При использовании кассового метода датой получения дохода признается день поступления средств на банковский счет или в кассу, день поступления имущества.
Основная ставка по налогу на прибыль – 24%, при этом 4,5 % - в федеральный бюджет, 17,5% - в бюджет субъекта РФ, 2% - в местный бюджет. Законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков ставка, зачисляемая в бюджет субъекта федерации, может быть снижена на 4%
Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год. По итогам каждого налогового периода исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налогооблагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания расчетного.
2. Налог на имущество. Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества устанавливается Инструкцией ГНС «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущества предприятий». За отчетный период она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Расходы по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 1 число месяца, следующего за истечением срока строительства (монтажа).
Налоговая ставка – не выше 2,2%
3. НДС – федеральный налог, с 01.01.2001 взимается по гл. 21 НК и ФЗ. Организации и предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за 3 предыдущих календарных месяца сумма выручки от реализации без НДС не превышает 1 млн. руб.
Для н\п с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации без НДС, не превышающими 1 млн руб, налоговый период – квартал. Для остальных – месяц.
Налолообложение производится по ставкам 0% (см. 2.3. контрольной работы); 10%; 9,09, 16,67%.
Плательщик дополнительно к цене обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС, выставляя счет-фактуру не позже 5 дней со дня договора. В расчетных первичных документах сумма НДС выделяется отдельной строкой. Если налог не платится, в документе обязателен штамп «без налога (НДС)»
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации, не позже 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация представляется одновременно с оплатой (также).
4. Налог на землю - местный налог, устанавливаемый НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимый в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательный к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
2.2. Единый налог на вмененный доход в гостинице
Кроме упрощенной системы налогообложения гостиницами может применяться единый налог на вмененный доход. Величина налоговых отчислений по ЕНВД значительно меньше, чем при применении традиционной системы налогообложения и потому переход на указанный вид налогообложения является одним из методов оптимизации существующей системы налогообложения. Поэтому распространение возможности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, применяемой для различных видов деятельности, на предприятия гостиничного типа позволит значительно упростить налогообложение структур, занимающихся посреднической деятельностью, оказывающих дополнительные услуги, входящие в гостиничный комплекс, и создать благоприятные условия для их дальнейшей деятельности.
Предприятия гостиничного типа предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг, так как кроме услуг по проживанию и бронированию на их балансе могут быть рестораны, бары, сауны, автостоянки и т.д. На предприятиях гостиничного типа различаются не только правила группировки доходов и расходов, их признание в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения, но и правила классификации амортизируемого имущества, способы оценки основных средств, незавершенного производства, готовой продукции, способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, распределения расходов и определения той доли, которая относится к расходам текущего периода. Эти факторы гостиничным комплексам необходимо учитывать.
Доход, то есть экономическая выгода (ст.41 НК РФ), фактически имеет место по окончании каждого дня заезда. Налоговые органы указывают на тот факт, что датой реализации услуг признается день оказания этих услуг, так как в случае оказания гостиничных услуг по окончании каждых суток можно утверждать, что услуги по предоставлению номера для проживания оказаны.
До 1 января 2005 года большинство предприятий гостиничного типа выбирало второй вариант для отражения выручки от оказания гостиничных услуг. Это давало возможность им не формировать незавершенное производство для целей исчисления налога на прибыль. Но с вступлением в силу с 1 января 2005 года пункта 2 ст.318 гл. 25 НК РФ предприятиям, оказывающим услуги, дано право относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. В этой ситуации при условии равномерной заполняемости гостиницы второй вариант потерял актуальность.
2. 3. Порядок налогообложения НДС операций по оказанию услуг, облагаемых по ставке 0%.
Порядок налогообложения НДС операций по оказанию услуг, и в т. ч., облагаемых по ставке 0%, а конкретно услуг, предоставляемых предприятиями гостиничного типа дипломатическим представительствам иностранных государств. Реализация названных услуг подлежит налогообложению по ставке 0% в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств.
НЗП (С 01.01.05 для налогоплательщиков, оказывающих услуги, вся сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде, принимается в расходы при исчислении налога на прибыль данного периода)
Нулевая ставка применяется при размере одного платежа не менее суммы, эквивалентной 73 евро. В соответствии с п. 7 ст. 164 НК РФ порядок применения ставки 0% устанавливается Правительством РФ. Правила применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими представительствами или для личного использования персоналом этих представительств утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033.
Предприятия гостиничного типа, реализующие товары и услуги для официального использования иностранными дипломатическими представительствами, производят налоговые вычеты. Суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, а также при наличии пакета документов, необходимых для подтверждения права на применение ставки НДС в размере 0%.
Налоговый орган проверяет обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм, либо об отказе в возмещении.
Таким образом, предприятие гостиничного типа может подтвердить право на применение нулевой ставки НДС и применить налоговые вычеты по операциям при реализации по ставке 0% только в том случае, если по данной реализации в текущем месяце будет собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по НДС, и в налоговый орган будет представлена отдельная декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%.
«Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» и принятых в соответствии с ним отраслевых инструкций и указаний.
Действие данного документа отменила вступившая в действие глава 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Теперь для этих целей налогоплательщики используют главу 25 НК РФ и Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.
Для целей управления затратами и налогами в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, в зависимости от схемы налогообложения. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в соответствии с отраслевыми особенностями.
Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения приведен в таблице 1.
Таблица 1. Состав затрат по гостинице при общей и упрощенной схемах налогообложения
Наименование статей затрат |
Общая схема налогообложения |
Упрощенная схема налогообложения |
1 |
2 |
3 |
1. Материальные затраты в том числе: |
+ |
+ |
1.1. Приобретение имущества стоимостью менее 10 000 руб. |
+ |
+ |
1.2. Стоимость ресурсов |
+ |
+ |
— газа |
+ |
+ |
— воды |
+ |
+ |
— стоков |
+ |
+ |
— электроэнергии |
+ |
+ |
— вывоза твердых бытовых отходов |
+ |
+ |
1.3. Приобретение мягкого инвентаря для комплектации и содержания номеров |
+ |
+ |
1.4. Приобретение предметов размещения одежды и ухода за ней, посуды для комплектации номеров |
+ |
+ |
1.5. Приобретение чистящих и моющих средств для номеров |
+ |
+ |
1.6. Стирка мягкого инвентаря гостиницы |
+ |
+ |
2. Расходы на оплату труда персонала гостиницы |
+ |
+ |
3. Единый социальный налог (26% от фонда оплаты труда персонала гостиницы) |
+ |
- |
4. Отчисления в Пенсионный фонд (20% от фонда оплаты труда персонала гостиницы) |
- |
+ |
5. Амортизация имущества |
+ |
- |
6. Амортизация нематериальных активов |
+ |
- |
7. Возмещение стоимости основных средств |
- |
+ |
8. Сертификация гостиницы |
+ |
- |
9. Охрана гостиницы («тревожная кнопка») |
+ |
+ |
10. Услуги связи (телефон) |
+ |
+ |
11. Обслуживание кассовых аппаратов |
+ |
+ |
12. Реклама « бегущая строка» |
+ |
+ |
13.Оплата услуг сети Интернет |
+ |
+ |
14.Оплата входного медосмотра персонала |
+ |
+ |
15.Оплата текущего медосмотра персонала гостиницы |
+ |
+ |
16. Канцелярские товары |
+ |
|
17. Расчёты с бюджетом по налогу на прибыль |
+ |
- |
18. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество |
+ |
- |
19. Расчёты с бюджетом по налогу на имущество |
+ |
- |
20. Расчёты с бюджетом по единому налогу на вменённый доход |
- |
+ |
21. Расчёты с бюджетом по земельному налогу |
+ |
+ |
Заключение
Таким образом, необходимость изучения правовых проблем организации и управления налогообложения предприятий гостиничного типа для российской практики имеет первостепенное значение. Одна из наиболее сложных проблем в области перераспределения денежной формы стоимости - оптимизация величины налогового изъятия, при определении которой необходимо учитывать социальную роль гостиничного хозяйства.
Приоритетным направлением в дальнейшей налоговой политике государства является упразднение налогов, которых нет в развитых странах, а также создание специальных налоговых режимов для предприятий гостиничного типа в первые пять лет функционирования.
Учитывая существующую специфику деятельности гостиничного сектора в России, во внимание принимается в первую очередь то, что средства, полученные от гостиничного налога, используются для реализации крупных проектов и способствуют развитию туристической деятельности.
Именно с помощью налогов можно создавать предпосылки для снижения издержек производства предприятий гостиничного типа, для повышения конкурентоспособности российских гостиниц на мировом рынке. Экономического эффекта косвенно можно достичь путем сокращения количества времени, необходимого для оформления налоговой отчетности. Поэтому такие режимы должны предусматривать снижение ставки налога на прибыль, введение упрощенных унифицированных форм ведения налоговой документации.
Одной из мер по упрощению налогообложения может быть установление льготы по налогу на имущество для предприятий гостиничного типа, которая позволит значительные средства, ранее перечисляемые в виде налога, использовать для развития гостиничного бизнеса.
Выравнивание чрезмерно низких и высоких доходов, доходов от трудовой деятельности и иной коммерческой деятельности, доходов от основной работы и прочих единовременных доходов и ряд других положений действующей системы налогообложения доходов физических лиц нарушает классические принципы налоговой системы.
Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц показывает также наличие множества других недостатков, создающих теоретические и методологические проблемы в этой области налогообложения.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Дышлевский А.С. Повышение эффективности государственного управления гостиничным хозяйством. 2006 г. Вестник РЭА, (рекомендованный ВАК).
3. Дышлевский А.С. Пономарева Н.В. Реформирование единого социального налога. Материалы научной конференции студентов и молодых ученых, Мирбис. Москва 2004 г. 0,1 п.л.
4. Дышлевский А.С. Пономарева Н.В. Бухгалтерский учет гостиничных услуг и отдельные вопросы налогообложения гостиниц. Актуальные проблемы развития экономики в современной России ч.2 Москва 2004 г. РЭА. 0,4 п.л.
5. Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. Основы налогообложения / учебное пособие, 2002 г.
6. Черник Д.Г. «Налоги» / Москва, 2000 г.