Мифология и этика буддизма

4. Дхарма – закон, истина, путь


     Важнейшим  для буддистов  является  понятие  дхармы — оно  олицетворяет учение  Будды,  высшую истину, кото­рую  он  открыл  всем существам. «Дхар-ма» буквально  означает  «опора»,  то,  что  поддерживает». Слово «дхарма» оз­начает  в буддизме  моральную  доброде­тель, прежде  всего — это моральные  и духовные  качества  Будды,  которым  ве­рующие  должны  подражать. Кроме того, дхармы — это  конечные  элемен­ты, на  которые, с  точки  зрения будди­стов, разбивается  поток  существования.

     В своей  первой  речи  после  Про­светления  Будда  сравнивает  способно­сти разных  людей к  постижению Дхар­мы с  разнообразием  лотосов  в пруду:

«И оглядев мир своим оком  Просвет­лённого, Благословенный,  преиспол­ненный сочувствия  ко  всем  живым  су­ществам,  увидел  существа,  умственный  взор которых  лишь  чуть запорошён пылью, и  существа, чей  умственный  взор покрыт  густым  слоем  пыли;  уви­дел  существа с острой  восприимчиво­стью  и  с восприимчивостью вялой,  су­щества, имеющие  благоприятную  фор­му,  существа,  легко поддающиеся  вну­шению  и  трудно поддающиеся  внуше­нию, а также  увидел  существа, пребы­вающие  в страхе  перед  иным  миром  и  в  страхе перед  грехом.

     Подобно  тому  как  в  пруду,  заросшем  голубыми  лотосами,  или  в пруду,  заросшем  белыми  лотосами,  одни  лотосы,  рождённые  в  воде,  выросшие  в  воде,  не  поднимаются  над  водой,  другие,  рождённые  в  воде,  выросшие  в  воде,  стоят  вровень  с  поверхностью  воды,  а  третьи,  рождённые  в  воде,  выросшие  в  воде,  поднявшись  над  водой,  стоят  так,  что вода  их  не  касается» 

     Будда, как  никто  иной,  понимал, что  люди  от  рождения  не похожи  друг  на друга и  нельзя  к  ним  подхо­дить  с одной  и  той  же  меркой: одним Дхарму нужно  долго  растолковывать,  другие  поймут  её  на лету, третьим  по­требуется привести  множество  примеров,  четвёртых  придётся   учить йоге и т. п. Не существует  единого, универ­сального свода  буддийского  веро­учения, пригодного  для  всех. Нет уни­версальной  формулы Дхармы  на  все  случаи жизни; есть  Дхарма,  изложен­ная  с учётом  индивидуальных  особен­ностей каждой группы  верующих. По­этому  буддийское  учение  может  быть  выражено высоким  учёным стилем  и  простой  народной  речью, в стихах  и  в  прозе, изображено на  священной   диаграмме (мандале) и на  красочной  картине.

     Разные  цели  преследуют  и  буд­дийские  проповеди. Высшей  целью  всегда остаётся  нирвана, но  достичь  её  трудно — это  под  силу  лишь самым упорным и  одарённым. Для  простых людей, не  способных  на  значитель­ные  духовные усилия  в  нынешнем  своём  состоянии,  промежуточным  этапом  может  стать воплощение  в  лучших  условиях  или  возрождение на  небесах  какого-нибудь будды, с помо­щью  которого  они в дальнейшем  до­стигнут  нирваны.



5. Четыре благородные истины

 

     Проповедь своего  учения  Будда  на­чал с «четырёх благородных истин»:

о  страдании  и  причине  страдания,  об  устранении  причины  страдания и о пути  к  прекращению страданий. Обращаясь  к  ученикам (бхикшу),  он  говорил: «А вот,  бхикшу,  благая  истина  о  том, что существует  стра­дание. Рождение — страдание, ста­рость — страдание, болезнь — стра­дание, смерть — страдание; соеди­нение  с тем, что  неприятно, — стра­дание; разъединение с тем, что  при­ятно, — страдание; когда  нет  возмож­ности  достичь  желаемого — это тоже страдание.

