В составе неналоговых доходов бюджета на протяжении последних пяти лет основной удельный вес занимают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, что составляет по годам:
· 2002г. – 27 %,
· 2003г. – 20 %,
· 2004г. – 23 %,
· 2005г. – 27 %,
· 2006г. – 53 %
Второе место занимают административные сборы и платежи (в среднем 21-33 %), хотя в бюджете на 2006 год этот показатель стал намного ниже – 6,6 %, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %. Наименьший процент
среди всех неналоговых доходов занимают: в 2002 - 2004 гг. – «Дивиденды», 2005году – «Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета», в 2006 году – «Доходы от оказания платных услуг».
Большой скачок можно отметить в республиканском бюджете РБ на 2006г. Также в бюджете на 2006 год заметно снижение прочих неналоговых доходов. Это связано с более подробной детализацией некоторых статей неналоговых доходов, которые в прошлые года были включены в графу «Прочие неналоговые доходы».
Среди них выделяются такие как:
· Доходы от оказания платных услуг;
· Компенсации затрат государства;
· Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
· Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;
· Административные штрафы и экономические санкции, удержания;
· Доходы от сдачи в аренду иного имущества;
· Доходы от сдачи в аренду земельных участков.
Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в 2006г. (в разрезе групп бюджетной классификации) по отношению к 2005г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %. Об этом также говорит большой рост неналоговых доходов в республиканском бюджете 2006 года, что видно из Приложения 4, хотя основное увеличение неналоговых доходов произошло в 2005 году: они выросли на 207 %, где почти в пять раз увеличились платежи от государственных организаций и почти в три раза доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности.
Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов.
Ниже приведены неналоговые доходы республиканских бюджетов 2002–2006г. по статьям:
(тыс.руб.)
2002 год |
|
|
2003 год |
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
215 239 655,00 |
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
283 844 652,00 |
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности |
78 631 900,00 |
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности |
72 039 255,00 |
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь |
15 500 000,00 |
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь |
10 000 000,00 |
3.Проценты |
11 896 390,00 |
|
3.Проценты |
18 218 080,00 |
|
||||
4.Дивиденды |
3 800 000,00 |
|
4.Дивиденды |
3 500 000,00 |
|
||||
5.Платежи от государственных организаций |
47 435 510,00 |
|
5.Платежи от государственных организаций |
40 321 175,00 |
6.Административные сборы и платежи |
60 380 640,00 |
|
6. Административные сборы и платежи |
116 709 203,00 |
7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
76 227 115,00 |
|
7. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
95 096 194,00 |
2004 год |
2005 год |
|||
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
443 017 091,00 |
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
917 521 158,00 |
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности |
129 654 300,00 |
|
1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности |
338 933 649,00 |
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь |
20 000 000,00 |
|
2.Прибыль Национального банка Республики Беларусь |
15 000 000,00 |
3.Проценты |
27 802 970,00 |
|
3.Проценты |
51 599 039,00 |
|
||||
4.Дивиденды |
8 028 380,00 |
|
4.Дивиденды |
11 640 000,00 |
|
||||
5.Платежи от государственных организаций |
59 322 950,00 |
|
5.Платежи от государственных организаций |
253 649 610,00 |
6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета |
14 500 000,00 |
|
6.Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюджета |
7 045 000,00 |
7.Административные сборы и платежи |
162 469 557,00 |
|
7.Административные сборы и платежи |
263 187 329,00 |
8.Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
150 893 234,00 |
|
8. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
315 400 180,00 |
2006 год |
||
Неналоговые доходы |
1 044 080 434,0 |
|
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
556 862 490,0 |
|
2.Проценты за пользование денежными средствами бюджетов |
89 813 850,0 |
|
3.Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале |
467 048 640,0 |
|
4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности |
245 864 636,0 |
|
5.Доходы от сдачи в аренду земельных участков |
699 000,0 |
|
6.Доходы от сдачи в аренду иного имущества |
37 510 036,0 |
|
7.Административные сборы и платежи |
69 528 705,0 |
|
8.Доходы от оказания платных услуг |
95 630,0 |
|
9.Компенсации затрат государства |
22 620 960,0 |
|
10.Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности |
32 512 400,0 |
|
11.Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества |
82 897 905,0 |
|
12. Административные штрафы и экономические санкции, удержания |
102 984 438,0 |
|
13. Прочие неналоговые доходы |
138 368 870,0 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работе было попытаться проанализировать неналоговые доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. Какой же можно сделать вывод? Как изменилось формирование неналоговых доходов на современном этапе?
Структура неналоговых доходов государственного бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками неналоговых доходов являются доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи. Их удельный вес в структуре неналоговых доходов государственного бюджета занимает в среднем 30% и 27% соответственно. Однако, в республиканском бюджете на 2006 год статья «Административные сборы и платежи» стала намного ниже – 6,6%, что видимо, связано с выделением отдельной статьи «Административные штрафы и экономические санкции, удержания», которая занимает 10 %.
На протяжении исследуемых пяти лет в доходных статьях республиканского бюджета предусмотрены доходы от прибыли Национального банка. Правда, этот показатель весьма трудно поддается расчетам и прогнозированию. В 2002году доходы от прибыли Нацбанка планировались в размере 15трлн. руб., в 2003 году - 10трлн. руб., в 2004 году - 20трлн. руб., в 2005 году - 15трлн. руб., а в республиканском бюджете на 2006 год такая статья неналоговых доходов отсутствует вовсе.
Следует также отметить, что на протяжении исследуемых пяти лет наблюдается тенденция к увеличению числа статей неналоговых доходов. Особенно наглядно это усматривается в республиканском бюджете 2006 года.
В целом растёт роль неналоговых доходов в доходной части бюджета. Это просматривается по динамике структуры доходов государственного бюджета. В процентном отношении неналоговые доходы за 2001 – 2005 года увеличились с 5,3% до 6,7%
Республика Беларусь вступает в XXI век в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.
На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.
В частности, в области формирования неналоговых доходов можно предложить следующее:
1. Применение более прогрессивных
методов планирования и
прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе
экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального
варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
2. Повышение
обоснованности макроэкономических показателей как
основы планирования неналоговых доходов бюджета.
3. Получение достоверной и
объективной информации о предполагаемых
изменениях в законодательстве для
исчисления неналоговых доходов.
4. Реструктуризация доходов республиканского бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).
5.
Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе
доходов
бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» и
комментарии к
нему//-
29 декабря 2001 г. № 72-З.
2.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» и
комментарии к
нему//- 28 декабря 2002 г. № 170-З.
3.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» и
комментарии к
нему// - 29
декабря 2003 г. № 259-З.
4.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» и
комментарии к
нему//- 18
ноября 2004 г. № 339-З.
5.
Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и
комментарии к
нему//- 31 декабря 2005 г. № 81-3.
6. Исчисление налоговых и неналоговых платежей // журнал Главный бухгалтер – 2000 г. №7-с.83.
7. Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.93г., №2348-XII // Ведомости НС РБ. – 1999. - №1.
8. Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. – Мн.: Высш. школа, 1995 г.
9. Общая теория финансов, под ред. Л.А. Дробозиной, Минск, 1995 г.
10. Заяц Н.Е. Теория финансов: Учеб. / Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 1997 г.
11. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года // Белорусский Экономический Журнал. – 2000. - №2.