Следует отличать социальные движения от социальных институтов. В отличие от последних социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения, в отличие от социальных институтов, не имеют устойчивого институционального статуса и часто не направлены на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а напротив, ориентированы на социальные изменения.
Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций. Если социальные организации в большинстве своем являются формальными образованиями с отчетливо выраженным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, жестко закрепленными социальными статусами и ролями, то социальные движения не обладают такими признаками, для них характерны спонтанность, подвижность, неустойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко закрепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей.
Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Правомерно выделять наиболее общие и существенные признаки движений, их своеобразные "идеальные типы", инварианты, имеющие множество вариативных проявлений.
Политические движения. В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, социальные движения приобретают характер движений политических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие "политические движения" аналитической строгости. Этот тип движений может классифицироваться, исходя из состава основной массы участников (крестьянские, пролетарские, феминистские и др.), мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформистские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гражданского неповиновения и т. п.).
Конкретные политические движения могут иметь страновой характер, т. е. охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковыми являлись английский чартизм — политическое движение пролетариата в 1830-1850 годах, цели и требования которого были выражены в так называемой "Народной хартии" (1838 г.), аболиционизм — развернувшееся в конце XVIII - начале XIX века в США массовое движение за отмену рабства негров.
Политические движения могут распространяться и в нескольких и во многих странах, приобретая тем самым международный характер, каким было, например, анархистское движение во второй половине XIX — начале XX веках.
Таким образом, цели, ценности, программы действий политических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а в той или иной степени соотносятся с существующими в данной стране или регионе политическими традициями. Это связано с тем, что политические движения возникают в определенных национальных или региональных политических культурах в ответ на новые социальные и политические проблемы, возникающие на определенных этапах развития общества. Так, рождаются сначала либеральные, консервативные, фашистские и иные движения, а на более поздних этапах общественного развития (скажем, в современных социально-политических условиях) появляются неолиберальные, неоконсервативные, неофашистские движения. В условиях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурной ситуацией, появляются и пользуются определенной популярностью различного рода популистские движения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполнимых при существующих экономических и политических условиях.
Экспрессивные движения — более или менее массовые движения людей, которые относительно отчетливо понимают непривлекательность и порочность существующей социальной действительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультура), других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их повседневную жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализованные, в том числе религиозно окрашенные, действия людей в Древних Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий совершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слушали прорицателей и магов, создавали и распространяли мистические учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной с их точки зрения жизни общества.
В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной среде. Разнообразными проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров, люберов, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, согласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.
Революционные движения — массовые действия, направленные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов — государства, суда, системы образования и др. Таким образом, революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть свойственный ей социальный порядок и структуры власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающиеся от прежних. Чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где социальные реформа затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее революционное, чаще всего насильственное ниспровержение. Именно данной особенностью обусловлено слабое развитие коммунистических движений в таких социально благополучных и традиционно демократических страна, широко проводящих различные реформы, как Швеция, Швейцария, Бельгия, Голландия, но сильное развитие их в таких странах, где социальные реформы неэффективны, где широко распространены социально-политические конфликты, где сильны традиции революционных движений — во Франции, Италии, России, других странах, возникших в постсоветском социально-политическом пространстве.
Реформистские движения — массовые политические действия, ориентированные не на революционные ниспровержения существующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством проведения различных реформ. Для возникновения реформистских движений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют:
а) участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим порядкам;
б) они должны располагать институциональными (т. е. допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе законодательством и др.) возможностями высказывать свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ;
в) граждане данной страны должны обладать широким набором политических прав и иметь возможность свободно и безболезненно подвергать критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать реформирования содержания и форм их деятельности.
Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима, при котором попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Как правило, к числу реформистских относятся социал-демократические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а также возникшие в последние годы движения в странах СНГ.
Оппозиционные движения — более или менее массовые действия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют собой оппозицию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсоветских России, других странах СНГ привело к возникновению множества оппозиционных движений (движение потребителей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в реформируемом обществе или утративших свои права, привилегии или имущество в процессе проведения таких реформ.
Экологические движения — массовые действия, направленные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и экологическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в условиях обостряющегося "экологического дефицита", истощения природных ресурсов, вызванного усиливающимся антропогенным, прежде всего техногенным воздействием на окружающую природную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными ситуациями и катастрофами.
Молодежные движения — массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений, в основном студенческих, 60-х годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 года во Франции проходили под лозунгом "трех М" (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе — лидера леворадикалистской тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.
Совершенно иную политическую окраску приобретает большинство молодежных движений 80-90-х годов. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив — лозунг "оставьте нас в покое". Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т. п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений автономия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16