0 баллов – если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.
2. «В гостях у сказки».
Цель: выявить уровень достижения катарсиса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению.
Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения («Петрушка» И. Стравинского) придумать свою удивительную историю.
Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге».
На основе «детских сказок» исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами.
Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.
Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная.
Низкий результат – отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.
3. «Море волнуется - раз…»
Цель: определить у учащихся способность «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.
Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру «Море волнуется – раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль.
Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.
Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.
Высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.
Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.
Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.
Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям достижения катарсиса в музыке, представленных в таблице № 1.
Высокий
Средний
Низкий
- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;
- точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;
- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;
- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;
- умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.
- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;
- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;
- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;
- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;
- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.
- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;
- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;
- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;
- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.
В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
Дети с высоким уровнем достижения «пикового» состояния в музыке характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.
Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице № 2:
Высокий
Средний
Низкий
10 %
20 %
70 %
Таким образом, данные констатирующего этапа эксперимента демонстрируют необходимость формирующего этапа эксперимента.
II.2 Характеристика формирующего эксперимента.
Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школьников, а также анализ результатов в ходе констатирующего эксперимента позволили на формирующем этапе исследования выдвинуть следующую цель: разработать серию уроков для развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при восприятии музыкального произведения.
Для реализации данной цели были использованы уроки, разработанные Савенковой О.П., Веденской Г.П. (23; 27).
Работа велась по следующему тематическому плану:
Темы
Количество занятий
февраль
март
апрель
май
Всего
1. Музыкальный словарь в рассказах.
1
2. О музыке и музыкантах.
1
3. Какая разная музыка.
1
4. Где звучит музыка.
1
5. Путешествие в страну музыкальных инструментов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9