Научно-техническая революция и структурная перестройка производственного аппарата
|
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета
Кафедра экономической теории
Студент группы ЭГ-021
М. А. Шеенкова
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
Научно-техническая революция и структурная перестройка производственного аппарата
Руководитель
канд. экон. наук, доцент
Л. П. Шургая
Курсовая работа Курсовая работа
допущена к защите защищена с оценкой “_____”
________________ ___________________
подпись руководителя подпись руководителя
“____”____________2003 г. “____”___________2003 г.
Новокузнецк
|
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Характеристика производственного аппарата и целесообразность проведения структурной перестройки промышленности----------------------5
1.1. Характеристика производственного аппарата. ------------------------------5
1.2. Характеристика промышленности---------------------------------------------9
1.3. Структурная политика переходного периода-------------------------------11
1.4. Селективная структурная политика. Механизмы реализации селективной структурной политики. Ограничения селективной структурной политики-----------------------------------------------------------12
1.5. Концепция структурной политики России----------------------------------17
1.6. Инвестиционная политика как фактор преодоления кризиса структурной несбалансированности------------------------------------------20
2. Научно-технический прогресс как материальная основа формирования эффективной структуры производства--------------------------------------------25
2.1. Характеристика научно-технического прогресса. Основные направления научно-технического прогресса--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------25
2.2. НТП и структурная перестройка экономики--------------------------------31
2.3. НТР как фактор морального старения основных фондов производства------------------------------------------------------------------------------------------34
2.4. Влияние научно-технической революции на изменение амортизационного фонда--------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------41
Список использованной литературы--------------------------------------------------44
Введение
Наметившаяся еще в 70-е годы тенденция к замедлению темпов экономического роста, снижение эффективности, формировавшийся в течение десятилетий разрыв между структурой и масштабами производства и потребления, в конечном счете, не могли не завершиться экономической катастрофой. Вместе с тем, ситуация была усугублена крахом плановой экономики, не сумевшей экономический кризис не только предотвратить, но и преодолеть.
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Таких существенных негативных последствий никто не предполагал; прогнозировалось экономическое ухудшение в стране, но не в таких масштабах. Почему же произошла такая ситуация?
Можно назвать множество объективных и субъективных причин, но ни одна из них до конца не раскроет суть происходящего, настолько это многоплановое явление неординарно для нашей страны. Ясно и то, что на этом этапе отсутствовала хорошая и научно обоснованная программа экономического и социального развития страны. Управленческий персонал не был должным образом подготовлен к выполнению своих функций в условиях рыночных отношений. Это относится не только к верхним эшелонам власти, но и в целом к директорскому корпусу.[1]
Все это, вместе взятое, сыграло негативную роль при осуществлении экономических реформ в России.
Преодоление кризиса переходной экономики сопряжено не только с ее разгосударствлением, но и осуществлением глубокой структурно-инвестиционной перестройки. Ее крупнейшим и важнейшим субъектом является государство. Перед правительственными органами в этой связи возникает проблема выработки долгосрочной инвестиционной программы, в конечном счете, направленной на достижение равновесия, соответствующего законам рыночной экономики.
Административно-командная система экономики характеризуется отсутствием подъема производства. В этот период отсутствует внедрение достижений научно-технического прогресса. Производственный аппарат пришел в негодность. При переходе на рыночные отношения начинаются активные поставки импорта из-за границы. Российские товары становятся неконкурентоспособными. Однако поступление на рынок более дешевых импортных товаров не лучшего качества не может поднять экономику страны. Задача государства в этот момент – обновление основных фондов производственного аппарата за счет внедрения достижений научно-технического прогресса.
Выход из кризиса – государственная инвестиционная программа, направленная на структурную перестройку за счет, в том числе, инфляционных источников[2].
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АППАРАТА И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1. Характеристика производственного аппарата.
До 90-х годов в Российской Федерации происходило непрерывное, хотя и постепенно замедляющееся наращивание объемов основных фондов. Только за период с 1981 по 1990 г. по данным Госкомстата объем основных фондов вырос в 1,7 раза. При этом в отраслях реального сектора - промышленности, строительстве темпы роста физического объема были выше, чем в экономике в целом.
Рост объемов основного капитала носил преимущественно экстенсивный характер. При высоких темпах ввода новых фондов, сохранялись низкие темпы ликвидации оборудования. Таким образом, большая часть вновь вводимых основных фондов направлялась не на замену устаревших, а на увеличение их общего объема. При этом накапливался груз проблем, связанных с нахождением в составе основных фондов значительной доли устаревшего оборудования, а также их низкой эффективностью, увеличением расходов на эксплуатацию и ремонт.
Степень износа основных фондов на начало 2000 г. составила 44%, при коэффициенте выбытия – 1,1, и коэффициенте ввода – 1,4 за 1999 г. В отраслях реального сектора уровень износа еще более высок. По отраслям экономики уровень износа основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте выше среднего.
В промышленности активная часть основных фондов изношена на 2/3, а в ряде базовых отраслей, таких как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, уровень износа оборудования составляет более 75%.
Для характеристики уровня изношенности основных фондов, определения их части, нуждающейся в замене, важно рассмотреть не только среднюю степень их износа, но и долю полностью (по данным бухгалтерского износа) изношенных фондов.
В целом по экономике (по крупным и средним предприятиям) доля всех полностью изношенных основных фондов составила к началу 1999 г. 12%, в промышленности почти 20%. Удельный вес полностью изношенных машин и оборудования составил, соответственно, 31,1 % и 34%.
Период экономических реформ 1990-1998 гг. охарактеризовался резкими негативными сдвигами в возрастной структуре активной части производственного капитала в реальном секторе. Наиболее важным структурообразующим сектором производства в России является промышленность.
Негативные процессы старения производственного оборудования происходили еще в 70-х и 80-х годах. Так, доля оборудования в возрасте до 5 лет с 1970 по 1990 год снизилась с 40,8% до 29,4% или на 11 процентных пунктов. Однако в период 1990-1999 гг. произошло резкое сокращение доли нового оборудования (до 5 лет) в структуре активной части производственных фондов: с 29,4% до 3,9% или за 9 лет на 25,5 процентных пунктов. Значительно выросла доля устаревшего производственного оборудования (возраст более 20 лет): с 15% до 34,9%.
В развитых странах средний срок работы оборудования не превышает 10 лет. В России же доля оборудования до 10 лет составляет менее 20%. Такое положение с возрастной структурой активных производственных фондов характерно не только для промышленности в целом, но и для других важнейших отраслей экономики: транспорта, строительства и сельского хозяйства. Однако информация Госкомстата о динамике возрастной структуры производственных фондов в отдельных отраслях промышленности и экономики отсутствует.