Региональная структура современного мирового хозяйства соответствует прежде всего тенденции к объединению индивидуальных, монополистических и национальных капиталов. Это обусловлено как логикой развития производительных сил, так и потребностями разделения труда, специализацией и кооперацией производства, его концентрацией и централизацией.
Региональные экономические комиссии ООН (ЕСЕ — Экономическая комиссия для Европы; ESCAP — Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана; ЕСА — Экономическая комиссия для Африки; ECWA — Экономическая комиссия для Западной Азии; ECLA — Экономическая комиссия для Латинской Америки) призваны содействовать экономическому развитию и сотрудничеству стран соответствующего региона, проводить исследования, разрабатывать рекомендации правительствам соответствующих стран. Имея развитые институциональные структуры, эти комиссии определяют первоначальные направления своей деятельности, исходя из конкретных обстоятельств непропорциональности развития экономических основ двух тенденций — центробежной и центростремительной.
В региональной подструктуре мирового хозяйства следует различать общее и особенное.
Общее состоит в том, что любые объединения создаются для реализации общего интереса стран-участниц. Благодаря участию в международном разделении труда страна получает доступ к освоенным предыдущими и сегодняшним поколениями природным ресурсам в различных районах планеты, к созданным человечеством производительным силам, накопленным знаниям и навыкам. Доступ, по выражению К. Маркса, к "общим производительным силам общественного мозга" дает возможность каждой стране, ее народу в определенной мере, с большими или меньшими затратами удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Отсюда и объективная заинтересованность государств в функционировании мирового хозяйства. Этот общий экономический интерес и является цементирующей основой целостности мирового хозяйства.
Функционирование мирового хозяйства означает дальнейшее углубление взаимозависимости его субъектов. Развитие региональной экономической интеграции усиливает координацию экономической политики, прежде всего стран развитой рыночной экономики. Не всегда эти процессы проходят согласованно, хотя в этих странах достигнуто определенное общественное согласие о модели развития. Отсюда особенное в региональных подсистемах проявляется, во-первых, в специфике интересов отдельных членов подсистем, во-вторых, в неодинаковых возможностях различных экономических группировок в достижении общего интереса.
Таким образом, международная экономическая интеграции основывается на развитии производительных сил, международном обобществлении производства благодаря его интернационализации и соответствующей эволюцией экономических отношений. Развитие производительных сил выражается в углублении международного разделения труда, которое обусловливает усиление разнообразия связей в производстве, технологиях, торговле, финансах и т.п. Результатом международного обобществления производства является интернационализация хозяйственной жизни. Все это приводит к усложнению экономических отношений, а также политических и правовых связей между странами.
Существует несколько ступеней развития региональной экономической интеграции. Наиболее простой формой является зона свободного товарообмена, как, например, EFTA,
NAFTA и др. Для такой начальной ступени характерным является снятие ограничений товарообмена между странами — участницами соответствующего договора в отношении количественных показателей и тарифных барьеров. Следующей ступенью является таможенный союз, когда такие ограничения устанавливаются как общие в отношении третьих стран. Важной ступенью развития региональной экономической интеграции является создание общего рынка. При этом ликвидируются нетаможенные барьеры, вводится свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы, валютных ресурсов между странами-участницами. Высшей ступенью региональной экономической интеграции становится экономический союз, классическим примером которого является ЕС, где вырабатывается и воплощается в жизнь единая экономическая политика, вводится единая валюта и т.п. ЕС развивается в направлении к специфическому федеративному объединению с немалыми трудностями и противоречиями. Однако чтобы подойти к такой ступени, члены ЕС прошли продолжительный путь национального развития. Что же касается интеграции, то ей было положено начало в отдельных отраслях производства (в металлургии, атомной и угольной промышленности и т. п.) вскоре после Второй мировой войны. Начиная с Римского договора 1957 г. она приобрела комплексные формы. Знаменательной вехой в развитии не только экономической, но и политической интеграции стран — членов ЕС стало Маастрихтское соглашение 1992 г. Ряд стран Европы, в том числе Украина, ведут переговоры об ассоциации с ЕС.
Задачи модернизации экономики, освоения новейших достижений науки и техники в развивающихся странах рыночной экономики могут быть решены благодаря установлению стабильных и широких контактов со странами развитой рыночной экономики. Это, в свою очередь, возможно при условии производства сравнительно конкурентоспособной продукции, что требует совершенствования рыночного механизма хозяйствования, создания смешанной экономики, введения других элементов социально ориентированной экономики. Подобные задачи встают и перед странами переходной — от централизованно управляемой к рыночной — экономики. Таким образом, проблема создания в этих двух социально-экономических подсистемах механизма экономического саморегулирования во многом совпадает с задачей адаптации этих стран к современным реалиям мирового хозяйства.
