Монотипия

Таким образом, с помощью красочного материала, поверхности матрицы и поверхности, на которую производится печать, можно косвенно контролировать окончательный результат.

«Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем,  что придет в Вашу творческую голову. :)

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности  используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до офортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии».


Способы создания монотипии

 

«Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия».

Берете выбранную твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете  бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии».

Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушлении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.

Второй способ

Когда краска  наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные  реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ

Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань  или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента.  Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то,  до того, как вы положите его на краску,  легкими движениями простого карандаша можете  наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что  наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист.

Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.

Пятый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от  внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.

Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.

Ну и шестой способ — смешанная техника

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Другим вариантом акварельной монотипии может быть следующий.

В этом случае порядок работы будет иным. Делаете рисунок карандашом. Накрываете его обезжиренным стеклом, хорошо промытым теплой водой с мылом и досуха вытертым. Работаете по стеклу не очень жидкими акварельными красками и даете им высохнуть. Смачиваете водой чистый лист бумаги и, дав ему чуть-чуть «подвинуть», накройте им стекло. Притираете бумагу к стеклу (как в случае с масляными красками) и осторожно снимаете оттиск.

Нюансы монотипии.

Говорит Валерий Сыров

…На чём делается монотипия? Руководств по монотипии не было. Кто-то из художников "баловался", но техника-то не тиражная, не интересно получать только один оттиск с печатной доски, когда в офорте печатай хоть сто с одной формы. Где-то я прочитал, что монотипия пишется на металлической пластине. Пробовал - не понравилось. Всё хорошо, но цвет контролировать очень сложно, особенно, когда любишь тонкие цветовые отношения, "валёры". Почему? Металлическая доска имеет свой собственный серо-стальной цвет с характерным блеском. Что-то вдруг стукнуло в голову: а не попробовать ли белый пластик? Первую доску я вырезал из столешницы старого кухонного стола. Располировал. Нарисовал. Отпечатал. Понравилось! С тех пор работаю только на пластике.
Кстати, разный пластик "отдаёт" краску по-разному, и нужно искать то, что подходит. Использовать можно прозрачный плексиглас, подложив под него белую бумагу. Можно писать на грунтованном картоне, получая эффект холста. Краски обыкновенные масляные. Люблю старые ленинградские, они тонкотёртые и дают прозрачность, нежный акварельный эффект. Пользуюсь и типографской краской. Пробовал делать монотипию акварелью, но не понравилось. Акварель быстро сохнет на доске, краску нужно разводить с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Да и акварельные оттиски, как ни странно, не дают "акварельности". Получается сухой жесткий отпечаток. Разбавители тоже могут быть разными: керосин, пинен, скипидар и т. д. Главное, чтобы работа на доске не сохла слишком быстро. В конце концов я научился работать над изображением в течение суток. Опять-таки экспериментально добавляя в разбавитель такие компоненты, которые приостанавливают высыхание : глицерин, пару капель машинного масла. касторку и прочее. Можно посоветоваться с химиками.

И за работу!..

Чем хотите, тем и пишите. Кисти обыкновенные. Особенно люблю широкие и тонкие кисти, и плоские, и круглые, из искусственного волоса. Они упруги, хорошо держат краску. А можно использовать щетинные старые стёртые кисти для передачи различных фактур. Поскольку работать приходится на гладкой, идеально отполированной поверхности, нужно приспосабливаться - это вам не холст и не бумага! Кисть скользит, краска не всегда ложится как надо. Но в чём плюс? Ну не получается, что хочешь - возьми тряпочку и сотри. Доска или неудачное место на доске снова чистые. Работай дальше. Поэтому оттиск всегда свежий. Попробуй в акварели поисправлять - замучаешь бумагу, да и "пот" виден, а акварель этого не любит.

…Так вот, кроме кисти, в зависимости от настроения и задачи я применяю различные подручные средства: кусок стекла для получения фактуры "на отлип", кусочки линолеума вместо шпателей. Нравится работать при помощи использованных телефонных пластиковых карточек. Нарезаю из них "шпателёчки" различной формы. Применяется заточенная деревянная палочка, да и черенок кисти. Один из любимых инструментов - тампон их капронового чулка. Белила в монотипии традиционно не применяются, как и в акварели. Белые места получаются за счет удаления красочного слоя. Хотя... Сергей Сыров (Крыллер) очень даже применяет, и успешно. Получается, и неплохо. Так что нет здесь табу - твори, выдумывай, пробуй...

Те, кто хотят заняться монотипией, могут найти в инете большое количество материала - от исторической справки до описания технологий. Поэтому я пишу всего лишь о собственном опыте. Несколько слов об опасностях, подстерегающих начинающего монотиписта. Вы помните о том, что отпечаток будет зеркальным отображением вашей работы? Забыв об этом, с изумлением будете рассматривать собственную подпись на непонятном языке в другом углу картины, лошадь развернётся и поскачет в противоположную сторону, а знакомый пейзаж, особенно городской, кардинально изменится. Левосторонняя и правосторонняя композиции ещё ждут своего исследователя. Пересмотрите на досуге, взяв в руки зеркало, знакомые с детства картины... Меня впечатлили "Проводы покойника" Перова: скорбная процессия возвращается с гробом домой. Это относится к любому виду эстампа, и профессионал-то держит такое в голове, а новичок... Вот и попробуй написать тут что-то с натуры, чтобы композиция "держалась". О пленере и говорить нечего: от станка далеко не отойдёшь!

Второе предупреждение. Уважаемые "коровинцы", пастозная живопись в монотипии не пройдёт! Густой мазок расплющится под давлением вала, и вы получите бесформенные красочные пятна. Радуйтесь, бедные любители лессировочной живописи: дорогую по нынешним ценам краску вы сэкономите.

Хорошо это или плохо, в монотипии присутствует элемент случайности. Далеко не всегда оттиск получается таким, как на доске. Это зависит и от давления, и от свойства красок. И вот ещё что: мазок, нанесённый сверху на доске, оказывается при печати внизу, ближе к бумаге. А как досадно бывает, когда на доске работа сияет, и видишь ну прямо-таки шедевр, а отпечаток не получается - краска пересохла и не хочет переходить на бумагу! Дави не дави - всё бесполезно. Значит, не судьба шедевру увидеть свет. Ничего, в следующий раз осчастливите мир. Бывает и так, что работу сделаешь за считанные минуты, и получится, по словам одного поклонника моего творчества: "Это - как выдох". В работе всё есть. Пытаешься повторить - не получается.

Доска готова, начинаем печатать. Аккуратно кладём работу лицевой стороной вверх на талер печатного станка. Накладываем сверху слегка увлажнённую бумагу, прикрываем куском плотной ткани (фетр, шинельное сукно) и прокатываем при слабом давлении. Отгибаем уголок бумаги и смотрим на оттиск. Если отпечатывается слабо, усиливаем давление. Вот и всё. Монотипия готова.

Добавить к вышеизложенному можно, пожалуй, лишь то, что в монотипии одной из возможностей является использование трафарета. При этом следует учитывать композиционные моменты формы трафарета. Трудноуправляемым, но очень зрелищным эффектом при использовании трафарета является затекание краски. Контролировать его можно при помощи вариации толщины и разжиженности красочного слоя у границы трафарета.


Заключение

В заключение - о прикладных аспектах монотипии, в каких сферах она может быть использованна и т.п.

Во-первых, хотелось бы сказать о монотипии как об отдельной технике графического листа. Графическим листом, выполненным в технике монтипии, считается исключительно оттиск, получаемый при печати. Все остальное, каким бы оно ни было, - смешанная техника - любые доработки после оттиска превращают графический лист в таковую. Это именно выделяет монотипию в качестве отдельного искусства. (рис. 1, 2, 3)

Смешанные техники с использованием монотипии имеют возможность самого разнообразного приложения. Монотипный оттиск может быть использован в создании графического листа. В частности, на большой графический лист может быть нанесен прозрачный монотип через трафарет, или при создании фактуры могут быть использованы различные печатные формы и цвета. Так же вариантом использования монотипии в смешанной технике может быть штамп.

Монотипия в смешанной технике может использоваться и в декоративном искусстве.

Кроме того, замечательные живописные работы можно получать при использовании масляной монотипии. (рис. 6, 7)

Смешанная техника монотипии и компьютерной графики имеют большой потенциал, но недооценены в графическом дизайне. (рис 4, 5)

Таким образом, монотипия - эффективная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.


Источники:

Творческий клуб Тигель tigelclub.ru

Живой Журнал художника Валерия Михайловича Сырова (Одесса)

http://syrov.livejournal.com

http://bookmarks.com.ua/hottopics167650.html

Википедия, свободная энциклопедия.


Список иллюстраций:

1.                 «Бегун». Стохатипия автора

2.                 «Актриса». Серик Кулмешкенов

3.                 «Свидетельница времени». Серик Кулмешкенов

4.                 «Троль». Смешанная техника, работа автора.

5.                 «Колонны». Смешанная техника, работа автора

6.                 «Большак». Валерий Сыров

7.                 «Дом на горе». Валерий Сыров.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать