9. Плата за землю.
С 2005 года установлены различные ставки земельного налога на периоды проектирования и строительства жилья и в период завершения строительства и государственной регистрации прав на вновь построенные объекты недвижимости.
Земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, на нормативный период строительства (3 года) взимается в двукратном размере. По истечении нормативного периода строительства ставка повышается и устанавливается равной 4-кратной ставке земельного налога. После завершения строительства устанавливается однократная ставка земельного налога.
В случае, если жилищное строительство будет завершено до истечения нормативного срока, производится возврат налогоплательщику суммы земельного налога, уплаченной сверх однократного размера земельного налога.
Для индивидуального жилищного строительства на установленный период строительства (10 лет) применяется однократная ставка земельного налога. Если по истечении этого срока строительство не завершено, то ставка повышается и устанавливается в размере двукратной ставки земельного налога вплоть до его завершения.
10. Единый налог на вмененный доход для отдельный видов деятельности.
Установлены новые размеры базовой доходности по уже имеющимся в Кодексе видам деятельности. Причем по всем видам деятельности они увеличены.
11. Налог на добычу полезных ископаемых.
С 2005 года увеличена налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья до 135 руб. за 1000 кубических метров газа (в 2004 – 107 руб.). увеличивается также налоговая ставка при добыче нефти до 419 руб. за одну тонну.
Таким образом, в рамках проведения налоговой реформы целенаправленно были предприняты шаги по существенному снижению налоговой нагрузки в отношении налога на прибыль, оказывающего заметное влияние на развитие бизнеса.
С 2005 года заметно снижена ставка ЕСН. Это уже позитивно сказывается как на собираемости этого налога, так и на легализации доходов граждан. Существенно – сразу на 8% снизился тариф взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом на прямую в Пенсионный фонд поступает 14% отчислений, а 6% поступают в фонд через федеральный бюджет. Кроме того, уменьшены до 3,2% с 4% платежи работодателей в Фонд социального страхования и до 2,8% с действующих ранее 3,6% - взносы в Фонд обязательного медицинского страхования.
Тем не менее, сохранился высокий уровень в общем объеме налоговых платежей, предназначенных для пенсионного, медицинского и социального обеспечения.
Осталась на прежнем уровне ставка налога на доходы физических лиц – одна из самых низких в Европе.
Что касается ставки НДС, то она в 2005 г. не изменилась для большинства налогоплательщиков. Упразднен ряд налоговых льгот, однако на этом совершенствование самого налога и системы его собирания не заканчивается.
С 2005 года нормами Налогового кодекса стали регулироваться такие налоги, как государственная пошлина, земельный налог, водный налог.
Продолжают совершенствоваться специальные налоговые режимы.
Говоря о развитии налоговой реформы, нужно обратить внимание на следующий глаг: несмотря на проводимые меры по общему снижению налоговой нагрузки, в последние годы удается обеспечивать стабильное увеличение сумм налогов, зачисляемых в доходы бюджетов всех уровней.
Министерство финансов ставит перед собой задачи не только усовершенствовать принципы налогообложения, снизить ставки, но и сделать взаимодействие между государством и налогоплательщиками четким, комфортным, чтобы не создавалось барьеров для работы во всех сферах бизнеса.
На повестку дня встает резкое ужесточение ответственности за уход от уплаты налогов – увеличение штрафов и пеней, создание эффективной системы выявления неплательщиков (в том числе среди физических лиц). Правоохранительные органы призваны четче отслеживать фирмы – однодневки, которые исчезают, не заплатив таможенных платежей, липовые оффшорные компании, контролировать банки на предмет «зависания налоговых платежей».
Планируется облегчение процедуры ликвидации «мертвых» организаций (по данным Минфина их насчитывается более 3 млн.). Эту проблему предстоит решать на законно-дательном уровне.
Хочется верить, что уже после 2006 года поправки в Налоговый кодекс станут исключением из правил и налоговое законодательство, наконец, станет стабильным.
В «Бюджетном послании» Президента РФ от 30.05.2006 года В.В. Путин ставит перед Федеральным Собранием следующие задачи: налоговая политика в 2006 – 2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Кроме того, в 2006 году необходимо принять решения по введению нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для вновь вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в Восточной Сибири и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также по установлению понижающих коэффициентов к ставке этого налога по выработанным месторождениям. Следует на постоянной основе закрепить в Налоговом кодексе РФ, применяемую сегодня формулу расчета этого налога в зависимости от мировой цены на нефть. Это позволит привлечь инвестиции в разработку новых месторождений нефти и газа.
Необходимо в 2006 году принять решение об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества. При этом следует установить четкие условия предоставления такого освобождения, а также механизмы, препятствующие злоупотреблениям с целью уклонения от уплаты налогов.
Реформирование системы взимания акцизов должно быть ориентировано на стимулирование потребления более качественного товара. Следует проработать вопрос о дифференциации ставок акцизов на бензин в зависимости от качества.
Индексацию ставок акцизов на нефтепродукты Президент считает нецелесообразным.
Необходимо завершить разработку и принятия нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов с 2009 года.
Кроме того, Президент поддерживает предложение Правительства РФ о существенном увеличении размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях РФ.
Следует совершенствовать налоговый контроль за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения.
Целесообразно принять решения, обеспечивающие уплату всех налогов и таможенных платежей исключительно в российской валюте. При этом необходимо прекратить практику учета и перечисления таможенных платежей через промежуточные счета таможенных органов, обеспечив их уплату напрямую в федеральный бюджет.
Касаются изменения в НК РФ и некоторых льгот. Например, согласно принятым в июне 2006 года в первом чтении поправкам в Налоговый кодекс, размер социальных вычетов на обучение и лечение увеличится до 50000 рублей ежегодно. Сейчас размер социального вычета составляет 38000 рублей.
Дополнена ст. 210 НК. В нее включен пункт, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются средства, полученные по договорам кредита или займа, а также поступившие в счет погашения заимствованных средств.
Идя в ногу с налоговой политикой государства власти г. Свободного особое внимание стараются уделять работе по выведению из тени заработной платы, ликвидации всех «серых» схем, т.к. налог на доходы физических лиц составляет основную часть местного бюджета, что является необходимым условием для проведения социальных экономических преобразований в городе.
Кроме того, мэром города Р.Каминским был внесен ряд предложений по совершенствованию межбюджетных отношений. Два из них непосредственно касаются налоговой политики:
1. При расчете налогового потенциала территории не учитывать неналоговые доходы территории.
2. Предусмотреть отчисления от транспортного налога в размере 30%:
— на содержание и строительство автомобильных дорог в границах муниципальных образований;
— на содержание светофорных объектов и дорожных знаков.
Осуществление этих мер позволит содержать дороги города, проводить асфальтизацию улиц экономя бюджетные средства, которые можно будет направлять на другие нужды. Тем более, сравнивая доходные части бюджета города на 2005 г. и 2006 г. можно увидеть увеличение почти на 70 млн. рублей (доходы 2005 г. составили примерно 560588000 рублей, а на 2006 год запланированы в размере 626213862 рубля).
Налоговое планирование на уровне предприятия
В своей деятельности налогоплательщики стараются использовать всевозможные средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Разумеется, все эти способы должны соответствовать законодательству.
Налоговое планирование представляет собой организацию деятельности налогоплательщика по минимизации его налоговых обязательств на определенный период без нарушения законодательства. Т.е. оно означает выбор между различными вариантами деятельности лица для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законами льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. То есть налогоплательщики вправе организовать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию.
В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми незапрещенными законом способами. Поскольку налог – это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9