Образ атлета в греческой скульптуре

И каждый скульптор решал эту проблему по-своему, стремясь добиться совершенного образа. Таким образом, стал образ атлета, прочно укрепившийся в скульптуре на 3-4 века. Исследователи сообщают о том, что «статуи атлетов были достаточно распространены»[[145]]. Проходя в своем развитии этапы – от зарождения идеи изображения идеального человека, выросшего из культа Олимпийских игр, через расцвет этих идей в творчестве таких авторов, как Мирон, Поликлет, а позднее и Лисиппа, который наделили свои статуи наибольшим реализмом, - эта идея постепенно идет к своему завершению, когда в эпоху эллинизма она будет потеряна.

Начинателем подобных трансформаций становится Мирон, «чья деятельность протекала на грани строгого стиля и высокой классики»[[146]]. Он четко понимал, какие изменения нужно сделать, чтобы обогатить неподвижный образ. И он создает статуи в движении. Проблема стремительного и напряженного движения разрешается через показ такого момента, в котором сосредоточилась вся энергия предыдущего и последующего действий атлета: замах назад и выброс всего тела и диска вперед. Мирон фиксирует точку наибольшей концентрации энергичного движения, которое сосредотачивается пока лишь в конечностях. Торс все еще не подвижен. Фигуры Мирона направлены на просмотр только с фасовой стороны, детали проработки еще не совершенны.

Следующим скульптором, применившим новаторство, стал Поликлет. Он посчитал, что идеалом может служить не движение, а покой. Он меняет даже положение самой фигуры в пространстве: в «Дорифоре» Поликлета пластическая концепция опоры на одну ногу проступила совершенно отчетливо: отводя свободную ногу назад. Поликлет заставляет её прикасаться к земле только кончиками пальцев. В результате тело статуи наполняется совершенно новым ритмом. Это достигнуто с помощью хиазма, в результате которого вертикальная ось тела начинает изгибаться. Спокойно стоящая фигура наполняется динамикой внутреннего движения.

Диадумен совершенствует классическую концепцию, обогащая её более сложным охватом пространства: направления движения головы, рук и ног идут в разные стороны. Статуя же Киниска послужила первой наработкой для воплощения идей великого скульптора.

Тем не менее, в статуях Мирона и Поликлета напряженностью наполнены только тела: лица атлетов остаются неподвижны.

Говоря об изменениях в скульптуре в эпоху поздней классики, следует отметить, что «к концу V века идеалы, определившие расцвет искусства, постепенно видоизменяются»[[147]]. Образы атлетов Лисиппа обогащаются психологическими нюансами. Теперь это не только движение или покой фигуры. Например, «Апоксиомен» представлен не в момент состязания, требующего максимальной концентрации всех сил, а после соревнования, уставшим и обессиленным. Кажется, что он с огромным усилием очищает тело, с трудом держится на ногах. Это впечатление связано с изменениями в мотиве «контрапоста» - «Лисипп снимает опору тела на одну ногу; широко расставленные»[[148]], они рождают ощущение неустойчивости и мимолетности этой позы. В то же время, Апоксиомен посылает свою мимику и жесты в окружающее пространство, достигая при этом максимальной свободы движений. Это – уже абсолютно круговая статуя, полностью связанная с окружающим пространством.

В своей работе я раскрыла основные моменты изменения образа атлетики в скульптуре древней Греции. Я представила все новаторские идеи мастеров, которых интересовала эта проблема; эволюцию образа атлета на протяжении нескольких веков. Образ атлета в творчестве скульпторов эпох от ранней классики до эпохи эллинизма олицетворял гражданина полиса, таким образом, был связан с социальными и историческими аспектами того времени. Дальнейшие события показали, что кризисы государства отражаются и на скульптуре в том числе. Но в эпоху, проанализированную мной в моей работе, изображение «идеального человека» - атлета было распространено по всей Греции.

Список используемой литературы.


1. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М. – Л., 1939.

2. Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб, 2002.

3. Вальдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923.

4. Вальдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин – П. – М., 1923.

5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

6. Всеобщая история искусств. М., 1956. Т. 1.

7. История Древней Греции / под ред. Кузищина В. И. М., 2003.

8.Кобылина М. М. Аттическая скульптура. М., 1953.

9. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.

10. Колпинский Ю. Д. Искусство Греции эпохи расцвета. М., 1937.

11. Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1939.

12. Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961.

13. Недович Д. С. Поликлет. М. – Л., 1939.

14. Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.

15. Ривкин Б. И. Античное искусство. М.,1972.

16. Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972.

17. Чесноков Н. Н., Мельникова Н. Ю. Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.

18. Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М., 1966.


[1] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 8

[2] Там же С. 9.

[3] Полевой В. М. [3] Искусство Греции. Древний мир. М., 1970. С. 226.

[4] Вальдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин, 1923.

[5] Недович Д. С. Поликлет. М. – Л. 1939.

[6] Вальдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923.

[7] Чесноков  Н. Н.,  Мельникова  Н. Ю. Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.

[8] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.

[9] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. С-Пб, 2002.

[10] Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

[11] Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972.

[12] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М., 1966.

[13] Саверкина и. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972.

[14] Кобылина М. М. Аттическая скульптура. М., 1953.

[15] Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 1939.

[16] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.

Колпинский искусство Ю. Д. Греции эпохи расцвета. Л., 1937.

Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1977.

[17] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С.92.

[18] Чесноков  Н. Н.,  Мельникова  Н. Ю. Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. С. 20.

[19] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. С.  16.

[20] История Древней Греции / под ред. Кузищина В. И. М., 2003. С.256.

[21] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. С-Пб, 2002.С. 455.

[22] Там же. С. 551.

[23] Чубова А. П. Указ. соч. С. 91.

[24] Борухович В. Г. Указ. соч.  С. 206.

[25] Всеобщая история искусств. М.,1956. Т.1. С. 257.

[26] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970. С. 193.

[27] Там же. С. 187.

[28] Полевой В. М. Указ. соч. С. 214.

[29] Чубова А. П. Указ. соч. С. 18

[30] Колпинский Ю. Д. Указ. соч. С. 41.

[31] Полевой В. М. Указ. соч. С. 215.

[32] Колпинский Ю. Д. Указ. соч. С. 94.

[33] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 9.

[34] Полевой В. М. Указ. соч. С. 182.

[35] Там же. С. 183.

[36] Саверкина И. Указ. соч. С. 8.

[37] Полевой В.м. Указ. соч. С.196.

[38] Колпинский Ю.Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1977. С. 7.

[39] Там же. С. 8.

[40] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С. 93.

[41] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С.5.

[42] Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С.  177.

[43] Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972. С. 252.

[44] Там же. С. 254.

[45] Вальдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин – П. – М., 1923. С. 38.

[46] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 39.

[47] Там же. С. 21.

[48] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб, 2002. С. 319.

[49] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С.7.

[50] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 178.

[51] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч.  С. 26.

[52] Там же. С. 36.

[53] Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М. – Л., 1939. С. 75.

[54] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. С.8.

[55] Там же. С.9.

[56]  Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 12.

[57] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 320.

[58] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 34.

[59] Там же. С. 28.

[60] Там же. С. 31.

[61] Кобылина М. М. Аттическая скульптура. М., 1953. С.94.

[62] Цит. по: Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2002. С. 319.

[63] Кобылина М. М. Указ. соч. С.  94.

[64] Вальдгауэр  О. Ф. Указ. соч. С. 31.

[65] Саверкина И. Указ. соч. С. 10.

[66] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 22.

[67] Борухович  В. Г. Указ. соч. С. 320.

[68] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 23.

[69] Там же. С. 25.

[70] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 320.

[71] Кобылина М. М. Указ. соч. С. 95.

[72] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 320.

[73] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 37.

[74] Кобылина М. М. Указ. соч. С. 95.

[75] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 264.

[76] Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М. – Л., 1939. С. 80.

[77] Недович  Д. С. Поликлет. М. – Л. 1939. С. 4.

[78] Борухович В .Г. Вечное искусство Эллады. СПб, 2002. С. 326.

[79] Недович Д. С. Указ. соч. С. 42.

[80] Цит. по: Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972. С. 252.

[81] Соколов Г. И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С. 9.

[82] Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 180.

[83] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М., 1966. С. 71.

[84] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 276.

[85] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 328.

[86] Там же. С. 331.

[87] Соколов Г. И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С. 8.

[88] Недович Д. С. Указ. соч. С. 39

[89] Соколов Г. И./ Мирон и Поликлет. С. 9.

[90] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 184.

[91] Недович Д. С. Указ. соч. С. 40.

[92] Там же. С. 41.

[93] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 184.

[94] Там же. С. 186.

[95] Недович Д. С. Указ. соч. С. 41.

[96] Там же. С. 42.

[97] Блаватский В. Д. Указ. соч. С. 84.

[98] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 334 .

[99] Недович Д. С. Указ. соч. С. 44.

[100] Недович Д. С. Указ. соч. С. 45.

[101] Там же. С. 46.

[102] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 331.

[103] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 276.

[104] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. С. 9.

[105] Недович Д. С. Указ. соч. С. 47.

[106] Там же. С. 48.

[107] Недович Д. С. Указ. соч. С. 48.

[108] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 332.

[109] Недович Д. С. Указ. соч. С. 62.

[110] Там же. С. 61.

[111] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 8

[112] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 276.

[113] Всеобщая история искусств. Т. 1. С. 267.

[114] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1984. С. 226.

[115] Там же. С. 230.

[116] Там же. С. 229.

[117] Всеобщая история искусств 1 c 245

[118] Всеобщая история искусств 247

[119] Вальдгауэр О. Ф. Лисипп С. 20.

[120] Там же. С. 21

[121] Там же. С. 42.

[122] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2003. С. 373.

[123] Борухович В. Г. Указ. соч. С.365.

[124] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 23.

[125] Виппер Б. Р.Искусство Древней Греции. С. 254.

[126] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 367.

[127] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 26.

[128] Виппер  Б. Р. Указ. соч. С. 254.

[129] Там же. С. 255.

[130] Всеобщая история искусств. Т. 1. С. 246.

[131] Там же. С. 247.

[132] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 10.

[133] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 31.

[134] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 255.

[135] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 35.

[136] Там же. С. 38.

[137] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 371.

[138] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 46.

[139] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 47.

[140] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1984. С. 230.

[141] Всеобщая история искусств. Т.1. С. 252.

[142] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С. 95.

[143] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М.,1966. С. 16

[144] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С.93.

[145] Чубова А. П. Указ. соч. С. 91.

[146] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 8.

[147] Колпинский Ю. Д. Искусство Греции эпохи расцвета. М., 1937. С. 106.

[148] Вальдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923. С. 25.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать