В результате проведенных исследований срочного тренировочного эффекта различных беговых упражнений все тренировочные нагрузки были разделены на следующие группы:
1. Нагрузки преимущественно аэробной направленности.
В среднем ЧСС при выполнении таких нагрузок находилась в границах 130-150 уд/мин, рН до 7,35 и ВЕ до 3. К такому виду нагрузок относили кроссовую подготовку и некоторые формы силовой работы - выпады, ходьба с высоким подниманием бедра (указанная силовая подготовка проводилась на отрезках от 100 до 600 м).
II. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия нами были подразделены на 2 зоны интенсивности: 1-я зона- ЧСС от 150 до 170 уд/мин; рН от 7,36 до 7,30 и ВЕ от 3 до 5 мэкв/л; 2-я зона - ЧСС от 175 до 185 уд/мин; рН от 7,30 до 7,20 и ВЕ от 10 до 15 мэкв/л.
В эту группу входили в основном следующие упражнения: бег на отрезках от 200 до 400м и бег на отрезках от 600 до 3000м (выполнение повторным и переменным методом), а также темповой бег на отрезках до 5000м.
Работа в смешанной зоне является своего рода переходом от совершенствования аэробных механизмов энергообеспечения к анаэробным. Поэтому бег в данной зоне применялся начиная с сентября, а его объем постепенно возрастал до января и с февраля по апрель. В январе и с апреля по июнь объем нагрузки в этой зоне резко снижался, что вызывалось значительным увеличением объема бега в анаэробной зоне.
Ш. Нагрузки анаэробно-гликолитического воздействия: ЧСС при такой работе составляла более 180 уд/мин; рН от 7,20 до 7,02 и ВЕ от 15до 27 мэкв/л. К ним относились бег на отрезках от 400 до 1000м (повторный и интервальный методы). Сюда относились также специальные беговые упражнения на отрезках от 100 до 600м.
1V. К нагрузкам анаэробно-алактатного воздействия мы относили упражнения скоростно-силового характера, выполняемые с максимальными усилиями (время выполнения 10-15 с). Бег в анаэробной зоне применялся на протяжении всего годичного цикла подготовки за исключением 1-го этапа подготовительного периода. Нагрузки анаэробного воздействия постепенно возрастают на протяжении всего годичного цикла, достигая своего пика.
Спортсменки и спортсмены регулярно тренировались в течение всего годичного цикла по 5 раз в неделю. Годичный цикл тренировок был разбит на периоды, которые, в свою очередь делились на этапы.
Подготовительный период: общеподготовительный этап (с августа по ноябрь - 13 недель) и специально-подготовительный этап (с ноября по февраль - 13 недель).
Соревновательный период: предсоревновательный этап (с февраля по апрель - 8 недель) и соревновательный этап (с апреля по июнь - 9 недель).
Переходный период - с июня по август- 9 недель.
Такая продолжительность отдельных периодов и этапов была обусловлена уровнем подготовленности спортсменов, их индивидуальными особенностями и календарем соревнований. В табл.6 приведено процентное соотношение тренировочных нагрузок различной направленности по периодам годичного цикла.
Таблица 6. Распределение объемов беговой нагрузки различной направленности (в % от общего объема каждого этапа подготовки)
Направленность нагрузки |
Пол |
Подготовительный период |
Соревновательный период |
Переходный период |
||
I этап |
II этап |
I этап |
II этап |
|||
Аэробная Смешанная (аэробно-анаэр.) Анаэробно-гликолитическая Аэробно-алактатная |
Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. |
82 84 18 16 - - - - |
76 76 22 22 1,5 1,5 0,5 0,5 |
67 69 28 26 4,5 4,5 0,5 0,5 |
75 77 16 15 8 7 1 1 |
100 100 - - |
Общий объем беговой нагрузки возрастал в течение всего подготовительного периода, а в соревновательном плавно снижался. Такое снижение наблюдалось и в январе, что было вызвано повышением интенсивности бега за счет увеличения доли нагрузок анаэробного характера.
Индивидуальная динамика достижений лучших спортсменок и спортсменов (табл.7) говорит о том, что выбор средств тренировки и их распределение в годичном цикле обеспечили планомерный рост результатов.
Таблица 7. Индивидуальная динамика достижений лучших спортсменов
Месяцы |
Пол |
800 м |
1500 м |
3000 м |
Август Ноябрь Январь Апрель |
Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. |
2.37,0 2.26,0 2.08,0 2.22,0 2.21,0 2.04,0 |
6.00,0 5.00,0 5.18,0 4.19,0 4.58,0 4.18,0 4.58,0 4.15,0 |
10.48,0 9.41,0 9.30,0 9.15,0 |
ВЫВОД
Итак, система активного отбора включает следующие мероприятия.
1. Подготовительные мероприятия. Они состоят из плановой агитационно-пропагандистской работы (с целью способствовать формированию спортивных интересов школьников и привлечению их к систематическим физкультурно-спортивным занятиям); педагогического наблюдения за поведением детей (с целью оценки их двигательной активности и некоторых важных с точки зрения предрасположенности к спортивной деятельности данных); опроса врачей, родителей, учителей и самих школьников (с целью выявления ряда медицинских, педагогических и социологических факторов, способствующих или препятствующих спортивным занятиям ребенка); педагогического тестирования (с целью классификации школьников, желающих заниматься спортом, в связи с уровнем физического развития и физической подготовленности и комплектования групп ОФП и школьных спортивных секций); педагогического процесса, направленного на воспитание двигательных способностей.
2. Родовая ориентация призвана выявить предрасположенность детей к занятиям в одной из пяти групп видов спорта: скоростно-силовой, связанной с проявлением выносливости, связанной с искусством движений, единоборств, спортивных игр. Родовая ориентация, проводимая на базе общеобразовательных школ совместными усилиями учителей физкультуры и тренеров спортивных школ, включает: педагогическое тестирование (с целью оценки физической подготовленности в аспекте требований данной группы видов спорта); медицинскую экспертизу (с целью установления противопоказаний к занятиям той или иной спортивной деятельностью, уровня физического развития); психолого-педагогическое обследование (с целью оценки направленности и степени выраженности спортивных интересов). Конечная цель родовой ориентации – выработка рекомендаций школьникам для поступления в одну из спортивных школ родовой направленности. Родовая ориентация охватывает школьников 2-х классов и проводится в течение второго полугодия.
3. Видовая ориентация решает следующие основные задачи: ориентирует школьников на занятия в системе массового спорта или спорта высших достижений; рекомендует выбор одного (или нескольких) видов спорта; осуществляет предварительную спортивную подготовку.
Видовая ориентация включает мероприятия: педагогическое тестирование (с целью оценки специальной физической подготовленности); педагогическое наблюдение (с целью диагностики способностей к обучению элементам спортивной деятельности); комплексное обследование (с целью прогнозирования будущей эффективности соревновательной деятельности); медицинскую экспертизу (с целью установления биологического возраста); педагогическую экспертизу (с целью интегрирования всех видов обследования и вынесения общего заключения); педагогический процесс обучения элементам спортивной деятельности и воспитания необходимых качеств и свойств (с целью спортивной подготовки и оптимизации процесса отбора).
Видовая ориентация осуществляется в спортивных школах по профилю одной из групп видов спорта в течение двух лет.
4. Отбор в спортивные школы и набор в физкультурно-спортивные школы. Рекомендации занятий в СШ или ФСШ выносятся на основании динамических наблюдений в процессе двухлетнего обучения в родовых школах и комплексного обследования, проводимого в рамках видовой ориентации. В конце второго года обучения тренеры проводят контрольные испытания с целью оценки перспективности спортивного совершенствования, которые в комплексе с рекомендациями тренеров родовых школ определяют процесс комплектования СШ и ДСШ. В дальнейшем ФСШ, работая по профилю одного (или нескольких) вида спорта, вполне способны содействовать делу подготовки резервов для спорта высших достижений. Более того, необходим и неизбежен обмен спортсменов между СШ и ФСШ. Однако следует подчеркнуть различие их конечных целей. Спортивные училища призваны готовить спортсменов высокого класса, а физкультурно-спортивные школы - обеспечить высокий уровень трудоспособности подрастающего поколения, его физическое и моральное здоровье.
5. Ролевая ориентация необходима в большинстве видов спорта в связи с различием требований к спортивным специальностям внутри вида. В циклических видах спорта существуют разные дистанции или способы.(плавание), в скоростно-силовых видах спорта имеются различные виды прыжков и метаний, в спортивных играх - амплуа и т.д.
Ролевая ориентация проводится с целью конкретизации оценки перспективности и индустриализации спортивной подготовки. В последнем случае, особенно в группах единоборств, спортивных игр и сложно-координационных видов спорта, значение приобретает диагностика спортивного стиля.
Предлагаемые пути совершенствования системы активного отбора, по мнению авторов, соответствуют основным тенденциям развития спорта и физкультурного движения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Бег на уроках л/а в 8-9 классах. А. А. Зданевич // ФК в школе №2, 99г.
Динамика тренировочных нагрузок и показателей специальной работоспособности юных бегунов на средние дистанции. Н. И. Волков, Г. А. Алексеев // ТиПФК №6, 80г.
Для юных бегунов 6-8 классов. Обучение бегу на средние дистанции в школьной секции. В. В. Валик // ФК в школе №4, 80г.
Нагрузка юных бегунов. И. Бондарчук // л/а №6, 82г.
Обучая легкой атлетике. А. А. Марков, С. М. Масленников // ФК в школе №3, 2000г.
Отбор в беге на средние и длинные дистанции. Ю. Травин, В. Сячин, Н. Упир // л/а №5, 80г.
Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов //ТиПФК №8, 1982г.
Спортивный отбор. В. М. Волков, В. П. Филин, ФКиС, М., 1983г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8