При возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица следует учитывать положения, касающиеся особенностей производства по отдельным категориям уголовных дел.
Настоящим ФЗ и ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор также вправе (ст. 28.4 КоАП РФ) возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом или законом субъекта РФ. В части 2 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено право прокурора принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Такое решение принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Выносимое прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же сведения, что и протокол об административном правонарушении. В нем должны быть указаны:
- дата и место составления постановления;
-
должность, фамилия и инициалы должностного лица, вынесшего по
становление;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
-
в случае, если имеются свидетели и потерпевшие, - их фамилии,
имена,
отчества, адреса места жительства;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Сроки составления постановления об административном правонарушении установлены ст. 28.5 КоАП РФ. Он составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановления об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования постановления об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
По окончании административного расследования выносится постановление об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» и ст. 28.8 КоАП РФ постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Система органов, осуществляющих рассмотрение административных нарушений, устанавливается административным законодательством.
Постановление прокурора об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Постановление прокурора должно быть рассмотрено в сроки, установленные ст. 29.6 КоАП РФ для дел об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных рядом статей КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом постановления об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения постановления об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
О решении, принятом по постановлению прокурора, ему направляется письменное сообщение. В случае, когда решение принято с нарушением закона, прокурором на него приносится протест.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды также предусмотрен статьей 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»: «компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».
В целях исчисления размера ущерба, причиненного лесам, вынесено постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В
соответствии с новым Лесным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007
года, вред, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным
насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного
законодательства, подлежит обязательному возмещению.
Правительством РФ утверждена Методика исчисления размера причиненного
лесам вреда. Возмещению подлежит причиненный ущерб и упущенная выгода. Под
упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного
законодательства доходы от использования лесов. Размер ущерба определяется в
соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным
насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и
лианам вследствие нарушения лесного законодательства. При уничтожении или
повреждении деревьев, кустарников и лиан вследствие воздействия сточных вод,
химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и
потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств,
предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате
поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба также включаются
расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние,
пригодное для дальнейшего использования, и расходы, связанные с тушением лесных
пожаров.
Установлены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам.
При этом отдельно предусмотрены таксы для исчисления размера ущерба,
причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не
допускается. Размер ущерба, причиненного таким деревьям и кустарникам,
исчисляется путем умножения установленных такс на объемы древесины (количество)
уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустарников).
В указанное постановление были внесены изменения, утвержденные постановление Правительства РФ от 26.11.2007г № 806:
1.
В пункте 1: абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным
насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и
лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению № 3
(приложение № 3 работы); дополнить абзацем следующего содержания: "таксы
для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного
законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не
отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно
приложению № 4" (приложение № 3 работы).
2. В приложении № 1 (приложение № 1 работы) к указанному постановлению: в графе "Размер ущерба" в пунктах 1 и 2 раздела I слова "деревьев хвойных пород, не достигших диаметра ствола 12 см, и деревьев лиственных пород, не достигших диаметра ствола 16 см" заменить словами "деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см"; в разделе II слова ", расположенных на территориях остальных субъектов Российской Федерации" исключить.
3. В приложении № 3 (приложение № 3 работы) к указанному постановлению:
а) наименование изложить в следующей редакции: "Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства";
б) в абзаце первом пункта 1 слова "причиненного лесным насаждениям" заменить словами "причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям,";
в)
пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Размер ущерба определяется в
соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным
насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и
лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины
которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного
деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами
для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного
законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не
отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее -
таксы).";
г) в пункте 3 слова "уничтожении или повреждении деревьев, кустарников и
лиан" заменить словами "причинении вреда лесам, в том числе лесным
насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и
лианам";
д) пункт 4 изложить в следующей редакции: "4. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.";
е)
в пункте 9: абзац второй после слов "защитных лесах" дополнить
словами "(за исключением особо охраняемых природных территорий)";
абзац третий после слов "защитных лесов" дополнить словами "(за
исключением особо охраняемых природных территорий)"; дополнить абзацами
следующего содержания: "в 5 раз, если нарушение лесного законодательства
совершено на особо охраняемых природных территориях;
в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор
лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской
Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации.";
ж) пункт 11 признать утратившим силу;
з) дополнить пунктом 14 следующего содержания: "14. Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства".
4. Дополнить приложением № 4 (Приложение № 4 работы).
ООО «Губкинское дорожное ремонтно-строительное управление» находится в Ямало-Нененцком автономном круге (www.pulset.net/find13), в связи с этим расчет будем производить согласно таксам по данному автономному округу.
Согласно Приложения № 2, п. 10 и 12 Приложения № 3 к постановлению Правительства РФ от 8.05.2007 г. № 273 (Приложения № 2 и 3 работы соответственно) расчет ущерба, причиненного данным правонарушением, будет такой:
(такса х объем древесины уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев) х 2 =
= (5190 х 1057,6 м2) х 2 = 10977888р или 10 млн. 977 тыс. 888 руб. Это с учетом того, что данная категория лесов не относится к эксплуатационным лесам и в ней не выделены особо защитные участки п. 9 приложения № 3. В противном случае результат умножается еще на 2.
Список использованных источников литературы
1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 8, ст. 366.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. № 6 в «Парламентской газете» от 12 января 2002 г. № 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 2 ст. 133.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Опубликован 1 августа 2007 г.
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушекниях». Текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. № 4427.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 мая 2007 г. № 20, ст. 2437, «Российской газете» от 23 мая 2007 г. № 207.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 806 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 3 декабря 2007 г. Постановление вступило в силу 11 декабря 2007 г.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. Текст опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 2006 г. № 4243.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. № 2868, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть !) ст. 1, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. № 2-5.
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. – 5-е изд., перераб. И доп./под общ.ред. Е.Н. Сидоренко. – ТКВелби, Изд-во Проспект, 2006.
10. Комментарий к Кодексу российской Федерации об административных правонарушениях (под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова). – ООО «Новая правовая культура», 2007.
11. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. – ЗАО Юстицинформ, 2005.
12. Основы экологического права. Учебное пособие. Под ред. Т.Г. Пучининой. - М.: Юриспруденция, 2006.
13. Веденин Н.Н. Экологическое право: вопросы и ответы. – М.: Новый юрист, 1998.
14. Кузнецова Н.В. Экологическое право. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.
15. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.
16. www.pulset/net/find13.