Корпоративное налоговое планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады: 1) стратегического финансового планирования (более широкое понятие, чем налоговое планирование) предпринимательской деятельности , 2)бизнес-плана и 3) бюджета организации.
В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.
Основные принципы корпоративного налогового планирования раскрываются следующими положениями:
• уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли;
• снижение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для хозяйствующего субъекта;
• последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий, работы предприятия в разные периоды. Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;
• уменьшение налога на прибыль (путем использования чистой прибыли на льготируемые цели) экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли в последующие периоды.
Внутренний налоговый контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. (Основные способы и особенности внутреннего налогового контроля будут рассмотрены ниже.)
Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:
• наличие взаимосвязанных стратегии развития, бизнес – планов и бюджетов;
• готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления;
• организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;
• выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;
• разработка схемы налогового планирования (налоговое поле, договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов);
• мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов и налоговое поле предприятия.
3. Общая схема налогового планирования
Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где С — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.
Общая схема налогового планирования на предприятиях и в организациях
Ниже показана последовательность налогового планирования, состоящего условно из восьми укрупненных процедур.
1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
• источник платежа (статья расходов);
• бухгалтерская проводка;
• налогооблагаемая база;
• ставка налога;
• сроки уплаты;
• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
• реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления,
• льготы или особые условия исчисления налога.
После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.
Далее выполняются действия в следующей последовательности:
3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию;
4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок;
5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок;
6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;
7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;
8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.
Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.
При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:
• сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;
• создать систему налогового учета;
• предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;
• построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.
Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.
Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.
4. Прикладные вопросы налогового менеджмента
Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений.
Управление налогами на предприятии
1. Организация налогового и бухгалтерского учета |
2. Разработка схем минимизации налогов |
3. Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов |
1.1 Верное толкование законодательства о налогах и сборах с учетом его изменений |
2.1 Разработка учетной политики для налоговых целей |
3.1 Исключение арифметических и счетных ошибок |
1.2 Определение характера связи бухгалтерского и налогового учета |
2.2 Определение совокупности льгот по уплате налогов |
3.2 Применение технологии внутреннего контроля налоговых расчетов |
1.3 Правильное оформление первичных документов и регистров налогового учета |
2.3 Анализ и правильная организация сделок |
3.3 Применение налогового календаря для недопущения просрочки уплаты налогов |
4. Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства |
||
4.1 Разработка стратегии, бизнес – плана, системы бюджетов |
||
4.2 Разработка схем оффшорного бизнеса (в случае необходимости) |
||
4.3 Использование финансовых моделей и имитационных расчетов |