К наиболее эффективным формам организации деятельности в сфере налогового планирования относится создание собственных высококвалифицированных и хорошо оснащенных специализированных налоговых подразделений. Такими подразделениями располагают все ведущие промышленные, торговые, банковские, страховые, инвестиционные предприятия в развитых странах.
Как правило, собственное подразделение по налоговому планированию создают средние и даже небольшие предприятия, деятельность которых осуществляется в международном масштабе. Специализированные налоговые отделы предприятий могут состоять из нескольких специалистов или насчитывать десятки, и даже сотни человек. Количество специалистов часто определяется не столько объемами проводимых операций, сколько сложностью, спецификой и охватом различных сфер экономической деятельности.
Создание собственных налоговых подразделений обычно не исключает привлечение независимых специалистов и обращение в консультационные, юридические и аудиторские фирмы. Наоборот, чем выше уровень понимания норм налогового законодательства и налоговой проработки новых проектов, тем больше возникает вопросов и возрастает необходимость привлечения высококлассных специалистов в отдельных узких областях.
Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. В России не только налоги меняются в течение года, иногда совершенно неожиданно как для налогоплательщиков, так и для самих налоговых органов, но и нередко принимаются поправки к налоговым законам, имеющим обратную силу. Очевидно, в этих условиях строить какие-либо "долгоиграющие" схемы довольно рискованно. Однако в качестве элементов налогового планирования можно использовать многие приемы и модели, позволяющие правильно строить взаимоотношения с налоговым ведомством, а для предприятий, уже выведших на внешние рынки и имеющих интересы в зарубежных странах, могут разрабатываться уже нормальные программы международного налогового планирования.
Налоговое планирование в своих активных формах предполагает "подстраивание" налогоплательщика под избранные им благоприятные налоговые режимы и требует, таким образом, во многих случаях изменить форму или даже содержание его деятельности. Такие изменения должны в первую очередь касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законодательство при определении налоговых обязательств граждан и предприятий.
Во-первых, это — объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения.
Во-вторых, нередко можно заменить и субъект обложения, т.е. самого налогоплательщика.
В-третьих, можно заменить и саму налоговую власть, т.е. перейти из одной налоговой юрисдикции в другую.
В-четвертых, в достаточно широких пределах можно менять сами обстоятельства (по крайней мере, в глазах налоговых властей), сопутствующие той или иной облагаемой налогом деятельности. В частности, это возможно при использовании различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходных налогов.
Способы оптимизации налоговых платежей:
- Замена объекта налога. Целью такой замены обычно является переход из-под режима обложения одним налогом в режим обложений другим, более низким налогом.
- Смена объекта налога часто применяется в целях избежания высоких налогов на отдельные виды сделок. Например, вместо продажи земли часто продают компанию, владеющую землей, то же самое проделывают с судами, самолетами, автомобилями, производственными активами и т. д. В банковском деле вместо кредита могут выдавать гарантии и поручительства,, в инвестиционной сфере продажа оборудования часто заменяется передачей его в лизинг и т. д.
- Замена субъекта налога (налогоплательщика). Переход на более выгодный режим налогообложения может быть осуществлен и путем замены налогоплательщика. Например, фирма может изменить свою юридическую форму: из товарищества с неограниченной ответственностью превратиться в общество с ограниченной ответственностью, из ЗАО — в АО и т. д. Осуществляя какую-то коммерческую деятельность, можно вести ее в режиме индивидуального частного предпринимательства (ИЧП) и платить только подоходный налог или перевести эту деятельность на ТОО и платить налог на прибыль.
Смена налогоплательщика может быть обеспечена также в результате слияния или разделения фирм, что может иметь как негативные, так и позитивные налоговые последствия.
- Замена налоговой юрисдикции. Наиболее ответственным решением в налоговом планировании является замена налоговой юрисдикции одной страны на другую. Для физического лица это связано с переездом в другую страну на постоянное жительство, для предприятия это чаще всего означает закрытие фирмы в одной стране и открытие новой фирмы в другой стране (только немногие страны разрешают перевод фирмы к другую страну с сохранением ее прежней правоспособности).
Выход в другую налоговую юрисдикцию может быть также осуществлен в порядке слияния с фирмой или поглощения фирмой другой страны. Сама процедура таких слияний и поглощений — дело очень непростое, требующее высококвалифицированной проработки многих юридических и финансовых вопросов и иногда специального разрешения властей. Вместе с тем при правильном ее проведении результатом может быть не только перевод бизнеса в более благоприятный налоговый режим, но и одномоментное снижение налоговых обязательств вследствие консолидации балансов сливающихся фирм.
Переход под более выгодную налоговую юрисдикцию бывает, возможен и внутри одной страны. В России, например, такие условия предлагают Ингушетия и Калмыкия.
- Использование налоговых льгот при исчислении облагаемого чистого дохода. Обычно по налоговым правилам исчисление облагаемого дохода ведется раздельно по видам деятельности:
а) доходы от капитала (инвестированного);
б) доходы от коммерческой деятельности;
в) доходы от труда за свой счет (свободные профессии и т. д.);
г) прочие доходы (доходы от лотерей, случайные доходы спекулятивного характера и др.).
По каждому виду дохода применяются свои правила и нормы исчисления чистого дохода (прибыли). Важнейшее значение имеют правила расчета прибыли от предпринимательской деятельности, которая понимается как "деятельность, осуществляемая с применением наемного труда и имеющая своей целью извлечение прибыли".
Валовой доход предприятия от различных видов его деятельности подлежит затем уменьшению на сумму расходов, связанных с его получением, с тем чтобы рассчитать чистую прибыль для целей налогообложения, или облагаемый доход. Именно на этой части налогового процесса возникает наибольшее число разногласий и конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Дело в том, что для налоговых целей признаются вовсе не все расходы, понесенные налогоплательщиком, а лишь "обычные и необходимые для выполнения данного вида деятельности". Основываясь на этом критерии, налоговые органы могут разрешить списание некоторого вида расхода в его полном размере или только частично, или даже вовсе запретить его вычет, вынуждая тем самым восстановить израсходованную сумму в составе облагаемого дохода.
Еще более сложные мероприятия приходится проводить в случае обмена долгами (естественно, обмена заслуживают не любые долги, а только долги, показываемые в налоговых отчетах и признаваемые налоговым органом). Такая ситуация может иметь место, когда предприятие с крупной прибылью (и соответственно с высокими налоговыми обязательствами) заинтересовано в приобретении другого предприятия, которое имеет крупные убытки в своем балансе. Потенциально последнее предприятие может иметь высокую стоимость (по его оснащенности, связям с клиентами и т.д.), но рыночная его стоимость в связи с долгами оказывается очень низкой.
Решением в этом случае может быть полное поглощение убыточного предприятия прибыльным (при выплате некоторой согласованной компенсации бывшим владельцам) с последующим объединением их балансов и погашением, таким образом, прибыльных статей одного предприятия убытками другого. В конечном счете, обязательства по уплате налогов уже нового объединенного предприятия при правильном проведении всей процедуры могут быть сведены к нулю.
2. Учетная политика предприятия и налоговое планирование.
Вступление в силу ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации существенным образом изменило систему налогообложения в нашей стране, что привело к необходимости разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике - формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем. А между тем, грамотно ссылаясь на этот приказ, можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела. Кроме того, разъяснения чиновников, посвященные учетной политике, позволяют сэкономить на налогах и сократить объем бумажной работы.
Фактически учетная политика для целей налогообложения принималась организацией и до вступления в силу ч. 2 НК РФ. Согласно п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.1998 г. N 60н (с изм. и доп. от 30.12.99), под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Еще до введения в действие ч. 2 НК РФ существовал комплекс предписаний налогового законодательства, дающих организациям возможность выбора различных вариантов порядка налогообложения хозяйственных операций Совокупность правил, выбранных организаций, фактически составила ее налоговую политику, не оказывая при этом влияния на порядок бухгалтерского учета. Формально же выбор организации закрепляется в приказе об учетной политике.
Понятие налоговой политики организации - как самостоятельное по отношению к учетной политике - впервые было нормативно определено в ст. 167 НК РФ; под учетной политикой для целей налогообложения следовало понимать предлагаемый налогоплательщику налоговым законодательством комплекс возможных решений по выбору одного из режимов налогообложения совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций.
Таким образом, налогоплательщики с 1.01.2001 г. должны формировать два документа:
1) учетную политику для целей бухгалтерского учета;
2) учетную политику для целей налогообложения.
Конец каждого календарного года у бухгалтеров связан с уточнением учетной политики, которую планируется применять в бухгалтерском учете и в целях налогообложения в следующем году. Самое время подкорректировать или изменить отдельные ее показатели. Напомним, что это обязательно для организаций, у которых появляются новые виды деятельности или осуществляется структурные преобразования (п. 4 ст. 7 Закона о бухучете, п.18 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (с изм. и доп от 30 декабря 1999 г.).