Туризм охватывает многие области жизнедеятельности человека, и поэтому изучение туризма тесно связано с изучением психологии. Туристские ресурсы присутствуют практически во всех уголках Земли, на всех континентах и во всех странах. На условиях свободы выбора направления и вида туризма организаторам туризма важно знать и прогнозировать туристские потоки и даже управлять ими [48, с.89].
Без изучения и понимания мотивации желаний клиента невозможно правильно построить тур и предложить его на рынке потребителя, а главное, удовлетворить желание клиента, обеспечить ему положительную гамму туристских впечатлений и эмоций. Закон «ложка дёгтя в бочке мёда» безукоризненно действует в туризме и достаточно малейшего срыва, чтобы положительное впечатление от тщательно подготовленного и организованного путешествия было утрачено.
При организации необходимо тщательное изучение моделей поведения человека в различных ситуациях, мотивации принятия решений, выбора вида отдыха, главных целей, направления путешествия, выбора партнёров и туристской фирмы.
Мотивы совершения путешествий самые различные и существенным образом зависят от возраста, уровня интеллекта, состоятельности (наличия финансовых средств), принадлежности к тому или иному сословию или кругу общества, а также многие другие факторы, влияющие на выбор.
Туристом становятся по различным мотивам: в целях отдыха и досуга, расширения кругозора и познания неизведанного, для развлечения, по религиозным мотивам, в целях лечения, посещения родственников и по многим другим [52, с.208].
Психология занимается, широким спектром знаний в этой области и её методы широко используются, в маркетинге туризма.
Изменения в мотивациях при выборе путешествия влекут за собой весьма негативные последствия для туристской фирмы, предлагающей туристский продукт на рынке потребителя. Проявление невнимания к настроениям, моде, общей политико-экономической ситуации и множеству других факторов, существенным образом влияющих на мотивационный исход, определяющий направление туристских потоков, влечёт за собой потерю клиентов и экономические трудности в туристской деятельности.
Последнее время жители крупных городов и промышленных центров предпочитают «зеленый» или экологический туризм в местности с сохранившейся экологически чистой природой.
Проектирование туристского продукта начинается за два года до представления его на оптовую продажу на туристских выставках или ярмарках. Необходимо иметь профессиональное понимание, чутьё и глубокий опыт прогнозирования туристского платежеспособного спроса, который в значительной мере зависит от факторов и событий, определяющих бытие человека и сообщества.
Понятие мотива действия выступает значимой категорией среди тех психологических понятий, которые нужны для того, чтобы раскрыть, в чём заключается сущность сложного человеческого действия, поскольку мотив является реальным компонентом прогресса, приводящего к осуществлению человеком целенаправленного действия, и без понятия мотива нельзя раскрыть психологическую природу человеческих действий.
Чтобы истолковать мотивацию поведения человека, требуется предварительно выполнить задачи:
1. Классифицировать и систематизировать многообразные формы мотивации.
2. Теоретически осмыслить весь процесс целенаправленного поведения человека.
Это связано с установлением связей между звеньями мотивации, выявлением действительных и определяющих связей и присущих им закономерностей.
Определенные действия, влияющие на мотивирование поведения человека:
1) политические, представление о будущем, о перспективе, нравственные идеалы, достаточно действенные и влияющие на поведение, на систему целенаправленных действий;
2) достаточно действенные интересы к получению впечатлений (от спорта, искусства, развлечений различного характера);
3) стремление к организации жизни и быта;
4) сильная потребность в чём-то (в книгах, в деньгах, в эстетических впечатлениях и так далее);
5) достаточно сильное чувство (признательность, любовь, жалость и так далее);
6) действенные моральные убеждения необходимости соответствующим образом реагировать в известных ситуациях;
7) привычки;
8) подражание (мода на одежду, поведение, определённые манеры и так далее).
Эти группы психических образований, которые могут влиять на поведение, поступки человека, определять их, мотивировать их.
В основе мотивации поведения лежат психические процессы и образования, которые возникли в ходе социального развития человека, трансформировавшись из первичных социальных стремлений и потребностей, заставляющие расширить область мотивации и круг явлений, связанных с нею [46, с.205].
2.2.Основные методы исследования туристской мотивации
Наиболее распространённым социологическим методом по изучению спроса населения на туристские услуги является анкетирование. Под анкетированием понимается исследование, в процессе которого получают необходимую для решения поставленных задач информацию путём сбора и анализа ответов населения на ряд целенаправленных вопросов.
Анкета – очень гибкий инструмент исследования, так как вопросы можно задать разными способами.
