Международная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы

Российский университет дружбы народов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

«Международная миграция рабочей силы»

 

 

 

 

 





















Москва

СОДЕРЖАНИЕ




Введение                                                                                              3

1. Понятие международного рынка рабочей силы             4


1.1. Сущность и причины возникновения мирового

рынка рабочей силы                                                                     4

1.2. Основные направления и центры трудовой

миграции                                                                                        5

1.3. Виды международной трудовой миграции                     7


2. Международно-правовые основы международной

миграции рабочей силы                                                                  8


3. Иммиграционная политика стран-импортеров

трудовых ресурсов                                                                   12

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров

трудовых ресурсов                                                                   14

5. Миграционная политика Российской Федерации                   16


Заключение                                                                                         19

Список использованной литературы                                          20

Введение

 

Одним из проявлений интернационализации и демократиза­ции хозяйственной и социально-культурной жизни человечест­ва, а также последствий острых межнациональных противоре­чий, прямых столкновений между народами и странами, чрез­вычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупно­масштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добро­вольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международны­ми рынками труда для выбора места жительства и работы, бе­женцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств[1]. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные про­блемы. Их разрешение требует широкого международного со­трудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосред­ственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходи­мостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных пото­ков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), ре­гиональном (региональные экономические организации) и на­циональном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормали­зовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возни­кает при наличии значительного контраста в уровнях экономи­ческого и социального развития и темпах естественного демо­графического прироста стран, принимающих и отдающих рабо­чую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высо­кими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов ме­ждународной миграции населения, который характеризуется пе­ремещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.


1. Понятие международного рынка рабочей силы

 

1.1.         Сущность и причины возникновения мирового рынка

рабочей силы


Структура народонаселения мира включает два типа людей в зависимости от количества прожитых лет: трудо­способную часть – условно в возрасте 15-60 лет – и не­трудоспособную часть – дети и старики. К первой катего­рии принадлежит примерно 70% населения, хотя величи­на этой доли варьируется от региона к региону. Так, в Азии и Африке велик процент несовершеннолетних граждан, а в странах Европы и Северной Америки – пожилых людей.

В свою очередь трудоспособное население подразделя­ется на экономически активное и неактивное, причем пос­леднее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на со­держании государства, а также лиц без определенного ме­ста жительства. Нас будет интересовать прежде всего эконо­мически активная часть общества, т. е. люди, способные к труду и стремящиеся им заниматься. Именно данная кате­гория граждан принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внут­ренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция).

Международная миграция рабочей силы имеет длитель­ную историю (еще до новой эры люди переезжали из одно­го государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:

• интернационализацией хозяйственной жизни;

• невиданными социально-демографическими измене­ниями;

• революцией в науке, технике и сфере информации;

• развитием интеграционных процессов;

• деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Все эти факторы способствовали усилению подвижнос­ти трудоспособного населения, которое использует разви­тую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился ми­ровой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого со­ставляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказы­вающий заметное влияние на уровень, характер и разме­щение производительных сил в рамках национальных хо­зяйственных систем и мировой экономики. К концу XX в. общая численность трудящихся-мигрантов достигла еже­годной величины в 35 млн чел. по сравнению с 3,5 млн в 1960 г. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также меж­дународные организации, занимающиеся вопросами юри­дического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.

Говоря о процессах перемещения значительных масс населения, следует подчеркнуть, что в данной лекции рас­сматривается только трудовая миграция, т. е. вызванный социально-экономическими мотивами переезд людей из од­ной страны в другую. Среди факторов, заставляющих граж­дан искать работу за пределами родины, главными являют­ся стремление к улучшению качества жизни и эффектив­ному применению своих способностей. В то же время такие негативные социально-экономические явления, как безра­ботица и аграрное перенаселение, безусловно, играют свою роль в мотивации к временной или постоянной перемене страны проживания.

Важно отметить, что современные государства прила­гают усилия по регулированию трудовой миграции. Право­вое выражение взаимной заинтересованности направляю­щих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импорте­ров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области ока­зывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защи­той прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейс­кий Межправительственный комитет по вопросам миг­рации (СИМЕ). Базовыми международными нормативными актами, которые регулируют отношения в рамках МРРС, являются Конвенции МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов регулируют вопросы найма мигрантов, гаран­тий их прав, борьбы с нелегальными каналами миграции и т. д.

Что касается политики Правительства РФ в этом воп­росе, то созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба действует в рамках общегосударственной комплек­сной миграционной программы на основе Федерального за­кона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее" от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии более чем 150 частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране. По вопросам миграционной политики зак­лючены двухсторонние координирующие соглашения РФ с рядом стран: Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и некоторыми другими[2].


1.2. Основные направления и центры трудовой миграции


Трудовая миграция характерна практически для всех национальных экономик. Однако уровень ее интенсивности существенно различается в том или ином регионе мира. Наиболее интенсивные потоки трудящихся-мигрантов от­мечаются при наличии значительного контраста в уровнях социально-экономического развития и темпах естественно­го демографического прироста стран – экспортеров и им­портеров рабочей силы. Из четырех основных направлений миграции по объему совокупного миграционного оборота первое место занимает перемещение рабочей силы из раз­вивающихся в экономически развитые страны. Специали­сты выделяют миграционные "маршруты": между развиты­ми странами Западной Европы и Северной Америки, из быв­ших социалистических стран в рыночные экономики, из од­них развивающихся или переходных экономик в другие ана­логичные (например, в пределах Южной Америки, из Ук­раины в Россию).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать