2573,64
3603,10
Полная себестоимость реализованной продукции
2294,99
3210,44
Прибыль от реализации продукции
278,65
392,66
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего и 2006г, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.). Общее изменение суммы прибыли исчисляется по формуле 1.10( представлена в первой главе данной курсовой работы).
(DП(V, стр.) = 392,66-278,65= +114,01 тыс.руб.
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли 2005г на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.
Прирост объема реализации определяется по формуле 1.11( представлена в первой главе данной курсовой работы).
%.
Влияние объема продаж на сумму прибыли рассчитано далее по формуле 1.12 ( представлена в первой главе данной курсовой работы).
тыс. руб.
Влияние структурного фактора определяется по формуле 1.9 ( представлена в первой главе данной курсовой работы).
тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном 2006г с тем же показателем в 2005г.
тыс. руб.
После проведения факторного анализа прибыли предприятия ООО «ДОК №1» за 2005-2006гг можно сделать определенные выводы. Прирост объема реализации в 2006г по сравнению с 2005г составил 39,9%. На увеличение прибыли в отчетном году повлияли также другие факторы. Среди них фактор изменения объема продаж, который повлиял на величину прибыли положительно – прибыль увеличилась на 111,18 тыс.руб. Изменение структуры товарной продукции в отчетном 2006г увеличило прибыль на 2,83 тыс.руб. Себестоимость товарной продукции в 2006г увеличилась значительно- на 915,45 тыс.руб. Это объясняется увеличением объема выпуска продукции, расширением производства. В целом прибыль возросла в отчетном году на 114,01 тыс.руб. Это положительная тенденция, связанная с правильно подобранной стратегией руководства предприятия.
Резервы увеличения прибыли на предприятии ООО «ДОК №1»
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле 1.4 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле 1.5 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО «ДОК №1» на 5% в следующем году.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2005г за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО «ДОК №1» по формуле 1.5
PV2005 =2573,64 ∙ 5% = 128,68 тыс.руб.
П2005 = 278,65 тыс.руб.
V2005 = 2573,64 тыс.руб.
тыс.руб.
Теперь рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2006г за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО «ДОК №1» аналогичным способом.
PV2006 = 3603,1 ∙ 5% = 180,15 тыс.руб.
П2006 = 392,66 тыс.руб.
V2006 = 3603,10 тыс.руб.
тыс.руб.
Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами предприятие в 2005г могло увеличить свою прибыль на 13,93 тыс.руб., а в 2006г на 19,633 тыс. руб.
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле 1.6 (указана в 1 главе данной курсовой работы).
Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за 2005-2006гг (фактически и по плану), представлены в таблице 2.5
Таблица 2.5
Затраты на производство и реализацию продукции
фактически и по плану на предприятии
ООО «ДОК №1» за 2005-2006гг, тыс.руб.
Статьи затрат |
2005г |
2006г |
||
план |
факт |
план |
факт |
|
Сырье и материалы |
793,12 |
773,06 |
1062,5 |
998,86 |
Транспортно-заготовительные расходы |
43,86 |
46,36 |
62,70 |
58,80 |
Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная) |
528,65 |
530,12 |
728,50 |
744,50 |
Прочие производственные расходы |
268,30 |
247,85 |
340,63 |
330,33 |
Производственная себестоимость продукции |
1893,12 |
1874,23 |
2575,93 |
2517,82 |
Управленческие расходы |
230,07 |
226,87 |
312,00 |
391,34 |
Коммерческие расходы |
163,28 |
187,19 |
253,07 |
301,28 |
Полная себестоимость продукции |
2239,15 |
2294,99 |
3144,00 |
3210,44 |
Изучив таблицу 2.5 можно сделать выводы. В 2005г затраты на транспортно – заготовительные расходы превысили сумму, определенную планом на 2,5 тыс.руб. Сумма затрат на коммерческие расходы также превышает план на 23,91 тыс.руб.
Анализируя затраты 2006г можно увидеть что расходы на коммерческие затраты вновь превышают план на 48,21 тыс.руб. Также значительно превышена сумма управленческих расходов – на 79,34 тыс.руб. Все вышеперечисленные расходы необходимо сократить.
Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции, используя формулу 1.7 (указана в 1 главе данной курсовой работы).Статьи затрат, пересчитанные на 1 рубль произведенной и реализованной продукции представлены таблицей 2.6
Таблица 2.6
Затраты, пересчитанные на 1 рубль товарной продукции
фактически и по плану на предприятии
ООО «ДОК №1» за 2005-2006гг
Статьи затрат |
2005г |
2006г |
||
план |
факт |
план |
факт |
|
Сырье и материалы |
0,331 |
0,324 |
0,302 |
0,277 |
Транспортно-заготовительные расходы |
0,011 |
0,019 |
0,018 |
0,016 |
Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная) |
0,221 |
0,222 |
0,207 |
0,207 |
Прочие производственные расходы |
0,037 |
0,031 |
0,029 |
0,027 |
Производственная себестоимость продукции |
0,106 |
0,104 |
0,097 |
0,092 |
Управленческие расходы |
0,097 |
0,095 |
0,089 |
0,108 |
Коммерческие расходы |
0,063 |
0,078 |
0,073 |
0,084 |
Полная себестоимость продукции |
0,956 |
0,959 |
0,895 |
0,891 |