Общегосударственные налоги

Совокупный доход

 

            Доходы, получаемые по месту основной работы



            Доходы, получаемые не по месту основной работы



   Доходы от занятий предпринимательской деятельностью и другие доходы


 

    Льготы по налогу (налогонеоблагаемый минимум, уменьшение одному из родителей налогооблагаемого дохода на сумму минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте до 16 лет и т.д.)




Совокупный налогооблагаемый доход


 



Доходы физических лиц, которые подлежат обложению подоход­ным налогом, для удобства расчетов объединяют в три группы:

• получаемые гражданами по месту основной работы (там, где хранится трудовая книжка) и приравненные к ним доходы (за­работная плата, премии, дивиденды, другие денежные и нату­ральные выплаты, доходы от работы по совместительству, дого­ворам гражданско-правового характера, авторские вознаграж­дения, доходы от выполнения разовых и других работ);

• получаемые гражданами не по месту основной работы (по со­вместительству, за выполнение разовых и иных работ по дого­ворам подряда и другим договорам гражданско-правового ха­рактера, доходы от предпринимательской деятельности, которой физические лица занимаются наряду с основной работой);

• от занятий предпринимательской деятельностью и другие (на­пример, от сдачи помещений и имущества в аренду).

Налоговые льготы уменьшают размер облагаемого дохода физи­ческих лиц. В Украине применяется система налоговых скидок, кото­рая включает в себя налогонеоблагаемый минимум доходов, скидки на детей, для инвалидов, граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий плательщиков.

Налогонеоблагаемый минимум — основной и наиболее важный вид налоговой скидки, предоставляемой всем налогоплательщикам. Для удобства расчетов он введен в шкалу налогообложения, т. е. ус­тановленные ставки налога применяются относительно доходов, из которых уже исключен необлагаемый минимум. Размер налогонеоблагаемого минимума должен периодически повышаться по мере повышения цен и номинальных доходов налогоплательщиков, чтобы защищать доходы физических лиц от повышенного налогообложения в условиях инфляции. В противном случае все большая часть реаль­ных доходов населения будет изыматься в бюджет.

К налоговым скидкам относится также льгота, учитывающая се­мейный статус налогоплательщика. В соответствии с украинским за­конодательством совокупный налогооблагаемый доход одного из родителей дополнительно к необлагаемому минимуму уменьшается на сумму, которая не превышает установленного действующим зако­нодательством размера налогонеоблагаемого минимума на каждого ребенка в возрасте до 16 лет в том случае, если месячный налого­облагаемый доход не превышает размера десяти минимальных ме­сячных заработных плат. Кроме того, одному из родителей много­детных семей исчисленный подоходный налог уменьшается также на 50 %.

Налоговые скидки в установленных размерах применяются и для иных категорий плательщиков: граждан, пострадавших от Чернобыль­ской катастрофы, участников Великой Отечественной войны и других боевых операций.                                      

 Ставки налога на доходы граждан в Украине неоднократно меня­лись. Так, с января по май 1993 г. было четыре ставки основной шка­лы, а максимальная ставка налога на доходы свыше 30 минимальных заработных плат составляла 50 %. Начиная с июня 1993 г. была вве­дена дополнительная максимальная ставка 90 % на сумму совокупно­го дохода более 100 минимальных зарплат, уменьшенную на размер необлагаемого минимума. Таким образом, "ступенчатость" и прогрес­сивность налоговой шкалы были существенно повышены. Подобная практика противоречила тенденции расширения базы налогообложе­ния и снижения предельных ставок подоходного налога в развитых странах, провоцировала укрывательство от налогообложения и вызы­вала недовольство плательщиков. Поэтому уже в октябре 1994 г. чис­ло ступеней и уровень максимальной ставки были уменьшены. Мак­симальная ставка подоходного налога была снижена до 40 %, число ставок составило 5. Ставки прогрессивного налогообложения дохо­дов граждан представлены в табл. 3.5.

Начисление, удержание и перечисление в бюджет налога на дохо­ды, получаемые гражданами по месту основной работы, осуществля­ются юридическими и физическими лицами-предпринимателями, кото­рые проводят выплату доходов. По истечении календарного года ими же определяется сумма совокупного годового налогооблагаемого


Таблица 3.5   Шкала прогрессивного налогообложения доходов граждан




Месячный совокупный налогооблагаемый доход (в налогонеоблагаемых минимумах)

Ставка налога

Налогооблагаемый доход, грн.

Сумма налога, грн.

 

1

Не облагается

17

-

 

1-5

10 % суммы, превышаю­щей доход в 1 НМДГ

17-85

6,8

 

6-10

Налог с дохода в разме­ре 5 НМДГ+ 15% суммы, превышающей доход в 5 НМДГ

85-170


6,8 +  15 %

 

11-60

Налог с дохода в разме­ре 10 НМДГ + 20 % суммы, превышающей доход в 10 НМДГ

170-1020

19,55 + 20%

 

61-100


Налог с дохода в разме­ре 60 НМДГ + 30 % суммы, превышающей доход в 60 НМДГ

1020-1700

189,5 + 30 %

 

Более 100

Налог с дохода в разме­ре 100 НМДГ + 40 % суммы, превышающей доход в 100 НМДГ

Более 1700

393,55 +  40 %

 


дохода и проводится перерасчет налога с учетом удержанного на протяжении года налога из месячных доходов. Информация о ре­зультатах исчисления и перерасчета налога подается в налоговую ин­спекцию по месту проживания плательщика в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным. Сами граждане-налогоплательщики, получающие доходы только по месту основной работы, декларацию о совокупном налогооблагаемом доходе за прошедший год в нало­говые органы не подают.

Граждане, получавшие в течение года доходы не по месту основ­ной работы, обязаны в срок до 1 марта следующего года подать в налоговые органы по месту проживания декларацию о сумме

совокупного дохода. Налоговый орган исчисляет годовую сумму на­лога и определяет сумму недоплаченного налога или излишне упла­ченного.

Налогооблагаемым доходом от предпринимательской деятельнос­ти считается разница между выручкой в денежной и натуральной формах и документально подтвержденными затратами, непосред­ственно связанными с получением дохода. Разрешенные к вычету затраты включают в себя такие традиционные при исчислении себес­тоимости продукции (работ, услуг) элементы, как сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия, амортизация и ремонт основных производственных фондов, затраты на оплату труда наемных работ­ников, отчисления на государственное социальное страхование, про­центы за пользование краткосрочными банковскими кредитами и не­которые другие расходы. К расходам приравниваются также налоги и сборы, отчисленные с объектов налогообложения, которые непос­редственно связаны с предпринимательской деятельностью: акциз­ный сбор, налог на добавленную стоимость, плата за землю и воду, налог с владельцев транспортных средств, таможенные пошлины и др.

Если затраты предпринимателя не могут быть подтверждены до­кументально, то они рассчитываются на основании норм, утвержден­ных ГНА Украины. Например, установленная норма затрат при изго­товлении столярных изделий составляет 60 %, а в случае оказания посреднических услуг — только 5 % суммы валового дохода.

Налогообложение доходов граждан от предпринимательской дея­тельности и других доходов осуществляется налоговыми органами на основании их декларации об ожидаемых или фактически полученных доходах.


3.  Направления усовершенствования налогообложения.


Сегодня реформирование налоговой системы на практике продолжается отдельными, разобщенными и несогласованными методами, которые нисколько не стимулируют процесс производства и         реализации продукции. Это основной недостаток          действующего порядка взимания налогов и формирования доходов бюджета. Система налогообложения в соответствии с действующим законодательством требует радикальных перемен в направлении поиска новых подходов и принципов построения,  научно обоснованных форм налогов, эффективных методов влияния на экономические процессы. Принятие отдельных законодательных актов не сможет реализовать стратегические замыслы и направления финансовой политики с целью стабилизации экономического положения в стране. Поэтому постоянно изменяющиеся экономические условия,

сама жизнь привели к тому, что решение вопроса реформирования налоговой системы страны невозможно без принятия единой перспективной программы -  Налогового кодекса Украины.

    Эта необходимость обусловлена в первую oчередь тем, что количество постоянных внесении дополнений к действующим законам уже давно перешло все допустимые нормы, что общественное признание необходимости уплаты налогов, препятствует активному внедрению и обязательному выполнению норм действующего законодательства всеми субъектами хозяйственной деятельности. Так, например, в соответствии с новой редакцией Закона Украины «О системе налогообложения в Украине», утвержденного Верховной Радой 18 февраля 1997 г., был установлен перечень общегосударственных и местных налогов и сборов. Все налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Законом, уплате не подлежат, а какие-либо обязательные платежи, которые вводятся новыми законами, должны быть согласованы с этим Законом. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать