По предварительным данным, общее количество морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2002 г. составляет 1055 судов общим дедвейтом 11,5 млн т, из которых 57,8% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами (в 1992 г. эта величина составляла 18,4%). Состояние морского флота в современных экономических условиях характеризуется следующими негативными тенденциями: уменьшается число торговых судов, эксплуатируемых под отечественным флагом в крупных судоходных компаниях (за последние 5 лет в 2,4 раза). Однако темпы снижения за последние 3 года существенно сократились; сохраняется объективная целесообразность строительства, регистрации флота и осуществления судоходного бизнеса за рубежом; снижается участие национального флота в перевозках российских внешнеторговых грузов (в 1992 г. в общем объеме загранплавания они составляли 34%, в 2000 г. - всего около 6%); продолжается активный износ флота, зарегистрированного под отечественным флагом. В связи с незначительным пополнением флота средний возраст российских судов составляет около 20 лет, в результате происходят снижение экономической эффективности его использования, снижение уровня безопасности мореплавания и возрастание экологической угрозы при эксплуатации устаревших судов; снижается надежность работы обеспечивающих видов флота (ледокольного, аварийно-спасательного, служебно-вспомогательного, природоохранного, дноуглубительного и др.). Значительная часть этих судов устарела не только физически, но и морально.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций была разработана подпрограмма "Морской транспорт", входящая в состав Федеральной целевой программы (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России". Совершенствование системы управления морскими портами Министерством транспорта Российской Федерации с учетом сложившейся международной практики торгового мореплавания, накопленного за последнее время опыта разработана система совершенствования структуры государственного управления морскими портами. Созданные в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 17.12.1993 г. N 1299 морские администрации портов (МАП) обеспечили государственное регулирование портовой деятельности в условиях приватизации и перехода на рыночные методы хозяйствования. В этот период увеличился объем перегрузки внешнеторговых грузов в портах Санкт-Петербург, Новороссийск и Мурманск. Введены новые мощности по перегрузке более 30 млн т грузов в год. Учитывая стратегическое значение портов в обеспечении экономической безопасности и транспортной независимости страны, принятие ФЦП, а также изменения в гражданском, налоговом и других законодательствах вызвали необходимость осуществить комплекс мер, направленных на совершенствование системы управления и государственного регулирования портовой деятельности, которые позволят более эффективно контролировать деятельность администраций морских портов, других специализированных учреждений и предприятий по безопасности мореплавания, охране окружающей среды, развитию портовых объектов и иной прибрежно-береговой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности. Важнейшим этапом совершенствования системы управления морским транспортом является реорганизация МАП, которая осуществляется в целях приведения их статуса в соответствие с действующим законодательством, а также разделения административно- властных полномочий и хозяйственных функций.
В настоящее время признано необходимым преобразовать МАП в государственные учреждения - Администрации морских портов, наделенные, в соответствии со ст.9 КТМ, административно-властными полномочиями по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту. Администрации морских портов возглавят капитаны портов, назначаемые Минтрансом России. Финансирование администраций будет осуществляться в переходный период за счет внебюджетных источников. С 2003 г. предполагается содержать администрации за счет средств федерального бюджета, формирование доходной части которого будет дополнено платежами за специализированные услуги администраций. Предусматривается создать администрации и в тех портах, где в настоящее время служба капитана порта является структурным подразделением акционерного общества. Кроме того, планируется создание федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Росморпорт", подчиненного Минтрансу России и являющегося субъектом естественной монополии на транспорте. Основными задачами ФГУП "Росморпорт" предполагаются следующие: содержание, ремонт, реконструкция, развитие гидротехнических сооружений, перегрузочного оборудования, служебно-вспомогательного флота и иного имущества в морских портах и прибрежно-береговой инфраструктуре; сдача в аренду федеральной собственности в морских портах и организация контроля за ее эффективным использованием арендаторами; инвестиционная деятельность в морских портах по развитию и реконструкции существующих портовых мощностей, строительству новых объектов портового хозяйства и прибрежно- береговой инфраструктуры гражданского назначения. Деятельность Росморпорта будет осуществляться за счет получаемых портовых сборов, арендной платы и иных доходов от хозяйственной деятельности.
Предполагается создание филиалов - Балтийского, Дальневосточного, Северного, Южного бассейнов, а также филиалов в морских портах. Это предприятие будет получать ежегодно портовые сборы на сумму, сопоставимую с размером портовых сборов, которые сейчас получают МАП. В настоящее время за счет средств, полученных от портовых сборов, строятся объекты Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, региональной системы безопасности мореплавания в восточной части Финского залива, системы управления движением судов в различных портах и другие объекты, имеющие общеотраслевое значение. Значительная часть доходов от портовых сборов направляется и будет направляться на дноуглубление подходных каналов и акваторий морских портов, содержание средств навигационного оборудования, государственных лоцманских организаций, обеспечение ледокольной проводки в портах Архангельск, Выборг, Санкт-Петербург, Ванино и др., а также на ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений и т.д. Централизация финансовых ресурсов позволит более эффективно за счет внебюджетных источников финансировать наиболее перспективные проекты строительства новых портовых мощностей, входящих в федеральную целевую программу. В целом предполагаемая реорганизация направлена на приведение статуса портовых властей в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и создание условий для концентрации материальных и финансовых ресурсов на решение наиболее важных, приоритетных задач в области морского транспорта.
В результате планируемых преобразований по совершенствованию государственного регулирования портовой деятельности ожидается следующее: приведение административно-властных структур в морских портах в соответствие с действующим законодательством; унификация и вертикальная интеграция управления государственным имуществом в портах; уменьшение числа федеральных государственных предприятий, подведомственных Минтрансу России; консолидация финансовых ресурсов в целях осуществления мероприятий в рамках ФЦП; сохранение сложившихся налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Представленные предложения по совершенствованию системы управления и регулирования портовой деятельности отражены в концепции федерального закона "О морских портах Российской Федерации", которая была рассмотрена и одобрена на заседании правительственной комиссии по транспортной политике в июле 2001 г. О морской коллегии при правительстве Российской Федерации В декабре 2001 г. в Санкт- Петербурге в историческом здании Адмиралтейства было проведено первое заседание морской коллегии при правительстве Российской Федерации. Выбор места проведения заседания диктовался целью - отдать дань уважения памяти основателю города - Петру Великому. На берегах Невы закладывалось морское могущество нашего Отечества, и здание, где прошло первое заседание морской коллегии, вот уже более двух столетий олицетворяет величие России как морской державы.
Во вступительном слове при открытии заседания председатель коллегии М.Касьянов отметил, что замысел создания морской коллегии при правительстве Российской Федерации заключается в назревшей необходимости координации со стороны правительства действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных, общественных, промышленных и других организаций, связанных с морской деятельностью. По сути, как отметил премьер, в государстве создается механизм реализации национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г., и закладываются основы долговременного и преемственного курса эффективного развития морского потенциала и обеспечения безопасности страны. Было подчеркнуто, что морской транспорт России должен работать в интересах государства, обеспечивая рост экономики и благосостояния населения. С докладом по основному вопросу выступил первый заместитель председателя морской коллегии И.Клебанов. Он отметил, что для нашей страны большим событием последних лет стало принятие президентом и правительством Российской Федерации решения по преодолению негативных тенденций, сложившихся практически во всех областях морской деятельности. Освоение и использование Мирового океана исторически имеют для нашей страны жизненно важное значение практически во всех областях - социально- экономической, военной, международной, научно-технической, культурной и др. Накопился комплекс проблем, который оказывает существенное влияние на национальную безопасность России. Проблемы морской деятельности государства, решение которых не терпит отлагательства, тесно связаны с экономической безопасностью страны. Отчетливо определились неблагоприятные для национальной безопасности России факты - уход судов под "удобные" флаги и строительство новых судов преимущественно на иностранных верфях. Эти тенденции имеют экономические корни и обусловлены прежде всего нестабильностью российского нормативно-правового поля, нерациональным налогообложением, неконкурентными условиями пошлин на закупки судов и комплектующего оборудования, отсутствием государственной политической и финансовой поддержки российских судостроителей и судовладельцев.
