести к сфере традиционного предпринимательства. В настоящее время многие автопроизводители ведут разработки транспортных средств, с меньшим негативным воздействием на окружающую природную среду.
С появлением в системе приоритетов автопроизводителя экологической составляющей можно говорить об экологизации производства АИП. Достижение существенной доли экологической полезности возможно за счет выборочной экологизации товара. В отношении АИП выборочной экологизацией может явиться, например, установка двигателей с меньшим уровнем потребления топлива. Доля экологической полезности в общей полезности АИП достигает существенного уровня, поскольку спрос на АИП будет эластичен по отношению к данным изменениям доли экологической полезности. Подобная выборочная экологизация товара может свидетельствовать об экологически ориентированном предпринимательстве. Вместе с выборочной экологизацией возможна полноценная экологизация товара. Например, компания General Motors (США) в 1990 приступила к промышленному производству двухместных легковых автомобилей марки EV-1, использующих для движения энергию электрических аккумуляторных батарей [4]. Если заменить аккумуляторные батареи на двигатель внутреннего сгорания, товар перестанет соответствовать тем экологическим потребностям, ради удовлетворения которых он создавался. Поэтому в общей полезности легкового автомобиля EV-1 определяющую роль играет экологическая полезность. В этой связи описанное производство компании General Motors можно считать экологическим предпринимательством.
Страницы: 1, 2