Общественные блага и их рост

3. Альтернативная стоимость

 

3.1. Альтернативная стоимость. Из истории


Альтернативная стоимость - в экономике - наилучшая из упущенных в результате выбора конкретного варианта альтернатива. Иногда альтернативную стоимость называют экономической стоимостью.


Концепция альтернативных затрат, или, точнее, альтернативной стоимости (англ. opportunity cost), пришла на смену концепции реальных затрат в конце прошлого века. Интересно, что впервые эта концепция была применена к так называемой трудовой стоимости. Сошлемся на К. Родбертуса, которого считают одним из основателей "научного социализма" и теоретиком трудовой ценности (стоимости).

"Но блага, - писал К. Родбертус, - не стоят ничего другого, кроме труда, или - труд является единственным элементом в процессе возникновения благ, который может быть указан с точки зрения их стоимости. Нужно лишь уяснить себе понятие "стоить" (kosten). В нем заключено больше, чем простое утверждение, что для получения одного необходимо другое. Существенно здесь как то, что сделана затрата, которая поэтому уже не может быть обращена на другое (, так и то, что она исходит от субъекта, задеваемого невозвратимостыо затраты" (Родбертус К. К познанию нашего государственно-хозяйственного строя. Л., 1935. С. 63-64).

Концепция альтернативных затрат была разработана одним из главных представителей австрийской школы Ф. Визером. Впервые она была выдвинута им в докладе "О затратах и ценности", в котором Ф. Визер интерпретировал затраты "как приносимую в жертву полезность". Более полно она представлена в его книге "О происхождении и основных законах хозяйственной деятельности" (Wieser F. Uber den Ursprung und die Hauptgesetze des Wirtschaftlichen Wertes. Wien, 1884. См. также: Визер Ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 442-450).

В англо-американской литературе термин opportunity cost был введен американским экономистом Д. Грином в статье "Pain Cost and Opportunity Cost" (Green D. Pain Cost and Opportunity Coat // Quart. Journ. Econ. 1894. N 1). Сегодня этот термин стал практически интернациональным, он используется и в немецкой экономической литературе.

Термину opportunity cost "сильно не повезло" при переводе его на русский язык. В некоторых переводных учебниках (Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992; Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992) он передается как вмененные издержки. Однако вмененные по-английски imputed, а концепция вменения (нем. Zurechnung), хотя и была также предложена Ф. Визером, относится к совершенно иному разделу экономической теорий - теории распределения дохода (вменения его) факторам производства. По-видимому, такой перевод связан с досадной ошибкой, допущенной в одном из наиболее известных англо-русских экономических словарей (Англо-русский экономический словарь / Под ред. А. В. Аникина. М., 1977. С. 167).

В других этот термин переводился как затраты упущенных возможностей, хотя упускать по-английски miss, lose. Например: miss the opportunity - потерять, прозевать возможность, loses opportunity - потери вследствие неиспользования благоприятной возможности.

Однако хозяйствующий субъект осуществляет свой выбор сознательно. При этом, как предполагает теория, он руководствуется принципом максимизации своей целевой функции (полезности, прибыли). Он ничего не "упускает", он сознательно отклоняет или отвергает менее ценные для себя альтернативы для достижения более ценных.

Поэтому современное определение opportunity cost звучит так:

"Opportunity cost is the evaluation placed on the most highly valued of the rejected alternatives or opportunity" (The New Palgrave Dictionary of Economics. London, 1987. Vol. 3. P. 719). (Напомним, что rejected означает отвергнутые, отклоненные).

На русском языке термин opportunity cost лучше всего передавать как затраты (стоимость) отвергнутых возможностей, но удобнее как альтернативная затраты (стоимость).

В фокусе экономической мысли существуют много определений альтернативной стоимости, которые несут в себе пересечения и параллели. Некоторые из них приведены ниже:

Альтернативная стоимость – это стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Таким образом, альтернативные блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

Альтернативная стоимость

1) количество других товаров и услуг, от покупки которых следует отказаться при приобретении данной ценности;

2) рабочее время, необходимое для производства данной единицы товара при его сопоставлении с рабочим временем, затрачиваемым на производство единицы другого товара;

Альтернативная стоимость (вмененные издержки) - альтернативные затраты, издержки отказа, издержки утраченных возможностей, характеризуют упущенную выгоду, когда выбор одного из альтернативных вариантов требует отказа от другого в силу ограниченности ресурсов.

3.2. Альтернативная стоимость. Проблема Выбора.


Альтернатива (от лат. alter - один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей.

В фокусе экономических исследований находится процесс выбора между альтернативными вариантами использования редких ресурсов. Так считалось не всегда, однако сегодня это определение предмета экономической науки стало традиционным – оно признается ведущими учеными-экономистами.

Выбор всегда персонален, это определено биологически. Люди не могут «сливаться» в процессе выбора в некое единое существо. Никакой социальный организм не имеет центра принятия решений, находящегося «вне» индивидов. Логика коллективной организации может быть сведена к логике индивидуального расчета. Однако различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный.

Индивидуальный выбор имеет место, когда человек сам принимает решения и сам их реализует, не взаимодействуя при этом с другими людьми.

Наиболее распространен второй тип выбора – двухсторонний, - когда требуется согласование предпочтений двух индивидов. Воспользуемся примером Джеймса Бьюкенена – покупка арбуза у придорожного лотка. Прохожему нравится арбуз, добровольно предлагаемый ему продавцом, и он покупает его. Выбор сделан и тем и другим. Они вступили в сделку и осуществили её «без детального знания политических убеждений, сексуальных предпочтений или экономического положения своих реальных партнеров по обмену.… В этом классическом смысле рыночный обмен полностью обезличен и кажется совершенно идеальным типом взаимодействия, воплощенным в упорядоченной анархии. В таких отношениях каждый человек принимается именно таким, какой он есть, и очень часто таким, каким он хочет выглядеть. Торговец фруктами с лотка может бить свою лошадь, отстреливать собак и есть крыс. Но ни одна из черт его характера не должна влиять на мой чисто экономический обмен с ним».



Рис.2.1. Классификация видов выбора.


Двухсторонний выбор имеет место, Когда для принятия решения и его реализации требуется согласование предпочтений двух индивидов.

Коллективный выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе группы. Индивид всегда преследует свой «интерес», хотя, конечно, каждый понимает его по-разному. Но нет никаких оснований полагать, что индивид, действуя в составе коллектива, руководствуется исключительно общественным долгом, ставя перед собой вневременные, внеситуационные нравственные задачи, которые становятся для него внутренним обязательством. В свою очередь, коллективный выбор делится на: «олигополистический» (в которой участники взаимозависимы, т.е. поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных) и «латентный» (в которой действие одного участника не отражается на других в такой степени, чтобы у них появились какие-либо причины реагировать на это действие).

Общественный выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы.

Но чтобы принимать решения, группа должна договорится, как делать выбор и как обеспечивать его реализацию. Общественный выбор правил выбора, правил «игры» был назван конституционным, общественный выбор в процессе «игры» - постконституционным.

Конституционный выбор – общественный выбор правил выбора.

Альтернативную стоимость можно определить как ценность наилучшей из истраченных возможностей в использовании данных ресурсов.


Заключение


В ходе написания данной работы были рассмотрены такие основные понятия микроэкономики, как экономические, а также общественные блага и альтернативная стоимость, на основе изложенного материала сделаны следующие выводы.

Экономические явления складываются в результате решений отдельных субъектов экономики. Поскольку мотивы этих решений, как правило, скрыты от постороннего аблюдателя, можно формулировать различные предположения относительно этих мотивов.

Очевидно, что микроэкономическая теория, которая рассматривает экономические явления не агрегированно, а на уровне отдельных экономических субъектов, тесно связана с понятием выбора (или, как еще говорят, принятия решений), его структурой и последствиями. Так, в микроэкономических моделях потребители рассматриваются как субъекты, выбирающие, что и в каких количествах потреблять и как распределять свое время и другие принадлежащие им ресурсы. Производители выбирают, какие технологии использовать, что и в каких количествах производить. Наемные работники в моделях найма выбирают, какие усилия им делать, а наниматели — как стимулировать нужные усилия с помощью контракта.

Одним из базовых понятий экономической теории является понятие блага. Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресурсы. А альтернативную стоимость можно определить как ценность наилучшей из истраченных возможностей в использовании данных ресурсов.

- Альтернативная стоимость – это стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим.

Список использованной литературы:


1.                           Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Циплаков А.А. «Микроэкономика – 3-й уровень», Новосибарск:2003;

2.                           Корнейчук Б., Симкина Л. «Микроэкономика», учебное пособие, М.:2005;

3.                            Под. Ред. Камаева М. «Учебник по основам экономической теории», М.: Владос, 2004;

4.                           Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. «Микроэкономика», М.: Юрайт, 2003;

5.                           Тигова Т.Н. «Микроэкономика», К.: МАУП, 2003

6.                           http://www.finec.ru/rus/parts/microeconomics/titul.html


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать