5. В существующих информационно-компьютерных технологиях находят отражение и новые типы информационных взаимоотношений. Но они направлены не на стратегическое развитие и не учитывают базовых тенденций развития туризма как отрасли, а лишь "оберегают" деятельность турагентов, устанавливая для конечного потребителя барьеры для доступа к разработчику туруслуг (туроператору) и предлагая им через сеть пэкидж туры либо собственные услуги по формированию инклюзив туров, что в конечном счете и тормозит не только развитие туризма, но и создание единого информационного туристского пространства. В то же время туриндустрии требуется единая модульная система информационного обеспечения, организационно-экономический механизм которой должен представлять собой интегрированную структуру, функционирующую на стыке нескольких отраслей сферы услуг, поскольку именно он обладает резервами повышения экономической эффективности функционирования различных секторов туристской отрасли.
6. В настоящее время туристские компании, использующие Интернет в своем бизнесе, пока не могут извлечь существенную прибыль из существующих преимуществ электронных сетей.
7. Предоставление информации и обеспечение резервирования являются наиболее значительными функциями турагентств, а перспективы развития информационного обеспечения таковы, что, по сути, они берут на себя функциональную нагрузку турагентства и приводит к требованию изменения стратегического подхода к формированию туристского продукта. Новый подход должен характеризоваться большей гибкостью и привлекательностью для потребителя, независимостью в выборе составляющих тура от возможностей конкретного турагентства. Поскольку в результате создание пакета услуг теряет свою актуальность, то это ведет к изменению технологии работы туриндустрии и требует модульного построения единого информационного поля туризма. Более того, информационно-телекоммуникационные технологии спровоцировали создание и применение принципиально новых электронных маркетинговых каналов продвижения и сбыта, которые можно рассматривать как основу новых технологий формирования турпродукта.
8. Единый электронный рынок имеет две основные особенности, способные в корне изменить туристскую индустрию и ее участников. Первая особенность состоит в том, что потребители получили возможность поиска нужного им турпродукта на общемировом рынке. Мелкие компании, обслуживающие местные сообщества, получают в виде прямых конкурентов международные корпорации. Иными словами, отечественным компаниям придется изменять политику и продвигать свой продукт на международном рынке. Вторая особенность нового рынка в том, что поставщики всех видов туристского продукта должны вступить в жесткую конкуренцию, снижая цены, и с помощью маркетинга продвигать свои торговые марки, добиваясь признания потребителей.
9. Дальнейшее развитие, унификация и глобализация информационного обеспечения деятельности туриндустрии приведет к изменению основных ее компонентов: стратегии, менеджмента, структурных компонентов, системы распределения (маркетинговых каналов) и ориентации на прямую продажу туруслуг потребителю. Главные преимущества прямой продажи туристских услуг для потребителя - это гибкость во времени, независимость от предпочтений турагента и возможность сравнения предлагаемых услуг по цене и качеству. Для поставщиков привлекательность прямой продажи услуг, минуя турагентов, заключается в снижении операционных расходов, связанных со сбытом туристского продукта.
10. Все вышеперечисленное приведет к изменению в структуре деятельности турфирм и системе менеджмента. Последнее обусловлено тем, что применяемые информационные технологии позволяют производителям объединять свои усилия с поставщиками туристских услуг; предоставлять услуги индивидуального свойства для отдельных потребителей и позволяют потребителям получить прямой доступ к поставщикам для выяснения информации относительно предложений услуг и цен. Основной функцией менеджмента турагента станет продвижение на рынок новой информационной технологии, поскольку компания становится не производящей, а маркетинговой, т.к. маркетинг и распределение в сети Интернет очень выгодно туркомпаниям, производящим продукт для глобальной продажи. Такая система менеджмента представляет собой не только дополнительный канал сбыта туристского продукта, но и стратегический инструмент, направленный на восстановление оптимального распределения влияния и доходов между всеми участниками туристских каналов сбыта.
В целом можно сказать, что рабочая гипотеза подтвердилась: использование вызывает видоизменение и турпродукта, структурных компонентов туриндустрии и ее менеджмента. Поэтому при разработке новых продуктов информационного обеспечения турбизнеса следует ориентироваться не столько на совершенствование имеющихся информационных продуктов, сколько упреждающе закладывать возможность оперативного перехода на новые перспективные технологии деятельности и создавать систему ее компьютерного обеспечения. Причем новизна этих технологий заключается не в наличии уникальных компонентов, а структуре создаваемой из них системы и возможностях, предоставляемых доступом к информации. Организационно-экономический механизм такой системы должен представлять собой интегрированную структуру, функционирующую на стыке нескольких отраслей сферы услуг; функционально она представляет собой возможности прямых продаж произвольно формируемых туров.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Варачева Н.В. Оптимизация информационного поля туристского бизнеса. Автореф. дисс… канд. экон. наук. – М., 2001. – 25 с.
2. Галиновский А., Россихин А. IT-решения для турфирм. Прогноз на будущее // Турбизнес, 2004. № 10 – С. 17-19.
3. Григорьева Т.И. Роль агентства в реализации туристских услуг // Труды академии туризма. Вып. 3. – СПб.: Изд-во "Невский фонд", 2000. – С. 122-129.
4. Гриценко Ю. Интернет и бренд турфирмы // Турбизнес, 2003. № 11. – С. 23.
5. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М., 1996. – 214 с.
6. Иванов С. Как выбрать систему и не ошибиться // Турбизнес, 2004. № 10 – С. 21-23.
7. Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов. Вып. 4 / Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2001. – С. 5-135.
8. Крупский А. Новинки в коллекции "Амадеус" // Турбизнес, 2004. № 10. – С. 26-27.
9. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник. – М.: Изд-во "Академия", 2002. – 240 с.
10. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 318 с.
11. Никифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 176 с.
12. Новиков Д. Online от "Натали-турс": быстро, надежно, экономично. // Турбизнес, 2003. № 11. – С. 25.
13. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 1.: Информационные технологии в туризме. Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 320 с.
14. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 2.: Информационные технологии в туризме. Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 197с.
15. Попов Л.А. Организация баз данных в Интернете в индустрии гостеприимства. – М., 2003. – 99 с.
16. ТУРЫ.ру. Треугольник "Оператор – агент – турист" //Турбизнес, 2003. № 11.–С. 6.
17. Ханухова С.А. Информационный ресурс как основа эффективного управления турбизнесом. – М., 2004. – 24 с.
18. Чернорог Н.А. Информационная структура связей с общественностью. Автореф. дисс… канд. филол. наук. – М., 2003. – 24 с.
19. Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта в условиях применения новых информационных технологий. Препринт. – СПб.: СПбГУЭФ, 2003. – 12 с.
20. Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – 15 с.
21. Широкова Г.В. Применение информационных технологий в индустрии туризма. Автореф. дисс… канд. экон. наук. – СПб., 1998. – 22 с.
22. Яворович А.Н., Рябова Н.Ю. Экономика и производство в социально-культурном сервисе и туризме. Учебн. пособ. Ч.1. – Омск: ОГИС, 2004. – 109 с.
[1] Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб., 2002. – С. 169.
[2] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С. 4.
[3] Григорьева Т.И. Роль агентства в реализации туристских услуг // Труды академии туризма. Вып. 3. – СПб., 2000. – С. 123-124..
[4] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия туризма. – М., 2001. Вып. 4. – С. 63.
[5] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия туризма. – М., 2001. Вып. 4. – С.65-66.
[6] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия туризма. – М., 2001. Вып. 4. – С. 70-71.
[7] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия туризма. – М., 2001. Вып. 4. – С. 80-82.
[8] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С. 7.
[9] Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М., 1996. – С. 37.
[10] Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. – М., 2002. – С. 11.
[11] Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. – М., 2002. – С. 12.
[12] Гриценко Ю. Интернет и бренд турфирмы // Турбизнес, 2003. № 11. – С. 23.
[13] ТУРЫ.ру. Треугольник "Оператор – агент – турист" //Турбизнес, 2003. № 11.–С. 6.
[14] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С. 4.
[15] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С. 7-8.
[16] Галиновский А., Россихин А. IT-решения для турфирм. Прогноз на будущее // Турбизнес, 2004. № 10 – С. 18.