Механизм и направления ограничения и преодоления теневой экономики и теневого капитала

Вопрос о том, требуются ли специальные меры по борьбе с ТЭ, еще недавно в нашей литературе трактовали таким образом: наличие ТЭ есть прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной системы управления, с устранением которой и переходом к рыночному хозяйству запрещенные и потому нерегистрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут из "тени" на "свет". Сегодня наивность подобных надежд очевидна. Жизнь преподнесла совсем противоположный результат.

Имеет место и другой тезис: нерегистрируемые сделки, соответственно неуплата налогов в той или иной степени распространены и в современных индустриальных странах, и, таким образом, ТЭ представляет собой хотя и негативный, но, в общем-то, утвердившийся объективно обусловленный "до-весок" к рыночной системе. Подход к ТЭ тем самым сблизился с подходом к преступности вообще: бороться, конечно, необходимо и важно, но рассчитывать на окончательную победу не стоит (главное, чтобы регулирование со стороны государства ставило задачу уменьшения размеров ТЭ до каких-то "терпимых" пределов).

Еще одна точка зрения сводится к тому, что реформы 90-х годов являются лишь политико-экономическим "последствием" глубинных процессов роста ТЭ, происходившим в годы застоя. Реформы высвободили присущие ТЭ автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием. И теперь согласно этой позиции даже легальные, регулируемые сделки подчиняются указанным механизмами, стало быть, носят скрыто криминальный характер.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост (об этом написано в предыдущих разделах).

Ясно одно, что никаких соглашений и договоров с ТЭ не может быть. Единственный путь - осуществление нейтрализации ТЭ, борьба с криминальными экономическими отношениями.

Нейтрализация ТЭ видится в таких направлениях.

Во-первых, безусловное пресечение теневой криминальной экономической деятельности, прежде всего таких ее видов, как бизнес, основанный на ущемлении законных прав и интересов легальных экономических структур, пороках человека, подпольное предпринимательство, особенно фальсифицированное производство товаров, использующее труд детей, больных людей и т.п. Опыт нейтрализации подобных теневых явлений имеется во многих странах мира.

Во-вторых, уменьшение последствий ТЭ напрямую связано с изменением мышления представителей государственного аппарата, всего народа страны, отражение его в законодательстве. В этом направлении многое уже сделано (новые УК РФ и ГК РФ, ряд законов, регулирующих экономические отношения, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией, появление новых и расширение имевшихся контролирующих структур и другое).

В-третьих, переход к рыночным структурам требует предоставления каждому человеку экономической и политической свободы, свободы социальных, политических и экономических структур, то есть переход к цивилизованному обществу с минимумом запретов. В то же время интересы личности, его собственности, здоровье и внешняя среда должны тщательно охраняться на основе норм права.

Оценивая борьбу с теневой криминальной деятельностью. можно отметить многие просчеты е этом направлении.

1. Сегодня в процессе нейтрализации теневой криминальной деятельности наблюдается несвоевременность принятия мер и правовых норм. Не приняты законы, отвечающие новым криминальным реалиям (с оргпреступностью, коррупцией). Принятый УК РФ не восполняет отсутствие таких законов.

2. Необходимость декриминализации многих неопасных для общества видов теневой деятельности (мелкая торговля, мелкая челночная внешнеэкономическая деятельность, мелкое кустарное производство и т.п.) фактически превратилась в свою противоположность: поспешно декриминализирован ряд деяний, характерных для преступников (злостное нарушение правил административного надзора, выпуск недоброкачественной, некомплектной продукции, ряд других хозяйственных преступлений). Декриминализация неопасных видов теневой деятельности поддержит большую долю неимущего населения (что государство пока сделать не может) и высвободит значительные силы правоохранительных органов от выполнения этих мелочных функций, направив их на борьбу с криминальной экономикой.

3. Не соответствует требованиям времени не взаимосвязанное и плохо проработанное изменение диспозиций ряда уголовно-правовых норм, что связано с трудностями в их применении и даже невозможностью применения (например, не был очерчен особо крупный размер взятки, не вполне ясно, как следует квалифицировать те хищения, которые ранее оценивались как совершенные в особо крупном размере).

4. В течение 1991-1998 годов произошли дестабилизация и в определенной степени, разрушение правоохранительной системы без своевременного создания новой, в результате многочисленных реорганизаций, психологического давления на сотрудников правоохранительных органов информации о недопустимости применения норм действующего УК РФ в новых условиях, возможной "чистке" их рядов, резкого падения денежного содержания и нерегулярной его выплаты. В этих условиях государственная правоохранительная система потеряла многих своих наиболее квалифицированных сотрудников. Рост профессионализма и организованности преступности происходил на фоне снижения профессионализма правоохранительных органов и судов. В 2003-2005 годах продолжались реорганизации важных подразделений правоохранительных органов, что не вселяло в их сотрудников чувство уверенности не только в своем будущем, но и в возможность реализации в обозримый срок данных оперативно-розыскной и следственной деятельности. Вдобавок это усугублялось отсутствием взаимодействия государственной правоохранительной системы и негосударственных служб безопасности, общественных организаций, недостатком в правовой базе деятельности негосударственных структур в сфере борьбы с теневыми криминальными явлениями.

5.Несмотря на определенные успехи деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, все более криминальной становится сфера экономических отношений, криминализируются сферы политики, социальная и духовная. Например, ряд кандидатов в депутаты оплачивали избирательные мероприятия из денег криминальных структур. Отстраненность государства от системного подхода в борьбе с преступностью позволила криминальному миру заняться активной пропагандой воровской субкультуры, используя средства массовой информации и даже телевидение. Появляются мнения о возможности "союзнических" отношений с преступниками.

В настоящее время принимаются многочисленные и нужные организационно-управленческие, нормативные меры, носящие, как правило, ограниченно-периферийный характер, и не принимаются меры, направленные на решение стержневых задач, поскольку многие факторы созданы самим государством вследствие принятой концепции реформирования российского общества, в основе которой заложены такие меры, как использование в процессе реформ ресурсов ТЭ, создание любыми путями в короткий срок слоя собственников, обмена власти на собственность и т.п.

Чтобы противодействовать теневой криминальной деятельности государству необходимо отказаться от принятой теории и практики реформирования экономики и общественных структур, что возможно путем коренного их пересмотра в рамках рыночных отношений либо внесения существенной корректировки в теорию и практику реформирования при соблюдении идеи движения к рынку. При игнорировании этого вывода в последующие годы произойдет дальнейшее расширение теневых отношений со всеми вытекающими негативными последствиями для общества, государства и граждан. Устранять эти последствия придется нескольким поколениям россиян.

Затягивание решения центральных задач противодействия теневой криминальной экономике и современной организованной преступности предоставляет им возможность выиграть время, развиться, совершенствовать структуру и управление, методы, формы, способы ухода от контроля государства и общества, накапливать криминальный опыт, преумножать финансовую и материальную базу, создавать предприятия, масштабно "отмывать" преступно нажитые доходы, расширять международные преступные связи, усиливать давление на население, общество и государство, втягиваться в легитимные сферы и т.п.

6. Правоохранительная система (в том числе особенно ОВД) работает в условиях крайних перегрузок, когда число не оконченных расследований уголовных дел из года в год начинает превышать число оконченных. Происходит "затор" правоохранительной системы и перерабатываются в основном дела о наиболее тяжких экономических преступлениях. Недаром в налоговой полиции через суд проходит 10-15% возбужденных уголовных дел, что показывает уровень качества расследования. На различных стадиях процесса выявляется все больше следственных и судебных ошибок.

7. Программы борьбы с преступностью, и, прежде всего с экономической, составляются без учета научных рекомендаций. Их разработке не предшествует определение стратегии борьбы с преступностью, что крайне важно, особенно в условиях очень ограниченного финансирования таких программ. В программах четко не выделяются цели, средства их достижения, крайне неудовлетворительно рассчитывается потребность в финансировании. Отсутствует приоритет предупредительных мер, рассчитанных на устранение либо нейтрализацию причин преступности. Упор, как правило, делается на чрезвычайные меры. Практика показывает, что такие меры дают кратковременный эффект, в "сети" правоохранительных органов попадается мелкая "рыбешка", что не сдерживает вовлечение в ТЭ все большего числа предпринимателей и преступников.

8. Противостояние ТЭ возможно в том случае, когда повсеместно и постоянно осуществляется практика криминологической экспертизы проектов правовых и подзаконных актов, программ борьбы с преступностью, важных экономических и иных общественных преобразований.

Нейтрализация теневой экономики, борьба с организованной преступностью и коррупцией возможна при наличии высокопрофессиональных специалистов, надлежащим образом обеспеченных в организационно-техническом и ресурсном отношениях. Эти специалисты должны получать надлежащее содержание, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, социальную защищенность.

Таким образом, процесс нейтрализации ТЭ и особенно ее криминальной части требует решения многих задач. Устранение отмеченных просчетов в борьбе с преступностью, и прежде всего, с экономической, позволит перекрыть каналы финансовых потоков, подпитывающих ТЭ и создающих плацдарм для ее развития. Загнать ТЭ в терпимые рамки и ослабить ее влияние в обществе - задача реально выполнимая. Решение этого вопроса позволит открыть простор для реформирования экономики и ее перевода на рельсы рыночных отношений.

Вопрос № 4. Роль и задачи органов внутренних дел в борьбе с противоправными явлениями в сфере экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать