Соглашения ВТО распространяются на все страны-члены. Независимо от того, богатая это страна или бедная, действия стран-членов ВТО могут быть оспорены, если они нарушили какое-либо из соглашений, и у них есть равное право для опровержения действий других стран-членов посредством механизма ВТО по урегулированию споров.
В результате малым странам предоставляется больше возможности заключать договора. Без многостороннего режима, такого как система ВТО, более могущественные страны имели бы большую свободу навязывать свою волю более мелким торговым партнерам в одностороннем порядке. И наоборот, малым странам пришлось бы вести переговоры с каждой из крупных экономических держав, и им было бы гораздо труднее противостоять их желаемому давлению.
4. Более свободная торговля сокращает жизненные затраты населения
Протекционизм стоит дорого: при этом повышаются цены. Всемирная система ВТО снижает барьеры в торговле посредством переговоров и применяет принцип не дискриминации. Результатом является сокращение затрат на производство (благодаря тому, что импорт, используемый для производства, стоит дешевле) и снижение цен на готовые товары и услуги и, что, в конечном счете, приводит к более низкому прожиточному минимуму.
5. Предлагается больший выбор товаров и более разнообразного качества
6. Благодаря торговле увеличиваются доходы. Факт наличия дополнительного дохода означает, что правительства имеют ресурсы для перераспределения.
7. Тщательная разработка политики усиливает потенциал более свободной торговли в создании рабочих мест. Торговля стимулирует экономический рост, что может способствовать занятости населения
8. Основные принципы делают систему более эффективной в экономическом плане, и они сокращают затрат
Торговля предполагает разделение труда между странами. Она также позволяет использовать ресурсы правильнее и эффективнее. Но торговая система ВТО предполагает большие возможности. Она помогает увеличить эффективность и сократить затраты еще в большей степени, благодаря важным принципам, заложенным в системе.
Принцип не дискриминации это один из ключевых принципов торговой системы ВТО. Другими принципами являются:
- открытость (четкая информация о политике, правилах и положениях);
- предсказуемость торговых условий (обязательства по снижению торговых барьеров и увеличению доступа других стран на рынки обязательны для выполнения);
- упрощение и стандартизация таможенных процедур, устранение бюрократии, централизованные базы данных, и другие меры, предназначенные для упрощения торговли, которые идут под заголовком «облегчение торговли».
9. Правила снижают возможность коррупции. Система ВТО поддерживает хорошее управление
Правила включают в себя обязательства по ведению благоразумной политики.
Политика протекционизма, в общем, является неблагоразумной, из-за вреда, который она причиняет как внутри страны, так и на международном уровне, как мы могли уже убедиться.
Отдельные виды барьеров в торговле причиняют дополнительный ущерб, так как они создают возможности для коррупции и других форм плохого управления.
Одним из видов барьеров в торговле, которые правила ВТО пытаются блокировать, являются квоты, к примеру, ограничение импорта или экспорта до определенного количества в год.
Так как квоты ограничивают поставки, они искусственно повышают цены, создавая аномально большие прибыли (экономисты называют это «рентой квоты»). Эта прибыль может быть использована для влияния на политику, так как больше денег становится доступными для лоббирования.
Также, политика протекционизма может создавать возможности для коррупции, к примеру, при распределении квот между лицами, занимающимися торговлей.
Существует множество случаев по всему миру. Другими словами, квоты – это наихудший способ ограничения торговли. Правительства пришли к мнению посредством правил ВТО, что они не будут поощрять использование квот.
Однако квоты различных типов продолжают использоваться в большинстве стран, и правительства настаивают на их применении. Однако, применение квот контролируется соглашениями ВТО, и существуют обязательства по снижению или устранению большинства из них, особенно по текстилю.
Многие другие области, охватываемые соглашениями ВТО, также помогут снизить коррупцию и плохое управление.
Открытость (такая как доступность информации для общественности по регулированию торговли), другие аспекты «облегчения торговли», более четкий критерий, применяемый при разработке положений, связанных с безопасностью и стандартами продукции и принцип не дискриминации, также приносят пользу тем, что сокращают случаи принятия произвольных решений и обмана.
Очень часто, правительства используют ВТО как внешний сдерживающий фактор их политики: «мы не может сделать это, так как это идет в разрез с соглашениями ВТО.
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО
2.1. Деятельность и итоги ВТО
Деятельность ВТО связана осуществляется представителями правительств государств-членов организации, но своими корнями она восходит к повседневно хозяйственной и коммерческой активности.
Основным направлением деятельности ВТО является либерализация международной торговли. Она выражается в заключении соглашений, направленных на снижение ставок таможенных тарифов и постепенному устранение нетарифных барьеров. С этой целью ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм.
Наблюдение за торговой политикой, проводимой странами, - также одно из основных направлений всей деятельности ВТО. Центральным элементом этой работы является механизм по обзору за торговой политикой (МОТП).
Цели, которые стоят перед организацией на этом направлении, заключаются в том, чтобы, используя механизм регулярного мониторинга, способствовать прозрачности и пониманию торговой политики и мер, принимаемым в этой области, содействовать повышению качества общественных и межправительственных дискуссий по вопросам торговли и обеспечивать проведение международной оценки того воздействия, которое эта политика оказывает на систему мировой торговли. Таким образом, правительства государств-членов получают стимул строже подходить к выполнению правил ВТО и соблюдать взятые на себя обязательства.
Также деятельность ВТО связана с проведением министерских конференций.
Первая министерская конференция ВТО состоялась в декабре 1996г. В Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).
Вторая – в мае 1998г. В Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ (ВТО) и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП). Третья министерская конференция состоялась в ноябре-декабре 1999г. В американском городе Сиэтле и была посвящена анализу хода выполнения (имплементации) членами соглашений Уругвайского раунда, а также началу нового раунда многосторонних торговых переговоров. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда и рассмотрение которых было отложено до следующих этапов МТП (т.н. «Встроенная повестка дня»). Речь шла о таких вопросах, как сельское хозяйство, торговля услугами и др. Также в ходе нового раунда предстояло выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров.
Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. В частности, выявились значительные разногласия между ведущими игроками ВТО – ЕС, США, Япония, Канада (так называемая группа «Квадро») – стратегические подходы которых к проведению нового раунда оказались различными.
В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда.
9-13 ноября 2001г. В катарском городе Доха состоялась четвертая министерская конференция. В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО.
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.
В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП.
27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Доработка модальностей отложена на следующий этап переговоров. Документ предусматривает также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Хотя для большинства стран «июльский консенсус» стал весьма непростым решением, данный документ имеет важное политическое, а также психологическое значение для стран-членов в плане преодоления «канкунского» синдрома
2.2. Проблемы ВТО
Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции в Дохе, который был посвящен нуждам и интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем и вопросов, касающихся осуществления соглашений Уругвайского раунда. Некоторые из этих вопросов вынесены в отдельный протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры, ТРИПС.
Очевидно, что развивающиеся страны должны были получить некоторые «уступки» за согласие реализовать обязательства, принятые во время Уругвайского раунда. Тем не менее, положения, имеющие эффект немедленного действия, хотя и не несущественны, но и не являются главными уступками.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами, требующими своего решения, участники многосторонних переговоров по линии ВТО считают следующие:
1. Проведение кардинальных реформ в области сельского хозяйства
2. Эффективное содействие развитию. США и ЕС негативно оценивают концепцию предоставления широких льгот государствам с низкими доходами на душу населения, признавая в то же время необходимость помощи эти странам.
3. Совершенствование системы урегулирования споров.
4. Обеспечение доступа слаборазвитых стран к дешевым лекарствам
5. Либерализация в секторе услуг.
ГЛАВА 3. РОССИЯ И ВТО
Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 года. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО».
Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ:
1. получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки
2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров
3. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствии с нормами ВТО
4. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах членах ВТО, в частности, в банковской сфере
5. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок
6. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов
7. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли
С другой стороны, вступив в ВТО, Россия в значительной степени должна:
- либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность;
- Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия;
- вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию
- страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру;
- наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.
Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей России см. Приложение 4.
Присоединение России к ВТО должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не на оборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всемирная торговая организация возглавляет процесс либерализации международной торговли. В отличие от ГАТТ ВТО приобрела статус юридического лица и специализированного учреждения ООН. Таким образом, ВТО представляет собой как организацию, так и своего рода кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности.
ВТО контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой членов ВТО, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации.
ВТО
находится в авангарде процесса глобализации, который протекает очень сложно. Не
все страны могут приспособиться к новым условиям, и на правительства оказывают
давление местные
производители, требующие оградить их от разрушительных, по их мнению,
последствий либерализации международного обмена. Причем к арсеналу средств
торговой войны широко прибегают не только страны второго и третьего эшелонов,
но и лидеры глобализации. Разумеется, не все современные случаи протекционизма
отражают противоречие между положительными и отрицательными последствиями
глобализации, между ее сторонниками и противниками. Протекционистские меры
вводятся по чисто прагматическим мотивам, лишенным какой-либо идеологической
подоплеки.
В целом, следует подчеркнуть, что ни возможность неоднозначного толкования норм
ВТО, ни периодические случаи их прямого нарушения, ни доминирование в ВТО стран
Запада не означают, что ее правовую систему следует отменить как неэффективную.
Другой подобной системы нет, и перспективы ее создания не просматриваются. Что
же касается недостатков, то они присутствуют в любом комплексе национального
или международного законодательства. Единственный выход заключается в
постепенном устранении пробелов и уточнении спорных положений, отстаивании
своей позиции совместно с другими странами, интересы которых по тому или иному
вопросу совпадают с российскими.
Цели, поставленные мною в начале работы, в целом выполнены, поэтому работу можно считать завершённой, хотя некоторые вопросы требуют, безусловно, большего внимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.-М.: Юристъ, 2000
2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
3. Дюмулен И.Н. Всемирная торговая организация.-М.: Экономика, 2003
4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения.-М.: ТК Велби, 2003
5. Загашвили В. Торгово-политические инструменты ВТО//МЭиМО, 2002. № 8
6. Международные экономические отношения/Под ред. Е.Ф. Жукова.-М.: ЮНИТИ, 2000
7. Международные экономические отношения/Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
8. Международные экономические отношения/Под ред. проф. И.П. Фоминского.-М.: Юристъ, 2000
9. Мировая экономика/Под ред. проф. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 1999
10. Мукерджи А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран//МЭиМО, 2003. № 6
11. Основы торговой политики и правила ВТО.-М: Междунар. отношения, 2005
12. Семенов Р.А. Международные экономические отношения.-М.: Гардарика, 2000
13. Смитиенко Б.М. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли.-М., 2000
14. Сэмпсон П. Роль ВТО в глобальном управлении, 2004
15. Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: итоги 4 сессии конференции на уровне министров (Доха, Катар, ноябрь 2001)-Спб, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, 2002
16. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система, 2005
17. www.wto.ru
18. www.tpprf.ru
19. www.fom.ru
20. www.dinform.ru