     А вот, бхикшу, благая  истина  о  том, что  страдание  имеет  свою  при­чину. Это жажда, ведущая  к  перерож­дениям, связанная с  наслаждением  и  страстью, находящая  удовольствие  то  в одном, то  в другом. Жажда  бывает  трёх  видов:  жажда  чувственных  удо­вольствий,  жажда  перерождений,  жажда  существования.

     А вот,  бхикшу, благая  истина о  том, что  страдание  может  быть  унич­тожено. Это  уничтожение  жажды и  полное  уничтожение  страсти, отказ  от  них, отречение  от  них, освобожде­ние  от  них, отвращение  от  них.

     А  вот, бхикшу, благая  истина о том, что  существует  путь, ведущий  к уничтожению  страдания».

     Согласно  первой  истине, всё  су­ществование  человека  есть  страдание, неудовлетворённость,  разочарование. Даже  счастливые  моменты  его  жизни в конечном  итоге  приводят  к  страда­нию,  поскольку  они  связаны с «разъ­единением  с  приятным».  Хотя страда­ние  универсально, оно  не  является изначальным  и  неизбежным  состоя­нием  человека,  поскольку  имеет  свою причину — желание  или  жажду  удо­вольствий, — которая  лежит  в основе привязанности  людей  к  существова­нию  в  этом  мире. Такова  вторая  бла­городная  истина.

     Пессимизм  первых  двух  благо­родных  истин  преодолевается  благо­даря следующим  двум. Третья  истина  гласит, что  причина  страдания,  по­скольку она  порождена  самим  челове­ком,  подвластна  его  воле  и  может  быть  им  же и  устранена — чтобы  по­ложить  конец  страданиям  и  разоча­рованиям, надо прекратить  испыты­вать  желания.

      О том,  как  достичь этого, гово­рит  четвёртая  истина,  указывающая восьмеричный  благородный  путь:

"Этот  благой  восьмеричный  путь  та­ков: правильные  взгляды,  правиль­ные намерения,  правильная  речь, правильные  действия,  правильный  образ  жизни, правильные  усилия,  правильное  осознание  и  правильное  сосредоточение».

     Таким образом, восьмеричный  путь  включает  три  основных  упражнения  в нравственности, созерцании и  мудрости: культуру  поведения (правильные мысль, слово, дей­ствие), культуру   медитации (пра­вильные осознание и сосредоточе­ние) и  культуру  мудрости (правиль­ные взгляды).

     Культура поведения — это пять (или десять) основных  заповедей (панчашила); не  убей,  не  бери  чу­жого,  не  лги,  не  пьянствуй,  не  прелю­бодействуй; а  также добродетели  щедрости,  благонравия,  смирения,  очищения и т. п.

     Культура  медитации — это сис­тема  упражнений, ведущих  к  достиже­нию внутреннего  умиротворения, от­странённости  от  мира  и обузданию  страстей.

     Культура  мудрости — знание  че­тырёх  благородных  истин.

     Из  всех  четырёх  благородных  истин  именно  восьмеричный  бла­городный  путь  составляет  главное  своеобразие  буддизма. Будда  не  просто  говорит о возможности  освобождения, но и  указывает  путь, следуя  которому  каждый человек  собственными  силами,  без  помощи  Будды,  способен  достичь  свободы  и  сам  стать буддой.  Всё  это  очень  отличается от  других известных религий — ни  одно  религиозное  учение  не  признаёт, что  человек  может своими  усилиями  сделать себя  богоподобным  существом.

     Встав  на  этот  путь,  можно  прий­ти  к  высшей  цели  человека — выхо­ду из круговорота  перерождений (сансары), а значит, к  прекращению  страданий  и достижению  состояния  освобождения — оно  и  есть  нирвана.  Следование только  моральным  заповедям  приносит  лишь  временное  облегчение.

      Четыре  благородные  истины  во  многом  напоминают  принципы  ле­чения: история болезни,  диагноз,  признание  возможности  выздоров­ления,  рецепт лечения.  Не случайно  буддийские  тексты  сравнивают  Буд­ду с  врачевателем, который  занят  не  общими  рассуждениями,  а  практическим  излечением  людей от духовных  страданий.  И своих  по­следователей  Будда  призывает  посто­янно работать  над  собой  во  имя  спасения, а  не  тратить  время на  раз­глагольствования о предметах, кото­рых  они  не  знают  по  собственному

опыту. Он  сравнивает  любителя  от­влечённых  разговоров  с  глупцом,  который вместо  того,  чтобы  позво­лить  вытащить  попавшую в  него  стрелу,  начинает рассуждать о том, кем она была  выпущена, из  какого  материала  сделана и т. п.

