Международная торговля в мировой экономике

Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция — это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сы­рьем.

Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов — это торговля машинами и оборудованием.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстр растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.

В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в промышленно развитых странах.

Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

Важная тенденция - расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли, резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения (Для того чтобы посмотреть статистику возьмем период до 1998 года и посмотрим на цифры в таблице № 1).

Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции.

Таблица 1

Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %*

Основные товарные группы

1937 г

1960 г.

1975 г

1988 г.

1994 г.

Продовольствие (включая напитки и табак)

22,8

18,2

12,2

10,7

7,2

Сырье

31,0

16,7

7,5

5,9

4,8

Минеральное топливо

7,6

10,1

19,5

12,5

7,7

Продукция обрабатывающей промышленности

38,8

55,0

59,7

72,4

76,5

Оборудование, транспортные средства

10,6

21,2

27,9

35,1

38,2

Химические товары

4,6

6,2

7,2

9,0

9,2

Прочая продукция обрабатывающей промышленности

23,6

27,6

24,6

28,3

29,2

Черные и цветные металлы

10,6

9,0

7,3

5,3

6,6

Текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда)

8,7

5,4

4,9

6,8

7,6



Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы  роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что все стра­нны все сильнее втягиваются в систему международного разделе­ния труда. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 трлн долл. в 1980 г. до 5,5 трлн долл. в 1997 г. Это означает увеличение объема экспорта более чем на 70% за 80-е годы и более чем на 33% — за первую половину 90-х годов. Близки к этим цифрам и показатели импорта (табл. 2).


Общие итоги мировой торговли

1995

1996

1997

1998*

Товарооборот (млрд долл.) 7656

10116

10359

11309

11812

Экспорт (млрд долл.) 3809

5033

5100

5574

5824

Импорт (млрд долл.) 3847

5083

5259

5735

6018

Изменения, %, к предыдущему году

Экспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

Северная Америка (США и Канада)

9,5

8,0

 

 

 

 

Евросоюз

8,0

6,0

 

 

 

 

Страны с переходной экономикой

14,5

11,5

 

 

 

 

Япония

3,5

12,5

 

 

 

 

Латинская Америка

12,0

3,0

 

 

 

 

Страны ЮВА (Южная Корея, Малайзия,

 

 

 

 

 

 

 

 

Сингапур, Тайвань, Гонконг)

14,5

15,5

 

 

 

 

Импорт

 

 

 

 

 

 

 

 

Северная Америка

5,5

5,5

 

 

 

 

Евросоюз

4,0

2,5

 

 

 

 

Страны с переходной экономикой

3,5

12,0

 

 

 

 

Япония

-0,5

2,5

 

 

 

 

Латинская Америка

11,0

10,5

 

 

 

 

Страны ЮВА

3,5

4,0

 

 

 

 


По ориентировочным оценкам, мировой товарооборот достиг в 1998 г. 11,9 трлн долл. Анализ изменений в международной торговле, в том числе и на современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспек­тов: во-первых, темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре:

товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и гео­графический (доли регионов, групп стран и отдельных стран).

Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие тем­пы расширения торговли готовыми промышленными изделия­ми, а в них — машинами и оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее расши­рялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляе­мыми в порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен динамики — ускоренный рост междуна­родной торговли услугами.

Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так и в географической структуре мирового внешне­торгового обмена. При этом практически неизменной за по­следние 15—20 лет сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае — это величины порядка 70—76%, во втором — эта вели­чина находится в пределах 20—24% и для последней группы этот показатель не превышает 6—8%.

В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовыва­ется очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на кото­рые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых това­ров приходилось около двух третей экспорта и только одна треть — на готовые изделия.

Услуги составляют в настоящее время почти четверть между­народного торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рас­сматриваем мировую торговлю услугами.

 

4. Юридическое обеспечение мировой торговли

Распределение рисков между продавцом и предприятием производится на основе международных торговых условий, установленных Международной торговой палатой, так называемых «Инкотермс».

Этих международных торговых условий насчитывается достаточно много. Они часто подвергаются изменениям и регулярно публикуются Международной торговой палатой. Четырнадцать наиболее важных условий:

«ex works», «free carrier», «FOR/FOT», «FOB airport», «FAS», «FOB», «C&F», «freight/carriage paid to», «freight/carriage and insurance paid to», «ex ship», «ex quay», «delivered at frontier», «delivered duty paid».[5]

Каждое из условий «Инкотермс» обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности между продавцом и покупателем, начиная с того условия, в соответствии с которым все виды ответственности возлагаются на покупателя, и кончая другой крайностью, когда, наоборот, все входит в ответственность продавца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая подготовку реферата стоит отметить, что развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999.

2. Экономика, учебник, Булатова А.С., Москва 1999

3. Классические экономические труды А.Смита, Д.Рикардо

4. В. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 1992 С.173

 

 

 

 

 

 

 


[1] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999. С. 30.


[2] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999


[3] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 330-331.

[4] Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч В 3 т. Т. 1. М., 1955. С. 116-117.

[5] В. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 1992 С.173


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать