Нравственные аспекты журналистского видения мира в работах А. Радищева «Путешествие из Петербурга в ...

Будущий журналист должен не только научиться наблюдать, анализировать, но и непредвзято излагать. Стать "зрителем без очков", как бы трудно, в наше непростое время, это было делать.

А.Н. Радищев в доме Воронцова встречался с влиятельными вельможами екатерининского двора, держался всегда независимо и никогда не искал случая получить продвижение по службе и награды, хотя двор императрицы с жадностью смотрели на миллионные доходы таможни.

Секретарь саксонского посольства в Петербурге Георг фон Гельбиг дал в своих мемуарах сочувственную характеристику А.Н. Радищеву, подчеркнув его исключительную смелость, правдивость, верность убеждениям, скромность, деловитость, писал с горечью: " …он был достоин занимать высшие места в государстве, но умный человек гордится и на незначительном месте".

А сколько сегодня "продвинутых журналистов", которые по "трупам" проложили свою карьеру, пренебрегая честью и достоинством. А много ли найдется умных, деловых, скромных тружеников, способных сказать: "Служить бы рад, прислуживаться тошно!".


"Принцип правдивости"


Радищев, как разносторонне развитый человек, посещал дворянские собрания и общества, Английский клуб, масонскую ложу, бывал на балах, находил время для литературных занятий: много читал, писал любовные стихи, переводил на русский язык иностранные сочинения, одно из которых – "Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастья греков". Габриэля де Мабли – снабдив его примечанием: "Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Никто из его друзей или современников не решился бы на такую крайнюю мысль. Но в недрах сознания великого мыслителя кипела громадная созидательная работа, зрели смелые мысли, которым суждено было найти выход в его гениальном произведении "Путешествие из Петербурга в Москву".

События Крестьянской войны 1773 – 1775 года сыграли решающую роль в политическом воспитании Радищева. Изучив весь ход восстания по подлинным документам, автор "Путешествия" признал закономерной и справедливой ту борьбу, которую вели крестьяне, работные люди, казаки и солдаты против помещиков и царицы.

Но писатель понял, что они неминуемо были обречены на поражение из-за своей стихийности и неорганизованности. "Он искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз" - писал он в главе "Хотилов" "Путешествия".Но Радищеву, ярому противнику царизма, был чужд монархизм "грубого самозванца" Пугачёва.

Принцип правдивости: "Удалитесь от меня ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!" лёг в основу "Путешествия из Петербурга в Москву".

Правдивость в сочетании с гражданственностью, публицистичностью является предшественницей реалистического метода изображения человека в русской классической литературе. Радищев был предшественником великих русских писателей-реалистов: Пушкина, гоголя, Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова.

Сама российская действительность воспитывала писателя-гражданина, борца, который, уверившись в концепции просвещенного абсолютизма, выступал в роли гражданина, который дерзал учить царей.

"Государь есть первый гражданин народного общества, – писал Радищев в письме другу "жительствующему в Тобольске по долгу звания своего", в год открытия памятника Петру Первому. Он видит в нём "мужа необыкновенного. Название великого заслужившего правильно". Но вместе с тем писатель видит в деятельности Петра Великого и теневую сторону: он уничтожил "вольность частную", т.е. лишил свободы человеческую личность.

"Нет и до скончания мира примера, может быть и не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти, седяй на престоле", едко замечает автор "Письма", имея в виду Екатерину II. Так постепенно, год за годом зрели и крепли антимонархические убеждения писателя. В глазах Радищева абсолютный монарх – это нарушитель народного правопорядка, преступник, восставший против своего народа.

На каком уровне, даже в мировом масштабе, находится правдивость наших СМИ можно судить по освещению событий, происходящих в Южной Осетии. Здесь политика заглушила всю правду и, с какой лёгкостью западные журналисты отступили от основных принципов журналистики – независимость и правдивость.


Определение жанра путешествия


Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углублённого в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя – Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, России.

Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма.

Не прошел мимо сентиментализма и Радищев. Его "Путешествие" носит отчетливый след его влияния.

"Однако, "чувствительность", как мировоззренческая категория, ограничивающая реакцию человека лишь состраданием, сочувствием, не удовлетворяет Радищева, – справедливо заметил В.И. Фёдоров. – Она только первый импульс при его встрече с рабски закабалённым народом, с безудержным разгулом самодержавия. Истинный гражданин только тогда испытывает удовлетворение и радость ("веселие неизречённое!"), когда непосредственно включается в борьбу за освобождение народа, станет "соучастником быть во благоденствии себе подобных".

Вот почему в силу собственной политической активности и художественного мастерства Радищев в путешествии из Петербурга в Москву" переходит за рамки метода сентиментализма и, используя элементы реалистического метода, создаёт, опережая время, уникальное произведение словесного искусства.

"Путешествие из Петербурга в Москву" – это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т.д., объединённых внешне – сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Образ путешественника – главный внешний сюжетообразующий стержень произведения. Без него не было бы и "Путешествия".

Путешественник – это любознательный, внимательный и душевный человек, который "любопытствует" узнать истории всех, кого он встречает на своём пути. Он располагает великим даром располагать к себе людей, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, дверяя ему самое сокровенное. Путешественник Радищева – это художественный автопортрет, который, отделившись от его создателя, стал литературным типом гуманиста в самом высоком смысле этого слова.

Композиция "Путешествия" представляет собой внутреннюю взаимосвязь, мотивированность всех компонентов повествования. Она обусловлена идейным замыслом, пронизывающим всё произведение от начала до конца. Проявляется композиция в постепенном диалектическом раскрытии основных тем и идей произведения посредством повествования и изображения характеров людей, с которыми встречается путешественник.

Верный себе, писатель на многих страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" показывает, как страшная Российская действительность воздействует на разум людей, превращая сторонних дотоле наблюдателей, "смотревших не прямо", в "сочувственников" путешественника. "Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы".

Новый век, новые мировые, Глобальны проблемы, стоят перед человечеством. Но сидя в студии, в кабинете, пусть даже очень "высоко" и говорить о них, писать скупые статьи, не видя всех угроз которые может нанести глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, демографическое, экономическое падение, войны, катастрофы – невозможно решить не одной из этих проблем.

Где он – путешественник, который откроет глаза людям на общечеловеческую проблему не банальными избитыми строчками, а действительно реалистическим литературным произведением, способным затронуть душу даже самого пассивного наблюдателя. Не побоится рассказать всей правды, которая вызовет взрыв в обществе сильнее термоядерного взрыва. Может, только тогда люди вспомнят о своём родном доме, адрес которого – Земля. В свободном, демократичном обществе ничего не может помешать нашим журналистам. Просто, молодым журналистам надо вспомнить всё о "верности идеалам".

Триумфальное шествие "Путешествия"


Еще при жизни Радищева началось триумфальное шествие идей его книги по стране. "Путешествие" читали, изучали, им руководствовались в своей жизни и деятельности передовые русские люди.

Мотив борьбы с тиранией, деспотизмом и крепостничеством роднит раннюю лирику А.С. Пушкина с творчеством Радищева.

В оде "Вольность" поэт повторяет заглавие радищевской оды и развивает в ней тираноборческую тему. Связь с "Путешествием из Петербурга в Москву" слышится и в пушкинской "Деревне", здесь звучит страстный протест "друга человечества" против "губительного позора" крепостного права.

За двести рублей Пушкину удалось приобрести экземпляр первого издания "Путешествия" у секретаря тайной экспедиции С.И. Шешковского. Этим экземпляром великий поэт пользовался, когда работал над "Капитанской дочкой" и "Историей Пугачёва".

В чем состояла основная и, в высшей степени, сложная задача, какую ставил перед собой, хотя и не до конца выполнил, Пушкин в "Путешествии из Москвы в Петербург"? Конечно, не в том, чтобы просто напомнить русскому обществу имя Радищева и перепечатать некоторые страницы из его уничтоженной книги, под завесой якобы притворной полемики с ним, как думали некоторые. И не в том, чтобы вступать с автором "Путешествия из Петербурга в Москву" в подлинную полемику с каких-то новых, якобы "антирадищевских", позиций последекабрьского времени, как думали другие.

Пушкин не во всём был согласен с автором "Путешествия из Петербурга в Москву", написав, в 1833 – 1834 году "Путешествие из Москвы в Петербург".

В ряде моментов поэт соглашается с автором и дополняет его. "Публикуется: "Сего ... дня пополуночи в 10 часов, по определению уездного суда или городского магистрата, продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г... недвижимое имение, дом, состоящий в ... части, под №... и при нем шесть душ мужеского и женского полу; продажа будет при оном доме. Желающие могут осмотреть заблаговременно".

Следует картина, ужасная тем, что она правдоподобна. Не стану теряться вслед за Радищевым в его надутых, но искренних мечтаниях... с которым на сей раз соглашаюсь поневоле...".

"Помещик, описанный Радищевым, – говорится в главе "Шлюзы" – привёл мне на память другого, бывшего мне знакомого лет 15 тому назад…. Этот помещик был род маленького Людовика XI. Он был тиран, но тиран по системе и по убеждению, с целью, к которой двигался он с силой души необыкновенной и с презрением к человечеству, которого не думал, и скрывать…". Здесь Пушкин в какой-то степени оправдывает помещика. "Мучитель имел виды филантропические. Приучив своих крестьян к нужде, терпению и труду, он думал постепенно их обогатить, возвратить им их собственность, даровать им права! Судьба не позволила ему исполнить его предначертания. Он был убит своими крестьянами во время пожара"

Пушкин упрекал Бестужева: "Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить? Это умолчание непростительно ни тебе, ни Гручу, – а от тебя, его не ожидал". В то время имя Радищева было под цензурным запретом, видимо это сыграло роль, и Бестужев не упомянул его в своей статье "Взгляд на старую и новую словесность России".

А.С. Пушкин высоко ценил научные, литературные труды Радищева, который много размышлял о коренном преобразовании русского стихосложения. В "Путешествии", в главе "Тверь", писатель уделил внимание разбору творческой позиции несправедливо осмеянного современниками В.К. Тредиаковского.

"Радищев, – писал основоположник русской национальной поэзии Пушкин, – будучи нововводителем в душе, силился переменить и русское стихосложение. Его изучение "Тилемахиды" замечательны. В самом деле, Радищев первым в России заметил, что не только размер и рифмы, но и звукопись является средством поэтической выразительности, придает стихам неповторимую красоту, музыкальность.

Русский писатель был горячим сторонником безрифменного стиха народных песен, в них ему открывались заветные думы свободолюбивого народа, И Радищев стал его певцом.

Пушкин пишет: "В конце книги своей Радищев поместил слово о Ломоносове. Оно писано слогом надутым и тяжелым. Радищев имел тайное намерение нанести удар неприкосновенной славе русского Пиндара. Достойно замечания и то, что Радищев тщательно прикрыл это намерение уловками уважения и обошелся со славою Ломоносова гораздо осторожнее, нежели с верховной властию, на которую напал с такой безумной дерзостью. Он более тридцати страниц наполнил пошлыми похвалами стихотворцу, ритору и грамматику, чтоб в конце своего слова поместить следующие мятежные строки:

"Мы желаем показать, что в отношении российской словесности тот, кто путь ко храму славы проложил, есть первый виновник в приобретении славы, хотя бы он войти во храм не мог. Бакон Веруламский недостоин разве напоминовения, что мог токмо сказать, как можно размножать науки? Недостойны разве признательности мужественные писатели, восстающие на губительство и всесилие, для того что не могли избавить человечества из оков и пленения? И мы не почтем Ломоносова, для того, что не разумел правил позорищного стихотворения и томился в эпопее, что чужд был в стихах чувствительности, что не всегда проницателен в суждениях и что в самых одах своих вмещал иногда более слов, нежели мыслей".

В 1835 году Пушкин совершил дерзкую попытку воскресить запретное для печати имя истинного сына отечества: написал очерк "Александр Радищев" для журнала "Современник". В нем он дал высокую оценку революционной книге, назвав её "сатирическим воззванием к возмущению". Но, царский министр просвещения граф С.С. Уваров нашёл "неуместным и совершенно излишним возобновлять память о писателе и о книге" и запретил печатание этого очерка.


Радищев и мёртвый был страшен царизму!


"Восстань, пророк, и виждь, и

                                      внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.


Это призыв! Это напутствие А.С. Пушкина, пусть служит определением цели для людей, посвятивших себя журналистике.

Литература


1.            Бабкина Д.С. Биография А.Н. Радищева написанная его сыновьями, М.- Л., 1959.

2.            Кулакова Л.И., Западов В.А. Комментарии А.Н. Радищев Путешествие из Петербурга в Москву. Л., 1974 г.

3.            Пушкин А.С. Заметки по русской истории XVIII века. – Полн. Соб. соч., в 10-ти т. Л., 1978, т. 8, с 92.

4.            Пушкин А.С. Полн. Собр. Соч., в 10-ти т. Л., 1978, т.7, с 242,

5.            Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – Полн. СОБР. Соч., в 3-х т. М. – Л., 1938 т. 1.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать