Общая экономическая теория

Отсюда М. Фридмен выводит и теоретическую модель функционирования современной экономики, в основе которой лежит богатство "первичных собственников" (населения) и богатство фирм, служащие источниками потоков доходов (заработной платы, прибыли, дивидендов, ренты, процента и т.д.). Кроме того, предполагается относительно устойчивая эффективность хозяйства (с точки зрения потребления ресурсов), которая может поддерживаться бесконечно долго. В рамках данной модели центральной проблемой, которую решает каждый собственник, становится выбор оптимальной структуры принадлежащего ему богатства с целью максимизировать совокупную полезность своих доходов. В наибольшей степени реализовать эти цели, по мнению М. Фридмена, может система конкурентного рынка, поскольку в ее основе лежит свободная состязательность и выбор участников, а, значит, такая система является саморегулирующейся и устойчивой, стремящейся к объемам производства на уровне полной занятости ресурсов, обеспечивающей необходимую гибкость цен на готовые товары и ресурсы. Поэтому теория монетаристов по сути своей является вариантом консерватизма, т.к. идеалом хозяйственной системы провозглашает свободу предпринимательства и рынка. В своей главной работе "Монетарная история США" М. Фридмен после анализа динамических рядов основных макроэкономических показателей приходит к выводу, что на обобщающий, конечный показатель функционирования хозяйства страны (национальный доход) в течение более 100 лет самое большое влияние оказывал показатель денежной массы, а не показатель объема инвестиций. Поэтому он провозглашает тезис о том, что деньги являются главным фактором развития экономики, т.е. "только деньги имеют значение". Этот тезис становится кредо всей школы монетаризма. Отсюда основным объектом анализа у монетаристов становятся деньги и денежная масса в обращении. В основе анализа лежит количественная теория денег, согласно которой деньги приобретают ценность только в процессе обмена на товары, и поэтому величина ценности денег определяется их количество в обращении.

Исходным положением также является утверждение о том, что существует относительно стабильный спрос на деньги в экономике (он выводится из теории перманентного дохода), но очень нестабильное предложение денег, которое определяется субъективными решениями кредитных институтов (государства). Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут становиться источником серьезных диспропорций в хозяйстве. Так, превышение предложения денежной массы над спросом на деньги вызывает инфляцию, которая проявляется в общем повышении цен на товары и услуги и вызывает отрицательные социально-экономические последствия. Подобные сдвиги в денежной сфере, по мнению монетаристов, выступают и основной причиной нарушения естественного хода экономических процессов. В долгосрочной перспективе нестабильность денежной сферы вызывает и нестабильность экономического роста. Таким образом, считается, что только предложение денег является фактором, определяющим объемы производства, занятости и цен. Отсюда делается и главный вывод монетаризма – предложение денег (денежная масса в обращении) является единственным компонентом рыночной системы, который должен жестко контролироваться обществом и государством посредством денежно-кредитной политики. Таким образом, основными элементами монетарной концепции стали проблемы сущности денег, денежного обращения, инфляции, безработицы, налогообложения.

Свою теорию денег М. Фридмен строит на несколько модифицированной количественной теории денег. Он доказывает, что спрос на деньги относительно стабилен, и что функция спроса на деньги определяется уровнем цен на товары и услуги, доходами на акции и облигации, скоростью оборота денежных единиц, которая связана с уровнем банковского процента. Он вводит тезис о "стабильности" функции спроса на кассовые остатки (т.е. на сумму денежных средств, используемых в платежном обороте), которая допускает существенные колебания скорости обращения денежных единиц как в долгосрочной перспективе, так и в течение отдельных фаз цикла. На основе "стабильной" функции спроса на кассовые остатки предлагается механизм восстановления нарушенного равновесия, где главная роль отводится приспособлению хозяйствующих субъектов к меняющимся условиям в сфере денежного обращения.

В теории экономического цикла М. Фридмен главной причиной циклических колебаний производства и сбыта считает наличие длительных и слабопредсказуемых лагов (задержек) между изменениями денежной массы и последующими колебаниями объемов внутреннего национального продукта. По оценкам автора, временные лаги могут составлять от 5 до 21 месяца в условиях спада экономики и от 13 до24 месяцев в условиях подъема. Из этого монетарист выводит суть денежной политики государства. Она должна сводиться к так называемому "золотому правилу М. Фридмена", а именно к поддержанию постоянных темпов роста денежной массы (на уровне 3-5% в год) в возможно более длительной перспективе, или политике таргетирования.

Значительное место в теории монетаризма занимает проблема инфляции. Она рассматривается в ней как чисто денежный феномен с позиций количественной теории денег и трактуется как результат избытка денег в обращении по сравнению с количеством обращающихся товаров и услуг. При этом главной причиной такого избытка считаются государственные расходы (в рамках дефицита госбюджета). Инфляция, по мнению монетаристов, возникает тогда, когда государственные расходы покрываются за счет эмиссии денег или займов и налогов, поскольку эти меры сокращают объем ресурсов для вложений в производство, а, значит, роста массы товаров и услуг. Поэтому они предлагают направлять государственное регулирование главным образом на стабилизацию цен. М. Фридмен вообще считает цены "нервной системой" рыночной экономики. Именно стабильный уровень цен он считает главным условием развития свободного предпринимательства и нормального функционирования рынка.

В теории занятости (или "естественной" безработицы) монетаристы по-своему трактуют понятие безработицы, считая ее особым "инструментом экономического контроля". Они считают, что профсоюзы оказывают негативное влияние на рынок труда, поскольку они, требуя и добиваясь увеличения заработной платы, завышают цену труда на рынке, чем нарушают равновесие между спросом и предложением труда. К аналогичным последствиям приводят и меры государственной политики в области занятости (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице и т.п.). М. Фридмен вводит понятие "естественного уровня безработицы", который соответствует уровню реальных условий на рынке труда. По его мнению, он жестко предопределяется состоянием экономики и не должен искусственно меняться государственными мерами. Любые попытки снизить его приведут только к росту инфляции и другим диспропорциям. Следовательно, сократить безработицу можно только при условии снижения реальной заработной платы или если государство будет проводить меры по "очищению" рынка труда (от действий монополистов). На основе анализа статистики занятости и математических расчетов М. Фридмен определил "естественный уровень безработицы" для США в 7% трудоспособного населения. С целью снижения безработицы, по мнению монетаристов, необходимо ограничить права профсоюзов, перестроить социальную политику, которая должна состоять в развитии системы профессионального образования и переподготовки, улучшения системы информации о свободных рабочих местах, а также в исключении большинства социальных программ помощи безработным, из-за которых люди предпочитают безработицу и финансовую помощь государства. Свои теории инфляции и занятости М. Фридмен снабжает математической иллюстрацией, для чего использует кривую Филлипса.

Идеи монетаризма стали с конца 70-х гг. господствующими в экономической теории на Западе; эта теория стала, кроме того, основой экономической политики во многих развитых странах. Наиболее типичные примеры такой политики с середины 70-х гг. дают США (от правительства президента Никсона до Буша-младшего), Чили, Турция и др. Монетарная модель рыночной экономики принята за основу в ходе перестройки экономики России в 90-е гг.

Экономическая теория предложения (М. Фелдстайн, А. Лаффер). Кривая Лаффера.

В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция "экономики предложения". Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительств М. Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ. Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников "рейганомики" и "тетчеризма".

В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, "вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей".

Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая английскую, американскую, западногерманскую. Их теоретические источники восходят к работам Ф. Найта, Г. Саймонса, Л. Мизеса, В. Ойкена. Ведущими авторитетами для них являются Ф. Хайек, М. Фридмен, У. Бернc, М. Уэйденбаум, Г. Стайн. Большое влияние на формирование экономической концепции предложения оказала работа Ф. Хайека "Новые исследования в области философии, политики и истории идей" (1978), а также монетарная теория М. Фридмена. Отсюда прежде всего были восприняты основные оценки современного состояния капиталистической экономики, толкования причин её неустойчивости, негативное отношение к сложившейся на основе кейнсианства практике государственного регулирования. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США.

Колебания темпов экономического роста, структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников теории предложения, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Не только М. Фридмен, но и теоретики экономики предложения считают, что систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывают разрушающее воздействие на экономику. Такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных мероприятий, ограничению социальных расходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать