Налоговое планирование на предприятии

К наиболее эффективным формам организации деятельности в сфере налогового планирования относится создание собственных высококвалифицированных и хорошо оснащенных специализиро­ванных налоговых подразделений. Такими подразделениями распо­лагают все ведущие промышленные, торговые, банковские, страхо­вые, инвестиционные предприятия в развитых странах.

Как правило, собственное подразделение по налоговому планиро­ванию создают средние и даже небольшие предприятия, деятельность которых осуществляется в международном масштабе. Специализиро­ванные налоговые отделы предприятий могут состоять из нескольких специалистов или насчитывать десятки, и даже сотни человек. Коли­чество специалистов часто определяется не столько объемами прово­димых операций, сколько сложностью, спецификой и охватом раз­личных сфер экономической деятельности.

Создание собственных налоговых подразделений обычно не ис­ключает привлечение независимых специалистов и обращение в кон­сультационные, юридические и аудиторские фирмы. Наоборот, чем выше уровень понимания норм налогового законодательства и нало­говой проработки новых проектов, тем больше возникает вопросов и возрастает необходимость привлечения высококлассных специали­стов в отдельных узких областях.

Для успешного налогового планирования важнейшее значе­ние имеет стабильность налогового законодательства. В России не только налоги меняются в течение года, иногда совершенно неожиданно как для налогоплательщиков, так и для самих налоговых органов, но и нередко принимаются поправки к налоговым законам, имеющим обратную силу. Очевидно,   в  этих условиях  строить  какие-либо   "долгоиграющие" схемы довольно рискованно.  Однако в качестве элементов налогового планирования можно использовать многие приемы и модели, позволяющие правильно строить взаимоотно­шения с налоговым ведомством, а для предприятий, уже вы­ведших на внешние рынки и имеющих интересы в зарубежных странах,  могут разрабатываться  уже  нормальные программы международного налогового планирования.

Налоговое планирование в своих активных формах предпо­лагает "подстраивание" налогоплательщика под избранные им благоприятные налоговые режимы и требует, таким образом, во многих случаях изменить форму или даже содержание его дея­тельности. Такие изменения должны в первую очередь касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законода­тельство при определении налоговых обязательств граждан и предприятий.

Во-первых, это — объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения.

Во-вторых, нередко можно заменить и субъект обложения, т.е. самого на­логоплательщика.

В-третьих, можно заменить и саму на­логовую власть, т.е. перейти из одной налоговой юрисдикции в другую.

В-четвертых, в достаточно широких пределах можно менять сами обстоятельства (по крайней мере, в глазах налоговых властей), сопутствующие той или иной об­лагаемой налогом деятельности. В частности, это возможно при использовании различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходных налогов.

Способы оптимизации налоговых платежей:

- Замена объекта налога. Целью такой замены обычно являет­ся переход из-под режима обложения одним налогом в режим обложений другим, более низким налогом.

- Смена объекта налога часто применяется в целях избежания высоких налогов на отдельные виды сделок. Например, вместо продажи земли часто продают компанию, владеющую землей, то же самое проделывают с судами, самолетами, автомобилями, производственными активами и т. д. В банковском деле вместо кредита могут выдавать гарантии и поручительства,, в инвести­ционной сфере продажа оборудования часто заменяется пере­дачей его в лизинг и т. д.

- Замена субъекта налога (налогоплательщика). Переход на более выгодный режим налогообложения может быть осуществ­лен и путем замены налогоплательщика. Например, фирма может изменить свою юридическую форму: из товарищества с неограниченной  ответственностью  превратиться  в  общество  с ограниченной ответственностью, из ЗАО — в АО и т. д. Осуществляя какую-то коммерческую деятельность, можно вести ее в режиме индивидуального частного предпринимательства (ИЧП) и платить только подоходный налог или перевести эту деятель­ность на ТОО и платить налог на прибыль.

Смена налогоплательщика может быть обеспечена также в результате слияния или разделения фирм, что может иметь как негативные, так и позитивные налоговые последствия.

- Замена налоговой юрисдикции. Наиболее ответственным ре­шением в налоговом планировании является замена налоговой юрисдикции одной страны на другую. Для физического лица это связано с переездом в другую страну на постоянное жительство, для предприятия это чаще всего означает закрытие фирмы в одной стране и открытие новой фирмы в другой стране (только немногие страны разрешают перевод фирмы к другую страну с сохранением ее прежней правоспособности).

Выход в другую налоговую юрисдикцию может быть также осуществлен в порядке слияния с фирмой или поглощения фирмой другой страны. Сама процедура таких слияний и по­глощений — дело очень непростое, требующее высококвалифи­цированной проработки многих юридических и финансовых вопросов и иногда специального разрешения властей. Вместе с тем при правильном ее проведении результатом может быть не только перевод бизнеса в более благоприятный налоговый ре­жим, но и одномоментное снижение налоговых обязательств вследствие консолидации балансов сливающихся фирм.

Переход под более выгодную налоговую юрисдикцию бывает, возможен и внутри одной страны. В России, например, та­кие условия предлагают Ингушетия и Калмыкия.

- Использование налоговых льгот при исчислении облагаемого чистого дохода. Обычно по налоговым правилам исчисление облагаемого дохода ведется раздельно по видам деятельности:

а) доходы от капитала (инвестированного);

 б) дохо­ды от коммерческой деятельности;

 в) доходы от труда за свой счет (свободные профессии и т. д.);

г) прочие доходы (доходы от лотерей, случайные доходы спекулятивного характера и др.).

По каждому виду дохода применяются свои правила и нор­мы исчисления чистого дохода (прибыли). Важнейшее значение имеют правила расчета прибыли от предпринимательской дея­тельности, которая понимается как "деятельность, осуществ­ляемая с применением наемного труда и имеющая своей целью извлечение прибыли".

Валовой доход предприятия от различных видов его дея­тельности подлежит затем уменьшению на сумму расходов, связанных с его получением, с тем чтобы рассчитать чистую прибыль для целей налогообложения, или облагаемый доход. Именно на этой части налогового процесса возникает наи­большее число разногласий и конфликтов между налогопла­тельщиками и налоговыми органами. Дело в том, что для на­логовых целей признаются вовсе не все расходы, понесенные налогоплательщиком, а лишь "обычные и необходимые для выполнения данного вида деятельности". Основываясь на этом критерии, налоговые органы могут разрешить списание неко­торого вида расхода в его полном размере или только частично, или даже вовсе запретить его вычет, вынуждая тем самым вос­становить израсходованную сумму в составе облагаемого дохода.

Еще более сложные мероприятия приходится проводить в случае обмена долгами (естественно, обмена заслуживают не любые долги, а только долги, показываемые в налоговых отче­тах и признаваемые налоговым органом). Такая ситуация может иметь место, когда предприятие с крупной прибылью (и соот­ветственно с высокими налоговыми обязательствами) заинтере­совано в приобретении другого предприятия, которое имеет крупные убытки в своем балансе. Потенциально последнее предприятие может иметь высокую стоимость (по его осна­щенности, связям с клиентами и т.д.), но рыночная его стои­мость в связи с долгами оказывается очень низкой.

Решением в этом случае может быть полное поглощение убыточного предприятия прибыльным (при выплате некоторой согласованной компенсации бывшим владельцам) с последую­щим объединением их балансов и погашением, таким образом, прибыльных статей одного предприятия убытками другого. В конечном счете, обязательства по уплате налогов уже нового объединенного предприятия при правильном проведении всей процедуры могут быть сведены к нулю.


2.            Учетная политика предприятия и налоговое планирование.


Вступление в силу ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации существенным образом изменило систему налогообложения в нашей стране, что привело к необходимости разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике - формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем. А между тем, грамотно ссылаясь на этот приказ, можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела. Кроме того, разъяснения чиновников, посвященные учетной политике, позволяют сэкономить на налогах и сократить объем бумажной работы.

Фактически учетная политика для целей налогообложения принималась организацией и до вступления в силу ч. 2 НК РФ. Согласно п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.1998 г. N 60н (с изм. и доп. от 30.12.99), под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Еще до введения в действие ч. 2 НК РФ существовал комплекс предписаний налогового законодательства, дающих организациям возможность выбора различных вариантов порядка налогообложения хозяйственных операций Совокупность правил, выбранных организаций, фактически составила ее налоговую политику, не оказывая при этом влияния на порядок бухгалтерского учета. Формально же выбор организации закрепляется в приказе об учетной политике.

Понятие налоговой политики организации - как самостоятельное по отношению к учетной политике - впервые было нормативно определено в ст. 167 НК РФ; под учетной политикой для целей налогообложения следовало понимать предлагаемый налогоплательщику налоговым законодательством комплекс возможных решений по выбору одного из режимов налогообложения совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций.

Таким образом, налогоплательщики с 1.01.2001 г. должны формировать два документа:

1) учетную политику для целей бухгалтерского учета;

2) учетную политику для целей налогообложения.

Конец каждого календарного года у бухгалтеров связан с уточнением учетной политики, которую планируется применять в бухгалтерском учете и в целях налогообложения в следующем году. Самое время подкорректировать или изменить отдельные ее показатели. Напомним, что это обязательно для организаций, у которых появляются новые виды деятельности или осуществляется структурные преобразования (п. 4 ст. 7 Закона о бухучете, п.18 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (с изм. и доп от 30 декабря 1999 г.).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать