22,4
23.8
23.8
24,6
26.0
27.6
В среднесрочной перспективе в структуре импорта машин и оборудования возрастет доля инвестиционных товаров и снизится удельный вес низкотехнологичного и потребительского импорта. Расширению закупок инвестиционных товаров будут способствовать меры по стимулированию внутренних инвестиций, а также снижение ставок пошлин на ввоз технологического оборудования. Прогнозируется, что импорт машин и оборудования к 2007 году может возрасти в 2—2,5 раза по сравнению с 2003 голом.
Несмотря на ожидаемый рост производства основных видов продовольствия, отечественный АПК пока не в состоянии полностью удовлетворить спрос населения по ряду товарных групп, поэтому на период до 2007 года сохранятся поставки из-за рубежа отделных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
В то же время на импорт продовольствия сдерживающее влияние будут оказывать принимаемые Правительством Российской Федерации меры по защите отечественных производителей.
В связи с введением в 2003 году тарифных ограничений на импорт мяса говядины и свинины прогнозируется некоторое снижение закупок мяса свежего и мороженого.
В результате введения квотирования импорта мяса птицы его ввоз значительно сокращается. Восполнить указанное сокращение объемов импорта планируется за счет увеличения отечественного производства аналогичной продукции.
Увеличение посевных площадей и валового сбора сахарной свеклы позволит в ближайшее время преодолеть многолетнюю тенденцию снижения производства сахара из этого сырья и несколько сократить ввоз сахара-сырца.
Прогнозируется увеличение импорта зерновых культур.
Объемы импорта кофе и чая будут определяться ростом платежеспособного спроса населения и емкостью внутреннего рынка, который при нынешнем уровне потребления почти насыщен.
Важными статьями импорта останутся медикаменты и некоторые виды химической продукции.
В отношении продукции легкой промышленности ожидается увеличение импорта тканей, не производимых в России или производимых в недостаточном количестве, спрос на которые на внутреннем рынке будет расширяться вместе с ростом благосостояния населения. Предполагается увеличение импорта обуви, как за счет снижения ставок ввозных таможенных пошлин, так и за счет уменьшения доли теневой продукции вследствие ужесточения таможенного администрирования.
В рассматриваемый период в системе торгово-экономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение сохранит сотрудничество с европейскими странами и, в первую очередь, с Европейским Союзом (ЕС) - основным торговым партнером России, на долю которого после его расширения приходится более 50% внешнеторгового оборота страны. Определение условий международного разделения труда на основе прямого диалога Россия-ЕС приобретает важнейшее значение для дальнейшего развития экономических отношений в Европе.
В стратегическом плане большое значение имеет дальнейшая работа по созданию Общеевропейского экономического пространства (ОЕЭП). Так, принципиальные вопросы энергодиалога могут быть решены в случае формирование ОЕЭП, включая Россию. Энергетическая составляющая, включающая российские поставки нефти и газа, является важнейшим инструментом для продвижения экономических интересов России в Европе. Немаловажным может стать перевод на европейскую валюту расчетов между Россией и ЕС.
На американском континенте важнейшим торговым партнером России останутся США. Учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. Ожидается продолжение стратегического сотрудничества в энергетической сфере, активного двустороннего диалога по проблематике присоединения России к ВТО (Всемирная Торговая Организация).
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с возможностями развития российского экспорта высоких технологий и продукции военного назначения, а также взаимного производственного сотрудничества с учетом заметно возросшего производственно-экономического потенциала этого региона. Латиноамериканские страны сохранят роль поставщиков на российский рынок продукции тропического земледелия.
Ожидается, что значимость Азиатского региона для России будет неуклонно возрастать, что определяется перспективами в сфере поставок отечественной высокотехнологичной продукции, включая продукцию ВПК, и увеличения экспорта энергоносителей, особенно после сооружения трубопроводов, а также закупок там разнообразных потребительских товаров, от продовольствия до бытовой техники. Китай все увереннее становится одним из крупнейших торгово-экономических партнеров России.
Важными партнерами останутся Япония, Индия. Республика Корея, ряд стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).
Внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции, включая военную технику. Кроме того, платежеспособные государства этого региона (Турция, Израиль, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны как потенциальные источники инвестиций в экономику России.
Рынок стран Африки останется в ближайшей перспективе одним из привлекательных для России, что связано с наличием там значительных запасов разнообразных природных ресурсов. Кроме того, в этом регионе, особенно на севере континента, имеется спрос на российскую продукцию гражданского и оборонного комплексов, включая строительные товары,
В рамках сценариев экономического развития до 2007 года предполагается опережающий рост торговли со странами СНГ по сравнению со странами дальнего зарубежья. Прогнозируется рост экспорта России в страны СНГ в 2004-2007 годах на 42.3-54%. импорт - на 46,8-53,4%.
Сотрудничество России со странами СНГ является одним из основных направлений во внешнеэкономической политике России, оказывающим существенное влияние на развитие российской экономики.
2.2 Межгосударственные кредитные учреждения
Международный валютный фонд (МВФ) - межправительственная финансово-кредитная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко - и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
Участники МВФ - 184 государства, включая все республики бывшего СССР. Официальные цели МВФ: способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере; содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами - членами; оказывать помощь странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте; предоставлять консультационную помощь по финансовым и валютным вопросам странам-членам; осуществлять контроль за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях и др.
Всемирный банк является крупнейшим источником помощи развитию. Он осуществляет деятельность более чем в 100 развивающихся государствах, уделяя основное внимание оказанию содействия беднейшим слоям населения и беднейшим странам.
Членами Всемирного банка являются более 180 стран -членов. Страны-члены являются акционерами, наделенными властью принятия окончательных решений Всемирного банка.
Хотя Всемирный банк наиболее известен своими финансовыми услугами, он также предоставляет аналитические и консультативные услуги и занимается обучением и наращиванием потенциала в развивающихся странах всего мира.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудс (США) и начал свою деятельность в 1945 г. Входит в систему ООН в качестве специализированного учреждения, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь ООН взяло на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов.
Участники МБРР - 184 государства.
Цели МБРР: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов.
Международная ассоциация развития (МАР) была создана в 1960 г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятельности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Если учесть к тому же, что это были самые отсталые в экономическом отношении государства, то цель борьбы с бедностью оказывалась неэффективной. Образовав фонд льготного кредитования через МАР, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны. Причем членами МАР стали такие страны, как Индия, а затем Китай. В состав МАР входят 164 государств-членов.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956г. и является крупнейшим источником прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. Членами МФК являются 175 стран, включая все бывшие союзные республики.
МФК стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей. Усилия МФК направлены на достижение главной цели – повышение качества жизни населения в развивающихся странах – членах. МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем: финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран; оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках; предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.