При окончательном расчете суммы налога существенное значение принадлежит корректирующим ставкам общины, которые дифференцированы в зависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства — 0,6% ), а также интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимости сооруженных на нем зданий. Так, например, в случае, если домом владеет одна семья, то при стоимости дома не более 75000 евро ставка составит 0,26%, а сверх 75000 евро — 0,35%. При наличие на земельном участке двухсемейного дома ставка составляет 0,31% (без дифференциации от стоимости сооружения). В остальных случаях для застроенных и незастроенных земельных участков ставка равна 0,35%. У юридических лиц, плательщиков данного налога, разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложении прибыли.
2.1.5. Налог на имущество
(vermoegensteuergesetz)
Важное место в налоговой системе Германии занимают поимущественные налоги, история которых насчитывает уже более 920 лет. Налогом на имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Как и в случае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогу является стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началу календарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Для физических лиц он равен 70000 евро. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум в размере 30000 евро в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет или он на три года получил инвалидность.
Ставка поимущественного налога для юридических лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц — 1,0%.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу вычитаются долги и обязательства, а также установленные законом льготы. Так, не принимаются в расчет процентные и беспроцентные задолженности, сберегательные вклады, банковские активы, активы почтовых счетов, западногерманские и иностранные платежные средства, акции и паи ниже общей суммы в 11000 евро; по физическим лицам — страховки, пособия из фонда занятости населения и т.п.
Благородные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали учитываются только в том случае, если их стоимость превышает 10000 евро, украшения и предметы роскоши — 10000 евро в совокупности, произведения искусств, коллекции — при стоимости выше 20000 евро.
2.1.6. Налог на наследство и дарение
(Erbschafts- und Schenkungssteuer)
Налог на наследство и дарение взимается по ставкам, дифференцированным в зависимости от степени родства и стоимости приобретенного имущества.
В соответствии с § 1,2 Закона о налогообложении наследства и дарения, приобретение по случаю смерти (то есть получение наследства) подлежит уплате пошлины с наследства. Налоговую повинность отдельно взятое лицо несет тогда, если наследодатель (то есть умерший) на момент своей смерти или наследник на момент смерти наследодателя является местным жителем Германии. Согласно положениям закона, под местными жителями понимаются, в первую очередь, физические лица, которые имеют местожительство или постоянно проживают в Германии.
Согласно §16 Закона о налогообложении наследства и дарения, в этой связи следует также учитывать и минимальные суммы наследства, не облагаемые налогом (Freibeträge). Если дети получают наследство от своих родителей, то необлагаемый налогом минимум в настоящее время составляет 205.000 евро.
2.2. Налоги на операции в сфере обращения
К налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, или налог на добавленную стоимость, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер обратных налогов.
2.2.1. Налог на добавленную стоимость
(Umsatzsteuer)
Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Германии среди налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость, который заменил ранее взимаемый налог с оборота. Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указанием его суммы в счетах.
Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Практически — это общий акциз в отношении частного и общественного потребления
Схема исчисления этого налога построена так, что все товары, услуги, попадая конечному потребителю, оказываются обложенными этим налогом в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это обеспечивается путем системы предварительных вычетов сумм налога, осуществляемых юридическими лицами в финансовом управлении. Общая ставка налогообложения, равная 19%, применяется к большинству оборотов товаров, услуг, сниженная ставка в размере 7% применяется к поставкам продукции личного потребления, ввозу и потреблению внутри ЕС почти всех продовольственных товаров (исключая напитки и обороты ресторанов), а также к услугам пассажирского транспорта ближнего радиуса действия, оборотам книг.
Предварительные вычеты налога осуществляются лишь в том случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производственных целей.
Ряд товаров и услуг освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость. К ним относятся экспортные поставки, отдельные обороты морского судоходства и авиатранспорта, а также ряд других услуг, связанных с ввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам предусмотрен предварительный вычет НДС.
К другой группе освобожденных товаров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услуги врачей и представителей других лечебных профессий, услуги общества федерального страхования, услуги большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а также предоставления кредитов и сдаче в аренду земельных участков и некоторые другие.
2.2.2. Налог на автомобиль
Налог на автомобили (1.7% в общей сумме налогов) имеет ярко выраженный стимулирующий характер, а именно стимулируется использование автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными (но с особенно низким выбросом загрязняющих веществ), а также использование катализаторов. Сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: от объёма цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия (либо отсутствия) катализатора. Так, про объёме цилиндра двигателя 100 куб. дециметров владелец автомобиля с катализатором оплачивает налог в 3 раза меньше, чем без него. Владельцы менее мощных машин, оснащённых катализатором, от налога освобождены.
2.3. Налоги на потребление (акцизы)
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет (кроме пива). В число подакцизных товаров и услуг входят: жидкое и минеральное топливо, игристые вина, кофе, пиво, табак и табачные изделия, спиртоводочные изделия.
Эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.
Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7.6% все налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину. В начале 1993 г. в Германии развернулась широкая дискуссия по поводу правительственных планов либо повысить этот налог (на автомобильное топливо), либо ввести налог на проезд по автобанам, либо сделать и то и другое, но в меньших размерах. Сырая нефть, равно как и нефтепродукты, которые используются для переработки, налогом на нефтепродукты не облагаются. Но нефтепродукты, которые используются как топлива для автомобилей, на отопление жилья и смазочные материалы, облагаются по разным ставкам.
С разных налогов данной группы наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе - 0.3%, налог на пиво - 0.2% и т.д. Но и эти налоги чётко регламентированы. При резком повышении налога на табачные изделия некурящих стало значительно больше, чем при долгой пропагандистской кампании о вреде курения. Таким образом, путём повышения налога была решена социальная задача.
Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель.
Ставки федеральных акцизов следующие:
- бензин - 0.70-0.77 Евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца;
- мазут для отопления - 6.7 цента на 1 кг;
- табачные изделия - 9.3 цента на 1 сигарету;
- кофе - 3.1 Евро на 1 кг;
- крепкие спиртные напитки - 160 Евро на 100 литров;
- шампанское - 1.4 Евро на 0.75 литра;
- на страховые сделки - 12% со страхового полиса.
2.4. Социальные отчисления
(Sozilahilfe)
Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и во многих странах, делится в равной пропорции между работодателями и работником. В Германии мобилизация средств на социальные выплаты происходит по схеме, основы которой были заложены еще в позапрошлом веке по инициативе рейхсканцлера Бисмарка. Взносы на социальные нужды работодатели и наемные работники выплачивают примерно в равном соотношении (принцип паритета). При этом исходной величиной, в соответствии с которой происходит начисление взносов, является брутто-доход служащего. Также отсутствует как регрессивная, так и прогрессивная шкала социального налогообложения
В настоящее время система социальной защиты ФРГ предусматривает отчисление взносов по нескольким обязательным видам страхования, к которым относятся пенсионное страхование (Rentenversicherung), страхование на случай безработицы (Arbeitslosenversicherung), на случай болезни (Krankenversicherung) и на случай необходимости ухода (Pflegeversicherung).
Расходы еще по одному виду социального страхования – от несчастного случая на производстве (Unfallversicherung) – берет на себя работодатель. На нем же лежит ответственность по ежемесячному отчислению взносов в соиальные и больничные кассы. Больничные кассы являются "перевалочными базами", куда первоначально поступают социальные взносы. Они собирают все поступления, а затем пересылают их в соответствующие учреждения.
В настоящее время в Германии существуют следующие размеры социальных отчислений:
- страхование на случай безработицы: 4,2 процента,
- пенсионное страхование: 19,9 процента,
- медицинское страхование: 14,25 процента (здесь взят средний показатель, его величина может варьировать в зависимости от того, в какой из больничных касс застрахован работник),
- страхование на случай необходимости ухода: 1,7 процента.
Половину этих взносов платит сам работник, другую половину - работодатель. Но для него сумма социальных взносов несколько больше, так как он платит полностью взносы по страхованию от несчастного случая на производстве и доплачивает дополнительные 0,9 процента на медицинское страхование.
Подобное разделение действует в Германии для работников наемного труда и для некоторых представителей свободных профессий, занимающихся творческой деятельностью. В последнем случае часть социальных отчислений берет на себя специальная социальная касса (Künstlersozialkasse)
Заключение
Не вызывает сомнений, что Германия – страна с высокими налогами, но это самая богатая страна Европы, а также самая мощная экономика среди стран ЕС. Немецкие банки имеют безупречную репутацию и высокий рейтинг надежности. И за уплату этих налогов Германия предоставляет налогоплательщикам и жителям страны большие блага и надежные социальные гарантии. Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества..Большинство налогов Германии имеют свою специфику, приобретенную в ходе исторического процесса.
Основываясь на вышеизложенном, хотелось бы высказать своё мнение по поводу налогой системы страны. Я считаю, что налоги в Германии слишком завышены, например я бы советовала уменьшить подоходый налог и налог на имущество. А если уменьшить социальные отчисления со стороны как работодателя, так и со стороны работника, соответственно уменьшились бы и социальные выплаты гражданам. И, как мне кажется, если бы уменьшилась уверенность в завтрашнем дне у людей, которые получают социальную помощь, уменьшилась бы и число безработных. Налоговая система Федеративной Республики Германия, как и у любых других стран, она не идеала. Но, по-моему, мнению, детальное изучение налоговой системы Германии может послужить верной подспорой для совершенствования налоговой системы России.
Список используемой литературы
1. Конституция Федеративной Республики Германии (Bundesgesetz) от 23 мая 1990 г.
2. Базедов П., Шахиджанян Р.Г. Справочник. Налоговая система Германии. Декларация налогоплательщика. - М.: Полиглоссум, 2005. – 208 с.
3. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. – М.: Дело и сервис, 2006. – 240 с.
4. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М.: Юнити, 2007. – 289 с.