Необходимо отметить, что Федеральные законы «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» не предусматривают непосредственного участия Пограничной службы в выдаче лицензий на использование живых ресурсов исключительной экономической зоны, континентального шельфа.
После принятия Федерального закона о континентальном шельфе весьма полезными оказались разъяснения, приведенные в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 1996 г. «О федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». В нем говорится, что участки континентального шельфа в соответствии с законом могут предоставляться в пользование физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, причем права и обязанности пользователя возникают с момента получения лицензии. Не допускается передача пользователями права пользования участками третьим лицам в порядке переуступки прав, предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование охраны и использования живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляется многочисленными актами, в частности, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил регистрации лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, выдаваемым российским и иностранным юридическим лицам и гражданам». Разрешение на ведение промысла в исключительной экономической зоне выдается только тем иностранным физическим и юридическим лицам, государства которых заключили соглашение по рыболовству с Российской Федерацией. Промысел живых ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации иностранными юридическими и физическими лицами, российскими предприятиями с иностранными инвестициями осуществляется только по разрешениям.
Так же важным правовым средством являются нормы, определяющие права должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по осмотру, задержанию и пресечению незаконной деятельности, по привлечению виновных к административной ответственности.
В Федеральных законах о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне устанавливаются права должностных лиц Пограничной службы по охране живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 36 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 43 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»). В частности они вправе:
· останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие: региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и промысел живых ресурсов, ресурсные и морские научные исследования; захоронение отходов и других материалов; иную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации;
· проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в законе;
· в случаях, предусмотренных законом и международными договорами Российской Федерации, задерживать нарушителей законов «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также международных договоров России и изымать у них орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое; преследовать и задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность на континентальном шельфе, доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); налагать на нарушителей штрафы или передавать материалы о совершенных нарушениях в суды Российской Федерации в соответствии с законодательством России;
· останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что они произвели незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;
· Составлять протоколы о нарушениях законов «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международных договоров Российской Федерации при остановке или прекращении деятельности, указанной в законе, о задержании нарушителей, об изъятии орудий лова, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого.
· применять оружие против нарушителей законов «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международных договоров России для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.
Должностные лица специально уполномоченных органов в области охраны природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные полномочия по применению определенных видов взысканий, и размерам налагаемых штрафов.
Максимальный размер штрафа за правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации составляет 3 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Штраф в таком размере налагать вправе: руководитель федерального органа горного надзора и его заместители; руководитель федерального органа по геологии и использованию недр и его заместители; руководитель федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов и его заместители; руководитель федерального органа по рыболовству и его заместители; руководитель Пограничной службы, командующий морскими силами Пограничных войск и их заместители, командующие войсками пограничных округов, группами Пограничных войск, командующие морскими силами пограничных округов (групп) и их заместители; руководитель федерального органа исполнительной власти по таможенному делу и его заместители; руководитель федерального органа исполнительной власти по таможенному делу и его заместители - штраф в размере до трех тысяч минимального размера оплаты труда;
Штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда вправе налагать: начальники управлений и округов государственного горного надзора и их заместители, начальники отделов и инспекций указанных управлений и округов и их заместители; начальники управлений федерального органа по геологии и использованию недр и их заместители главные и старшие государственные инспектора Российской Федерации и государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне их деятельности и их заместители, главные государственные инспектора по охране природы в субъектах Российской Федерации и их заместители; начальник главного управления по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства и его заместители, начальники бассейновых управлений по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства и их заместители начальники пограничных отрядов, командиры воинских частей пограничного контроля, морских соединений и воинских частей командиры пограничных кораблей (катеров); начальники таможен и их заместители;
Минимальный размер штрафа составляет 200 минимальных размеров оплаты труда и его вправе налагать: главные государственные инспектора и государственные инспектора управлений и округов государственного горного надзора; начальники отделов указанных управлений, старшие и районные государственные инспектора федерального органа по геологии и использованию недр их заместители; государственные инспектора и государственные инспектора по охране природы в субъектах Российской Федерации, главные государственные инспектора и государственные инспектора по охране природы в зоне их деятельности; начальники отделов рыбоохраны указанных бассейновых управлений, старшие и районные государственные инспектора органов рыбоохраны командиры пограничных кораблей (катеров).
Требования экологической безопасности при осуществлении разрешенной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в общем виде устанавливаются Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды»[42]; Федеральным законом от 22 марта 1995 г. (24 апреля 1995 г.) «О животном мире»[43], актами Правительства Российской Федерации по вопросам охраны живых ресурсов, например, принятыми 13 августа 1996 г. «Требованиями по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач»[44], постановлением от 25 мая 1994 г. «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов»[45], санитарными правилами, экологическими стандартами и нормативами, утвержденными органами охраны окружающей среды, и др.
[1] Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457, 459; 1993. № 29. Ст. 1111
[2]См.: Экологическое право. Учебник для вузов. // Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1998, С. 10-11
[3]См.: Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»/ Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1997.
[4]См.: Петров В. В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М., 1995. С. 15
[5] См.: Бринчук М. М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. № 8. С. 20-28
[6] СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
[7] СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
[8] СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.
[9] См.:Вылегжанин А. Н. Права на морские природные ресурсы //Хозяйство и право. 997. № 5. С 14.
[10] См.:Логвиненко В. К. Время безнаказанного грабежа биоресурсов прошло // Граница России. 2000. № 14-15.
[11] См.: Юдасин Л. С. А дальше – шельф // Советская Россия. М., 1997. 1984. С. 10.
[12] См.: Международная рабочая встреча по усилению контроля над торговлей дикими видами на российском Дальнем Востоке и в странах Северо-Восточной Азии Владивосток, 1999 г. // Под ред. А. Л. Вайсмана и В. В. Готбатовского. М., 2000. С. 27
[13] См.: Вылегжанин А. Н. Управление морскими живыми ресурсами: международно-правовая практика США // Государство и право. 1999. № 1. С. 12-19.
[14] СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
[15] СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.
[16] См.: Международное право в документах. Учебное пособие // Сост. Н. Т. Блатова. М., 1997.
[17] См.: Военно-морской словарь / Под ред. В. Н. Чернавин, 1991. С. 48.
[18] См.: Тымко А. Пограничные операции – эффективное средство обеспечения национальных интересов России // Вестник границы России. 1997. № 11. С. 15.
[19] СМ.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
[20] См.: Лобашкин В. Н. Национальная морская политика России. (По материалам Всероссийской научно-практической конференции). М., 2000. С. 34.
[21] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
[22] См. там же
[23] Административное право. Словарь – справочник. М., 2000. С. 45.
[24] См.: Дубовик О. Л. Механизм действия экологического права. Дисс. докт. юрид. наук. М., 1993.
[25] См.: Старилов Ю. Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5.
[26] См.: Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.
[27] См.:. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. Пер. с англ. М., 1988.
[28] См.: Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. М., 1986.
[29] См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 29. Ст. 1286
[30] СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2008
[31] См.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
[32] См.: Свистунов С. Реорганизуя рыбную отрасль, вновь пытаются отнимать и делить. // Финансовые известия. 1997. № 7.
[33] См.: Рыбная западня // Российская газета от 2 декабря 2000 года.
[34] СЗ РФ. 1997. № 35. Ст. 4060
[35] СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 488
[36] См.: Российская газета. 1999. 4 февраля.
[37] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833
[38] См.: Русин С. Н. Организационно-правовые формы экологической деятельности ФПС РФ // Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.
[39] См.: Русин С. Н. Организационно-правовые формы экологической деятельности ФПС РФ // Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999.
[40] См.: Суров А. Ф. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды. Дисс. канд. юрид. наук., М. 1999.
[41] См.: Российская газета. 2001. 10 августа.
[42] См.: Ведомости РФ. 1992. № 10. ст.457.
[43] См.: СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
[44] См.: СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 4290.
[45] См.: СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 604.