Кроме того, страны переходной — от централизованно управляемой к рыночной — экономики параллельно решают чрезвычайно сложную проблему становления своей государственности, делают попытку подвести под нее экономическую основу. Решение таких проблем замедляет экономические преобразования, поскольку отвлекает и силы, и средства, необходимые еще и для преодоления сопротивления старых структур.
Пути вхождения Украины в европейское экономическое пространство могут быть достаточно разнообразными, но определяться они будут темпами внутренней трансформации системы. Эта трансформация, если представить ее в несколько упрощенном виде, должна характеризоваться акцентом на собственные силы и ресурсы с учетом объективной необходимости закладывания новых основ сотрудничества Украины с другими государствами бывшего СССР (когда связи с ними приобрели характер внешних экономических связей) и определения механизма экономической стратегии, направленной на развитие экономических отношений с Западом.
Важное международное значение имеет также позиция Запада по предоставлению Украине непосредственной срочной поддержки на пути к цивилизованной рыночной системе и в разработке международной программы участия стран Запада в реконструкции государств Восточной Европы (в том числе Украины). При контроле программы со стороны западных стран и международных финансовых институтов одновременно она обязательно должна быть открытой для инициативы и участия государств Восточной Европы как равноправных партнеров.
Функциональную подструктуру современного мирового хозяйства составляют объединения стран (и других субъектов рыночной системы), которые действуют исходя из конкретных экономических интересов (торговых, валютных, отраслевых и т. п.). Диалектическая зависимость между региональной и функциональной подструктурами современного мирового хозяйства состоит в том, что они в своей совокупности способствуют разрешению противоречий между социально-экономическими подсистемами мирового хозяйства, а собственно функциональная подструктура обусловливает разрешение противоречий региональной подструктуры.
В функциональной подструктуре современного мирового хозяйства следует выделить специализированные экономические объединения ООН:
1) АСС — Административный комитет по координации, постоянный орган ООН, который осуществляет взаимосвязь и координирует работу со специализированными учреждениями системы ООН и Международным агентством по атомной энергии (IAEA);
2) UNPC — Комиссия ООН по вопросам народонаселения, которая занимается проблемами демографии и демографической статистики в международном масштабе;
3) СТС — Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (ТНК), основные функции которой состоят во всестороннем и глубоком анализе вопросов, связанных с деятельностью ТНК, с целью изучения возможности выработки всеобщего соглашения между заинтересованными сторонами;
4) CDP — Комитет по планированию развития;
5) CNR — Комитет по природным ресурсам;
6) ESCAP Statistical Committee — организация, призванная оказывать помощь странам региона Азии и Тихого океана в становлении и развитии национальных статистических служб, а также разрабатывать рекомендации по вопросам статистической методологии и проведения статистических опросов;
7) ILO — Международная организация труда, главными задачами которой являются содействие улучшению условий труда, регламентация рабочего времени и набора рабочей силы, борьба с безработицей, гарантия зарплаты, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни, защита работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев и т. п.;
8) PCNIDS — Подготовительный комитет для новой международной стратегии развития, который составлял проекты Международной стратегии развития на 1981 —1990 гг. и 1991 —2000 гг. с целью содействия социально-экономическому прогрессу в развивающихся странах рыночной экономики, а в настоящее время и в странах, которые переходят к рынку, обеспечения их равноправного и эффективного участия в выработке и реализации всех решений и постановлений в сфере международного экономического сотрудничества;
9) UNDP — Программа развития ООН, которая является основным каналом предоставления многосторонней технической и доинвестиционной помощи (направление экспертов, поставки оборудования, подготовка национальных кадров и т. п.) развивающимся странам рыночной экономики и странам, которые переходят к рынку.
Кроме специализированных, к функциональной структуре принадлежат отраслевые экономические объединения в рамках ООН, а именно: IAEA — Международное агентство по атомной энергии; UNIDO — Организация ООН по вопросам промышленного развития; FAO — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; ICAO — Организация международной гражданской авиации; UNCTAD — Конференция ООН по торговле и развитию, которая занимается всей совокупностью вопросов содействия развитию международной торговли на равноправной и взаимовыгодной основе; IBRD — Международный банк реконструкции и развития; IMF — Международный валютный фонд; WHO — Всемирная организация здравоохранения; WIPO — Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19