Она должна быть тщательно разработана, опробована, все выявленные недостатки анкеты должны быть устранены до начала ее широкого использования. При подготовке анкеты туристские организации могут обратиться к специализированным компаниям по маркетинговым исследованиям, которые помогут выбрать необходимые вопросы, их форму, правильную формулировку и расположение вопросов. Самыми частыми ошибками при составлении анкеты бывают: постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать и которые не требуют ответов, и отсутствие вопросов, на которые обязательно следовало бы получить ответы.
Каждый вопрос должен быть проверен на предмет соответствия целей исследования. Вопросы, которые не так уж важны для цели исследования должны быть опущены, так как они затягивают процедуру и раздражают опрашиваемых. Важно обращать внимание на формулировку вопросов. При этом нужно использовать простые, недвусмысленные слова, которые не влияют на направление ответа. Особого внимания требует также определение последовательности построения вопросов в анкете. Первые вопросы должны порождать интерес у респондентов, трудные и личного характера вопросы следует задавить в конце, чтобы опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны идти в логической последовательности.
Заключительным этапом исследования является анализ и обобщение полученной информации, а также проверка полученных данных и результатов анализа на обоснованность, надёжность и достоверность.
Обработка информации, полученной в результате анкетирования, может производиться ручным и машинным способом. В основе анализа результатов анкетирования должны быть получены количественные оценки показателей, необходимые для прогнозирования.
Отличительным признаком мотивов является их целенаправленность. А для того чтобы действие было целенаправленным, человек должен сознавать, в чем он именно нуждается, чего ему не хватает.
Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов. Мотивы поведения стали отождествляться с потребностями людей.
Человек стремится удовлетворить самые разнообразные потребности. Некоторые из них становятся настолько актуальными, что мотивирует человека искать пути и способы их удовлетворения. Следовательно, мотив - это интенсивное давление потребности на личность. Удовлетворение потребности снимает у личности напряжение, но затем возникают новые потребности. Мотивационный процесс может быть представлен в виде пяти следующих друг за другом стадий: возникновение потребности, поиск путей удовлетворения потребности, определение направления действия, осуществление действия, удовлетворение потребности.
Конкретное поведение человека определяют разнообразные, разнонаправленные и не совпадающие по времени мотивы. Действия всегда являются итогом нескольких мотивов, каждый из которых оказывает действие на другие. Человек (турист) в свою очередь может ориентироваться на объективную ценность, и на различного рода символические преимущества, связанные с приобретением того или иного туристского продукта. Необходимо не только предугадать главные побудительные мотивы рыночных действий потребителя и определить весомость каждого из мотивов.
Проблема мотивов поведения должна изучаться тщательно, тем более исследования позволяют выявить туристские продукты, наиболее адекватно отвечающие требованиям рынка. Процесс мотивации весьма сложен и неоднозначен.
Существует достаточно большое количество теорий мотивации. Наиболее значимые из них:
1. Теория мотивации 3. Фрейда. Данная теория основана на признании действия отдельных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на различные стимулы внутреннего и внешнего характера. Данная теория важна для исследований, поскольку рассматривает человека, который должен быть удовлетворен приемлемыми с точки зрения общества способами.
2. Теория мотивации А. Маслоу. Данная теория базируется на том, что поведение человека обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей разного уровня. В первую очередь человек пытается удовлетворить наиболее важную для себя в данный момент времени потребность. Когда она будет удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается, и человек испытывает мотив к удовлетворению следующей по значимости потребности.
Полезность этой теории для исследований заключается в возможности понять, в какой степени потребитель готов платить деньги за удовлетворение потребностей. Можно сказать, что обычно следующая, более высокая потребность удовлетворяется лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие. На основе теории мотивации А. Маслоу осуществляются многочисленные программы предложения туристских продуктов, демонстрирующих статус, престиж, уважение, признание, способствующих самореализации и самовыражению личности.
Уровень социальных потребностей может быть использован для усиления мотивов путешествия в группах по любительским или профессиональным интересам, где предоставляется возможность реализовать такие стремления, как привязанность, сопереживание.
3. Теория мотивации Д. Шварца. Эта теория рассматривает рациональные и эмоциональные мотивы. В соответствии с такой классификацией выделяются основные, рациональные мотивы, побуждающие клиента к приобретению туристских услуг. Такие как:
- прибыль или экономия. Выражается, прежде всего, в экономии денег, времени и усилий для достижения определенного уровня удобства и комфорта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17