Кодекс четко определяет (в разделе XIII) основные способы защиты трудовых прав работников (статья 352): 1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; 2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами; 3) самозащита работниками трудовых прав. При этом определены (статьей 353) органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Важную роль в системе этих органов играет Федеральная инспекция труда, особенности формирования, принципы деятельности, основные задачи, полномочия и права которой регламентированы статьями 354 — 365. Особо подчеркивается, далее, независимость государственных инспекторов труда, которые, согласно статье 359, «при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами». Кодекс развернуто определяет права профессиональных союзов по защите трудовых прав работников. В ходе работы над документом формула «по согласованию с профсоюзами», вызывавшая неоднозначные толкования, была заменена словосочетанием «учет работодателем мотивированного мнения профсоюзной организации». В статье 372 детально прописана процедура такого учета, в соответствии с которой в случае, когда мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не согласуется с проектом локального нормативного акта и работодатель тоже не согласен с этим мнением, последний обязан (в течение трех дней после получения мотивированного мнения) провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Если же такое решение все-таки не будет достигнуто, работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который, однако, можно обжаловать в соответствующей инспекции труда или в суде. Государственная инспекция труда наделяется правом выдавать работодателю предписание (обязательное для исполнения), об отмене указанного локального нормативного акта.
Острые дебаты законодателей развернулись по поводу норм о гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов. Согласно статье 235 КЗоТа, «увольнение по инициативе администрации работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгруппоргов — соответствующего выборного профсоюзного органа подразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии — соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов выборных профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторов — с предварительного согласия соответствующего объединения профессиональных союзов». И далее было записано, что «увольнение по инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения». Согласно же Кодексу, соответствующие гарантии распространяются только на руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей (см. статьи 374 — 376). Это означает, что уровень гарантий для членов выборных профсоюзных органов, вопреки возражениям, снижен. Жизнь покажет, в какой мере такое решение оправдано.
Разногласия вызвал и вопрос об обязанностях работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа. Казалось бы, зачем работодателю создавать условия для деятельности своего оппонента? Но цивилизованный предприниматель должен понимать, что ему выгодно иметь дело именно с единым представителем работников: с ним больше возможностей договориться и через него легче влиять на отдельных работников. Поэтому соответствующие обязанности работодателя определены статьей 377 Кодекса на уровне, близком к тому, который регламентировался КЗоТом (статьями 233 — 234).
В Кодексе, далее, впервые узаконено понятие «самозащита работниками трудовых прав». Главное здесь — рассмотрение индивидуальных и трудовых споров. В документе детально прописаны процедуры такого рассмотрения. Применительно к коллективным трудовым спорам акцент сделан на примирительные процедуры — с тем, чтобы не доводить дело до противостояния, до открытого конфликта сторон трудовых отношений, приводящего к забастовкам. Вместе с тем статьями 409 — 415 детально прописывается и эта форма самозащиты работников.
В разделе XIII, как и в Трудовом кодексе РФ в целом, акцентируется активность самих работников и их организаций. Такой подход соответствует рыночным условиям: без развития активности работников реализовать нормы Кодекса и обеспечить искомый баланс интересов сторон трудовых отношений невозможно. Перед работодателями же стоит задача осознания того, что без полновесного учета интересов трудящихся стабильности бизнеса не добиться.
Единая тарифная сетка.
В настоящее время в стране, в бюджетной сфере действует Единая Тарифная Сетка (ЕТС). В соответствии с квалификацией, стажем непр6ерывной работы и занимаемой должностью работнику присваивается разряд, по которому начисляется зарплата.
Разряд
Тарифный коэффициент
Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
Месячная тарифная ставка с районным коэффициентом (руб.,коп.)
1
1
450
630
2
1.11
500
700
3
1.23
555
777
4
1.36
610
854
5
1.51
680
952
6
1.67
750
1050
7
1.84
830
1162
8
2.02
910
1274
9
2.22
1000
1400
10
2.44
1100
1540
11
2.68
1205
1687
12
2.89
1300
1820
13
3.12
1405
1967
14
3.36
1510
2114
15
3.62
1630
2282
16
3.9
1755
2457
17
4.2
1890
2646
18
4.5
2025
2835
Реформа. Суботраслевые сетки.
Правительство планирует отменить ее и ввести так называемые суботраслевые сетки. Предполагается, что с отменой Единой тарифной сетки с унификацией и уравниловкой в оплате труда 15-миллионной армии бюджетников с 1 октября 2003 г. будет покончено.
К концу года средний заработок в социальной сфере возрастет, по меньшей мере, на 33%. Разные по статусу, талантам и заслугам люди, например, хирург с мировым именем и сельский фельдшер, суперзвезда Большого театра и работник сельского клуба, университетский преподаватель и школьная уборщица, будут "разведены" по 30 отраслевым и суботраслевым сеткам, а их оклады дифференцированы в зависимости от сложности работы, квалификации и специализации учреждений.
0 причинах отказа от ЕТС, о новой системе оплаты труда, которая коснется каждого четвертого занятого в экономике страны, о ее преимуществах и задачах изложено ниже.
Суть предстоящей реформы. Цели и смысл предлагаемых реформ.
Как считает правительство РФ, основная цель новаций - существенное повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. С помощью реформы мы также надеемся приблизить ГРОТ к прожиточному минимуму и довести в перспективе средний заработок бюджетника до 70-80% зарплаты в промышленности, максимальном расширении прав региональных и муниципальных органов власти по зарплатному регулированию в подведомственных им организациях и учреждениях.
Решение этих задач невозможно без кардинальных изменений, суть которых - в отказе от изжившей себя Единой тарифной сетки, переходе к отраслевым системам