Говоря о военно-морской деятельности, которая характеризует реальную способность защитить интересы России в Мировом океане, докладчик подчеркнул, что в Морскую доктрину включено положение о том, что задачи по защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, а также главные цели, принципы и приоритетные направления военно-морской деятельности страны изложены в основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. Эти основы являются не только составной частью военной доктрины, но и неотъемлемой составляющей Морской доктрины. Военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности в Мировом океане, отнесена к категории высших государственных приоритетов. Трагедия с подводной лодкой "Курск" высветила многие проблемы флота. Ограниченность экономических ресурсов и возможностей государства требует сконцентрировать их на тех направлениях деятельности, которые наиболее важны для обеспечения социально-экономического развития страны и ее национальных интересов.
В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г. изложены следующие виды деятельности: морские перевозки; освоение и сохранение ресурсов Мирового океана, в том числе биологических, минеральных и топливно-энергетических; совершенствование научной деятельности; развитие судостроения; обеспечение безопасности мореплавания, поиск и спасание на море, защита и сохранение морской среды; информационное обеспечение. Такая направленность действий должна обеспечить реализацию национальной морской политики, способствующей устойчивому экономическому развитию государства и национальной безопасности.
В своем выступлении заместитель председателя морской коллегии главнокомандующий Военно- Морским Флотом В.Куроедов обратил внимание на необходимость постоянного наращивания усилий в деле сохранения и развития всех составляющих морского потенциала государства, в том числе его главной силовой основы - Военно-Морского Флота. Министр транспорта С.Франк отметил невозможность решения в рамках ведомственных подходов проблем, которые сложились на флоте. Решение хозяйственных вопросов на уровне морской коллегии, в состав которой входят члены правительства России, может дать положительный экономический эффект. При этом министр рекомендовал морской коллегии выполнение Морской доктрины по региональным направлениям (Северное, Балтийское, Каспийское, Дальневосточное). Кроме того, С.Франк поддержал позицию скорейшего приостановления вывода российского флота под "удобные" флаги благодаря созданию российского международного реестра. "Морская деятельность России и ее силовая основа - Военно-Морской Флот - отныне и навсегда будут находиться под постоянным и неослабным контролем президента, правительства и федерального собрания Российской Федерации, а ее результаты составят неотъемлемую часть планов и программ социально-экономического развития государства", - заявил в заключительном выступлении председатель морской коллегии М.Касьянов. Принимая во внимание, что в 2003 г. исполняется 130 лет со дня образования в России Общества для содействия русскому торговому мореходству, а также 300 лет со дня основания Санкт- Петербурга и в целях привлечения внимания федеральных органов законодательной и исполнительной власти к проблемам российского торгового флота, собрание постановило провести в сентябре 2003 г. в Санкт-Петербурге второй морской форум России. Необходимую подготовительную работу поручено провести администрации СОРОССа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристархов В. Возрождать флот – забота общая. // Морской флот. - №5. - 1999.
2. Грачев Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно – импортных и внутренних коммерческих операциях: Практическое пособие. – М., 1996.
3. Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация перевозок грузов. – М., 1997.
4. Драницын А.Г. Морской Флот Российской Федерации: ретроспектива, состояние, перспектива, проблемы. // Морской флот. - №№1, 2. - 2000.
5. Материалы Интернет –сайта: «Морской флот России».
6. Неруш Ю.М. и др. Грузовые перевозки и тарифы: Учебное пособие. – М.: «Транспорт», 1988.
7. Николайчик В. Программа возрождения флота России не выполняется в задуманном объёме. // Морской флот. - №№ 3, 4. - 1998.
8. Павловский И.Г. Проблемы и перспективы развития транспорта. – М.: «Транспорт», 1980.
9. Удовенко В.М., Ярцев А.И. Грузовые перевозки и тарифы. – Минск: Выш. Шк., 1986.