Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет международных отношений
Кафедра культурологии
Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф.Ницше
Реферат
студента 1 курса
отделения культурологии
(специализация – гебраистика)
Пипетя Максима Александровича
Научный руководитель –
преп. М.Ю.Шода
Минск 2006
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5
1.1 Истоки религии………………………………………………...5
1.2 Пантеон…………………………………………………………6
1.3 Священные тексты…………………………………………….7
1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9
1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10
1.6 Зороастризм в современности……………………………….10
Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12
2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?.............................................................................................................12
2.2 Происхождение имени Заратустры…....................................13
2.3 Жизнь и деятельность Заратустры………………………….14
Глава 3. Образ Заратустры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………22
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов………………………………………………………………......23
Введение
Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было…
Зороастр (Заратустра, Заратуштра), пророк из Древней Персии, основатель зороастризма – «древнейшей из мировых религий откровения», по словам М.Бойс – личность крайне неординарная, человек, овеянный легендами. Посредством своего фундаментального учения он оказал огромное влияние на мировую культуру, дал пищу для размышления многочисленным философам и мыслителям на сотни лет вперёд. Казалось бы, о таком человеке должны быть написаны многотомные издания, в которых самым подробным образом описывалась бы его жизнь и деятельность.
Однако до сих пор сведения о великом пророке, которыми мы на данный момент располагаем, противоречивы и скудны: нам неизвестно его происхождение, как неизвестно время и место его рождения. Мифами и легендами обросла его жизнь. Даже имя пророка разные исследователи толкуют по-разному. А если быть честным до конца, то со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, является ли Зороастр реальным историческим лицом, а не легендой. Эту мысль высказывает также Р.Фрай: «Можно попытаться выстроить в ряд свидетельства источников и заключить, что с его именем связана деятельность нескольких лиц или что его нельзя отнести к определённому периоду. Действительно, заслуживающих доверия сведений о пророке и времени его жизни почти нет». [1, с.49]
Это же мнение высказывает ряд других исследователей, например Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов и другие.
Безусловно, данная проблема уже давно вызывает интерес у многих учёных.
Как уже упоминалось ранее, влияние идей Зороастра на мыслителей последующих поколений колоссально. Учение древнего пророка нашло своё отражение в работах многих философов, среди которых не последнее место занимает Фридрих Ницше, гениальный немецкий мыслитель XIX века. Находясь под властью чар древнего мудреца, во многом отождествляя себя с ним и взяв за основу мысль о вечном возвращении, которая на тот момент царила в творчестве великого философа, Ницше, одинокий и забытый, слабый и болезненный физически, создаёт поистине фундаментальный труд, жемчужину своего творчества – книгу «Так говорил Заратустра». В ней Заратустра предстаёт перед нами как реформатор, идущий по пути становления сверхчеловека.
Так благодаря Ницше, создавшего эту величественную поэму, образ великого мудреца вторично вошёл в историю мировой философии.
Однако, несмотря на скудность наших знаний о жизни древнего мудреца, нельзя не заметить, что образ Заратустры в книге Ницше коренным образом отличается от имеющихся у нас реальных исторических данных. Другими словами, Ницше в своей работе интерпретировал образ мудреца, наделив его чертами, которые соответствовали бы личному представлению философа о Зороастре и не противоречили бы его концепции вечного возрождения. Таким образом, Ницше устами великого пророка преподносит нам свои идеи, подкрепляя их непоколебимым авторитетом Заратустры.
Следует отметить, что Ницше не ошибся в выборе персонажа. В самом деле, ведь о Заратустре известно не так много; это позволяло Ницше искажать образ мудреца, подстраивать его под себя так, как ему представлялось удобным. Однако Ницше и не собирался приводить нам описание жизни древнего пророка на основе реальных исторических фактов, ему просто нужно было приковать внимание читателя с первой страницы своей книги, погрузить его в невероятную и загадочную атмосферу древнего мира. Достоверность же описываемых в книге событий отходила на второй план.
Здесь мы, собственно, и подошли к основной цели данной работы, которая заключается в следующем: сопоставить образ Заратуштры как реальной исторической личности и как главного действующего лица произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· Выявить основные черты Заратустры как исторического деятеля, опираясь на имеющиеся научные данные;
· Рассмотреть зороастризм как результат деятельности Заратустры в контексте религий мирового масштаба;
· Раскрыть основные черты Заратустры в представлении Ф.Ницше;
· Сравнить два полученных образа, выявить их сходства и различия.
В ходе нашего исследования мы будем опираться на работы таких учёных, как М.Бойс, З.Косидовский, Р.Фрай, Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов, а также на вышеупомянутое произведение Ф.Ницше.
В Заключении будут проведены основные итоги данного исследования.
Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий
«Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвоприношений являлся огонь, взятый из обычного домашнего очага…»
Дж. Хиннелс
Очевидно, что невозможно полностью раскрыть образ Заратуштры, не рассмотрев результат его деятельности, плод всей его жизни, а именно учение великого мудреца – зороастризм. Поэтому вкратце рассмотрим основные черты этой религии.
1.1 Истоки религии
Для начала разберёмся с её названием. В.А.Кулаков приводит следующие варианты названий этой религии: маздаизм (по главному богу, наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священного писания - Авесты), зороастризм (по имени ее пророка и основателя, Зороастра), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсизм (от «парсы» – название ее современных последователей в Индии). Также одно из направлений зороастризма называется митраизм, по имени главного божества – Митры.
Зороастризм зародился, по данным различных источников, в Юго-западном Иране или на западном побережье Индии. Однако не все исследователи придерживаются данной точки зрения. Например, как полагает известная английская исследовательница Мери Бойс, «исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».
Временные рамки возникновения зороастризма достаточно чётко определены. Одни исследователи приводят дату 1500 лет до н.э., другие полагают, что зарождение зороастризма произошло ок. 1 тыс. до н.э.
Первыми последователями зороастризма принято считать одну из групп индоевропейских племён; учёные называют её индоиранской. Сами себя эти племена называли ариями (арийцами), «благородными». Земли их обитания в древности представляли собой, по словам А.М.Прохорова, «"огромный котел", в котором кипела, а зачастую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь». [4, с.285]
О самом создателе зороастризма – Зороастре - мы поговорим подробнее в Главе 2 данной работы, а сейчас остановимся на божествах, составляющих зороастрийский пантеон.
1.2 Пантеон
С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назывались дайва (древнеинд. дэва), а другой – асура (авест. ахура, древнеинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]
Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является характерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической религией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части – добро и зло.
Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевийском варианте и Ормузд – в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовержец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.
Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, такие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершенство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследователей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет следующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в человеческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешительность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разозлились». [5,с. 80]