     Другими  важными  положениями  учения  Будды   являются  три  характе­ристики бытия (трилакшана): стра­дание (духкха),  изменчивость (анитья)   и  отсутствие неизменной  души (анатман), а  также  учение  о  взаимо­зависимом возникновении  всех  ве­щей (пратитъя самутпада).

     В мире  нет  ничего  вечного — вся­кое  существование  имеет  начало  и  ко­нец, а раз так, то  не  может  быть и  не­изменной  души. Человек  состоит  из  пяти скандх: телесного (рупа), ощуще­ний (ведана),  распознавания (санджня), кармических  импульсов (санскар) и  сознания (виджняна). После смерти большая часть  скандх  разрушается.

      Существует  мнение,  согласно  которому  этика  Будды  принципиально  безличностна.  Оно  по  меньшей мере  односторонне.  Действительно,  восхождение  к  нирване  означает  погружение  в  абсолютно  безличное,  внутренне  нерасчленённое  состояние.  В  этом  заключается  спасение  человека.  Однако  осуществляется  оно  исключительно  в  результате  усилий  самого  человека,  на  основе  его  свободного  индивидуального  выбора.  Всё  определяется  мерой  добродетельности  намерений  и  поступков  индивида,  обнаруживаемых,  правда,  во  всей  совокупности  предшествующих  рождений.  Поскольку  нравственная  судьба  человека  полностью  подконтрольна  ему  самому  и  возможности  его  спасения  не  ограничены  ничем,  кроме  его  собственных  грехов  и  ошибок,  то  по  этому  признаку  этику  Будды  вполне  можно  квалифицировать  как  этику  личности.  Как  полагает  Будда,  человек,  чтобы  утвердиться  в  качестве  нравственной  личности,  должен  победить  самого  себя  как  обособленного  эмпирического  индивида.  В  этом  смысле  его  можно  упрекнуть  в  том,  что  он  предельно  этизирует  понятие  личности.

     Учение  Будды  нацелено  на  прекращение  человеческих  раздоров  через внутреннее  самосовершенствование  личности.  В  его  основе  лежат  нравственные  цели.  При  этом  нравственность  интересует  Будду  прежде  всего  в  её  практически  действенном  выражении,  как  путь  спасения.  Вопросы  её  философско-доктринального  обоснования  он  оставляет  в  стороне.  Точно  так же  в  учении  Будды   крайне  слабо  выражен  религиозный  элемент.  Правда,  ученики  Будды  были  организованы  в  монашеские общины.  Община (сангха)  наряду  с  учителем  и  учением – одно  из  трёх  прибежищ  буддиста.  Однако  сама  община  цементировалась  во  времена  Будды  общностью  духовно-нравственных  стремлений  и  соответствующего  образа  жизни;  составленный  им  устав  общины  основывается  на  прецедентах.  Буддизм  в  его  первоначальном  содержании  не  был  отгорожен  от  мира  ни  философским,  ни  религиозным  панцирем.  Это  предопределило  его  удивительную  пластичность,  способность  к  изменениям  и  ассимиляции.  На  почве  разнообразных  философских  и  исторических  традиций  буддизм  стал  быстро  видоизменяться,  он  разделился  на  ряд  течений,  из  которых  наиболее  значительными  стали  северный  буддизм (махаяна,  что  переводится  как  «большая колесница»)  и  южный  буддизм (хинаяна, «малая  колесница»).  Одновременно  происходило  обожествление  образа  Будды,  превращение  буддизма в  религиозное  мировоззрение  и  практику.  В  таком  виде  он  дошёл  наших  дней.  Буддизм  имеет  сегодня  сотни  миллионов  приверженцев  и  является  очень  заметным,  значимым  элементом  в религиозно-культурном  многообразии  современного  мира.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.      А.А. Гусейнов. Великие моралисты. Москва 1995г.

2.      А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8

3. Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ.

4. Этика

5. Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+», 1996г.

6. Словарь по этике. Под ред. Кона. М: 1981г.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать