И каждый скульптор решал эту проблему по-своему, стремясь добиться совершенного образа. Таким образом, стал образ атлета, прочно укрепившийся в скульптуре на 3-4 века. Исследователи сообщают о том, что «статуи атлетов были достаточно распространены»[[145]]. Проходя в своем развитии этапы – от зарождения идеи изображения идеального человека, выросшего из культа Олимпийских игр, через расцвет этих идей в творчестве таких авторов, как Мирон, Поликлет, а позднее и Лисиппа, который наделили свои статуи наибольшим реализмом, - эта идея постепенно идет к своему завершению, когда в эпоху эллинизма она будет потеряна.
Начинателем подобных трансформаций становится Мирон, «чья деятельность протекала на грани строгого стиля и высокой классики»[[146]]. Он четко понимал, какие изменения нужно сделать, чтобы обогатить неподвижный образ. И он создает статуи в движении. Проблема стремительного и напряженного движения разрешается через показ такого момента, в котором сосредоточилась вся энергия предыдущего и последующего действий атлета: замах назад и выброс всего тела и диска вперед. Мирон фиксирует точку наибольшей концентрации энергичного движения, которое сосредотачивается пока лишь в конечностях. Торс все еще не подвижен. Фигуры Мирона направлены на просмотр только с фасовой стороны, детали проработки еще не совершенны.
Следующим скульптором, применившим новаторство, стал Поликлет. Он посчитал, что идеалом может служить не движение, а покой. Он меняет даже положение самой фигуры в пространстве: в «Дорифоре» Поликлета пластическая концепция опоры на одну ногу проступила совершенно отчетливо: отводя свободную ногу назад. Поликлет заставляет её прикасаться к земле только кончиками пальцев. В результате тело статуи наполняется совершенно новым ритмом. Это достигнуто с помощью хиазма, в результате которого вертикальная ось тела начинает изгибаться. Спокойно стоящая фигура наполняется динамикой внутреннего движения.
Диадумен совершенствует классическую концепцию, обогащая её более сложным охватом пространства: направления движения головы, рук и ног идут в разные стороны. Статуя же Киниска послужила первой наработкой для воплощения идей великого скульптора.
Тем не менее, в статуях Мирона и Поликлета напряженностью наполнены только тела: лица атлетов остаются неподвижны.
Говоря об изменениях в скульптуре в эпоху поздней классики, следует отметить, что «к концу V века идеалы, определившие расцвет искусства, постепенно видоизменяются»[[147]]. Образы атлетов Лисиппа обогащаются психологическими нюансами. Теперь это не только движение или покой фигуры. Например, «Апоксиомен» представлен не в момент состязания, требующего максимальной концентрации всех сил, а после соревнования, уставшим и обессиленным. Кажется, что он с огромным усилием очищает тело, с трудом держится на ногах. Это впечатление связано с изменениями в мотиве «контрапоста» - «Лисипп снимает опору тела на одну ногу; широко расставленные»[[148]], они рождают ощущение неустойчивости и мимолетности этой позы. В то же время, Апоксиомен посылает свою мимику и жесты в окружающее пространство, достигая при этом максимальной свободы движений. Это – уже абсолютно круговая статуя, полностью связанная с окружающим пространством.
В своей работе я раскрыла основные моменты изменения образа атлетики в скульптуре древней Греции. Я представила все новаторские идеи мастеров, которых интересовала эта проблема; эволюцию образа атлета на протяжении нескольких веков. Образ атлета в творчестве скульпторов эпох от ранней классики до эпохи эллинизма олицетворял гражданина полиса, таким образом, был связан с социальными и историческими аспектами того времени. Дальнейшие события показали, что кризисы государства отражаются и на скульптуре в том числе. Но в эпоху, проанализированную мной в моей работе, изображение «идеального человека» - атлета было распространено по всей Греции.
Список используемой литературы.
1. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М. – Л., 1939.
2. Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб, 2002.
3. Вальдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923.
4. Вальдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин – П. – М., 1923.
5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
6. Всеобщая история искусств. М., 1956. Т. 1.
7. История Древней Греции / под ред. Кузищина В. И. М., 2003.
8.Кобылина М. М. Аттическая скульптура. М., 1953.
9. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.
10. Колпинский Ю. Д. Искусство Греции эпохи расцвета. М., 1937.
11. Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1939.
12. Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961.
13. Недович Д. С. Поликлет. М. – Л., 1939.
14. Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.
15. Ривкин Б. И. Античное искусство. М.,1972.
16. Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972.
17. Чесноков Н. Н., Мельникова Н. Ю. Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.
18. Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М., 1966.
[1] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 8
[2] Там же С. 9.
[3] Полевой В. М. [3] Искусство Греции. Древний мир. М., 1970. С. 226.
[4] Вальдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин, 1923.
[5] Недович Д. С. Поликлет. М. – Л. 1939.
[6] Вальдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923.
[7] Чесноков Н. Н., Мельникова Н. Ю. Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.
[8] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.
[9] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. С-Пб, 2002.
[10] Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
[11] Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972.
[12] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М., 1966.
[13] Саверкина и. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972.
[14] Кобылина М. М. Аттическая скульптура. М., 1953.
[15] Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 1939.
[16] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988.
Колпинский искусство Ю. Д. Греции эпохи расцвета. Л., 1937.
Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1977.
[17] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С.92.
[18] Чесноков Н. Н., Мельникова Н. Ю. Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. С. 20.
[19] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. С. 16.
[20] История Древней Греции / под ред. Кузищина В. И. М., 2003. С.256.
[21] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. С-Пб, 2002.С. 455.
[22] Там же. С. 551.
[23] Чубова А. П. Указ. соч. С. 91.
[24] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 206.
[25] Всеобщая история искусств. М.,1956. Т.1. С. 257.
[26] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970. С. 193.
[27] Там же. С. 187.
[28] Полевой В. М. Указ. соч. С. 214.
[29] Чубова А. П. Указ. соч. С. 18
[30] Колпинский Ю. Д. Указ. соч. С. 41.
[31] Полевой В. М. Указ. соч. С. 215.
[32] Колпинский Ю. Д. Указ. соч. С. 94.
[33] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 9.
[34] Полевой В. М. Указ. соч. С. 182.
[35] Там же. С. 183.
[36] Саверкина И. Указ. соч. С. 8.
[37] Полевой В.м. Указ. соч. С.196.
[38] Колпинский Ю.Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1977. С. 7.
[39] Там же. С. 8.
[40] Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С. 93.
[41] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С.5.
[42] Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 177.
[43] Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972. С. 252.
[44] Там же. С. 254.
[45] Вальдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин – П. – М., 1923. С. 38.
[46] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 39.
[47] Там же. С. 21.
[48] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб, 2002. С. 319.
[49] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С.7.
[50] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 178.
[51] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 26.
[52] Там же. С. 36.
[53] Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М. – Л., 1939. С. 75.
[54] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. С.8.
[55] Там же. С.9.
[56] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 12.
[57] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 320.
[58] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 34.
[59] Там же. С. 28.
[60] Там же. С. 31.
[61] Кобылина М. М. Аттическая скульптура. М., 1953. С.94.
[62] Цит. по: Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2002. С. 319.
[63] Кобылина М. М. Указ. соч. С. 94.
[64] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 31.
[65] Саверкина И. Указ. соч. С. 10.
[66] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 22.
[67] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 320.
[68] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 23.
[69] Там же. С. 25.
[70] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 320.
[71] Кобылина М. М. Указ. соч. С. 95.
[72] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 320.
[73] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 37.
[74] Кобылина М. М. Указ. соч. С. 95.
[75] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 264.
[76] Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М. – Л., 1939. С. 80.
[77] Недович Д. С. Поликлет. М. – Л. 1939. С. 4.
[78] Борухович В .Г. Вечное искусство Эллады. СПб, 2002. С. 326.
[79] Недович Д. С. Указ. соч. С. 42.
[80] Цит. по: Ривкин Б. И. Античное искусство. М., 1972. С. 252.
[81] Соколов Г. И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С. 9.
[82] Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 180.
[83] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М., 1966. С. 71.
[84] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 276.
[85] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 328.
[86] Там же. С. 331.
[87] Соколов Г. И./ Мирон и Поликлет. Альбом репродукций. М., 1961. С. 8.
[88] Недович Д. С. Указ. соч. С. 39
[89] Соколов Г. И./ Мирон и Поликлет. С. 9.
[90] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 184.
[91] Недович Д. С. Указ. соч. С. 40.
[92] Там же. С. 41.
[93] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 184.
[94] Там же. С. 186.
[95] Недович Д. С. Указ. соч. С. 41.
[96] Там же. С. 42.
[97] Блаватский В. Д. Указ. соч. С. 84.
[98] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 334 .
[99] Недович Д. С. Указ. соч. С. 44.
[100] Недович Д. С. Указ. соч. С. 45.
[101] Там же. С. 46.
[102] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 331.
[103] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 276.
[104] Соколов Г.И./ Мирон и Поликлет. С. 9.
[105] Недович Д. С. Указ. соч. С. 47.
[106] Там же. С. 48.
[107] Недович Д. С. Указ. соч. С. 48.
[108] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 332.
[109] Недович Д. С. Указ. соч. С. 62.
[110] Там же. С. 61.
[111] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 8
[112] Ривкин Б. И. Указ. соч. С. 276.
[113] Всеобщая история искусств. Т. 1. С. 267.
[114] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1984. С. 226.
[115] Там же. С. 230.
[116] Там же. С. 229.
[117] Всеобщая история искусств 1 c 245
[118] Всеобщая история искусств 247
[119] Вальдгауэр О. Ф. Лисипп С. 20.
[120] Там же. С. 21
[121] Там же. С. 42.
[122] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2003. С. 373.
[123] Борухович В. Г. Указ. соч. С.365.
[124] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 23.
[125] Виппер Б. Р.Искусство Древней Греции. С. 254.
[126] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 367.
[127] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 26.
[128] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 254.
[129] Там же. С. 255.
[130] Всеобщая история искусств. Т. 1. С. 246.
[131] Там же. С. 247.
[132] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 10.
[133] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 31.
[134] Виппер Б. Р. Указ. соч. С. 255.
[135] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 35.
[136] Там же. С. 38.
[137] Борухович В. Г. Указ. соч. С. 371.
[138] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 46.
[139] Вальдгауэр О. Ф. Указ. соч. С. 47.
[140] Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1984. С. 230.
[141] Всеобщая история искусств. Т.1. С. 252.
[142] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С. 95.
[143] Чубова А. П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. М.,1966. С. 16
[144] Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1988. С.93.
[145] Чубова А. П. Указ. соч. С. 91.
[146] Саверкина И. Греческая скульптура V в. до н. э. Л., 1972. С. 8.
[147] Колпинский Ю. Д. Искусство Греции эпохи расцвета. М., 1937. С. 106.
[148] Вальдгауэр О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923. С. 25.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8