Наиболее перспективным при выявлении роста производительности труда является функциональное разделение труда. При его совершенствовании важно спроектировать новое рациональное содержание трудового процесса, целесообразную взаимосвязь исполнителей.
Рациональное разделение труда должно предусматривать возможности использования таких форм организации труда, как совмещение профессий и функций, многооперационность, многостаночное обслуживание, коллективный труд.
Для улучшения использования рабочего времени необходимо учитывать возможность совмещенного выполнения членами бригады элементов операций и рационального распределения функций между ними. Более широкое привлечение менее квалифицированных исполнителей к выполнению сложных элементов операций сокращает время их выполнения, улучшает качество работы, способствует повышению квалификации рабочих.
3. Расчетная часть
Расчетная часть курсового проекта направлена на выработку умений и практических навыков выбора оптимальных вариантов при проектировании трудовых процессов и расчете норм затрат труда и даёт возможность значительно углубить теоретические знания в области организации и нормирования труда.
В расчетной части приведены следующие работы и расчеты:
1. Индивидуальная фотография рабочего дня (см. Приложение 1);
2. Вспомогательная карта по обработке наблюдательного листа №1 индивидуальной фотографии рабочего дня (см. Приложение 2);
3. СВОДНО-НОРМИРОВОЧНАЯ КАРТА № 1 для индивидуальных фотографий рабочего дня и баланс рабочего времени (см. Приложение 3 );
4. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ №2 бригадной фотографии рабочего дня (см. Приложение 4);
5. Вспомогательная карта по обработке наблюдательного листа №2 бригадной фотографии рабочего дня (см. Приложение 5).
На основе полученных данных определим фактический баланс рабочего времени:
Тсм=ОП+ОМ+НР+СР+ПО+ПР+ОТ, где
Тсм - продолжительность смены, равная 480 часам.
ОП - время оперативной работы;
ОМ - время на обслуживание рабочего места;
НР - время на непроизводственные работы;
СР - время на случайные работы;
ПО - время перерывов по организационно-техническим причинам;
ПР - время перерывов, вызванных нарушением трудовой дисциплины;
ОТ - время на отдых работников и личные надобности.
Определим возможный рост производительности труда в результате проведения организационно-технических мероприятий (РПТ1) и устранения потерь времени по вине рабочего (РПТ2), а также общий рост производительности труда (РПТ).
РПТ1=(НР+СР+ПО+(ОМф-ОМпр))/ОПф*100%, где ОМф – фактическое время на обслуживание рабочего места; а ОМпр - проектируемое время на обслуживание рабочего места; ОПф - фактическое время оперативной работы.
РПТ2=((ОТф-ОТпр)+ПР)/ОПф*100%, где ОТф - фактическое время на отдых работников и личные надобности; а ОТпр –
проектируемое время на отдых работников и личные надобности.
РПТ=РПТ1+РПТ2
РПТ1=[3+8+4,6+12+9+10+(3,3+5,3+2,6+4+2,6+4,3+1,3+5+3,3+3,6+3+1+1,6+9,6+2+4,6+3,3+5,3+2,6-(4+3+4+1+4,8+3+3,9+3+1+2+10+2+4+3++5+2))]/(346,9)*100%=59,2/346,9*100=17,06%
РПТ2= [(10-10)+10+3+1,6+4]/346,9*100%=5,3%
РПТ=17,06+5,3=22,36%.
Рассчитаем норму времени и выработки.
На операциях с автоматическим циклом норма времени tш рассчитывается по формуле:
==1000(1+0,03)/85=12,12
=0,3
====0,16
=(12,12+0,3)(1+0,16)=12,42*1,16=14,4 мин. < 14,7 мин.
Где - учетная единица продукции;
Ц- рациональный эксплуатационный скоростной режим работы оборудования;
Р- количество единиц продукции за один рабочий цикл:
КТП- коэффициент технических потерь.
Сменная () и часовая () нормы выработки рассчитываются по формулам
=480 / 14,4= 33,3
=60/ 14,4= 4,16
Табл.1 Карта самофотографии рабочего времени
Табл.2 Элементы затрат времени
Перечень элементов затрат времени |
Шифр затрат |
1. Учёба |
1.0 |
Присутствие на занятиях |
1.1 |
Выполнение домашнего задания |
1.2 |
Работа в библиотеке |
1.3 |
Работа в интернете |
1.4 |
Работа на компьютере в университете |
1.5 |
Работа на компьютере дома |
1.6 |
2. Спорт |
2.0 |
Занятия в секциях |
2.1 |
Утренняя гимнастика |
2.2 |
3. Отдых |
3.0 |
Посещение дискотеки |
3.1 |
Посещение клубов |
3.2 |
Встреча с друзьями |
3.3 |
Просмотр телевизора |
3.4 |
Поход по магазинам |
3.5 |
4. Духовное развитие |
4.0 |
Посещение театра |
4.1 |
Посещение кинотеатра |
4.2 |
Концерты |
4.3 |
Чтение худ. литературы |
4.4 |
5. Общественная работа |
5.0 |
Профоргом |
5.1 |
Старостой |
5.2 |
6. Домашние дела |
6.0 |
Уборка |
6.1 |
Приготовление пищи |
6.2 |
Закупка продуктов |
6.3 |
Мытьё посуды |
6.4 |
7. Транспорт |
7.0 |
Пеший ход |
7.1 |
8. Личная гигиена |
8.0 |
9. Приём пищи |
9.0 |
10. Сон |
10.0 |
11. Потеря времени |
11.0 |
Ожидание транспорта |
11.1 |
Ожидание преподавателя |
11.2 |
12. Работа |
12.0 |
Переодевание в рабочую форму |
12.1 |
Изучив самофотографию рабочего времени, я пришла к следующим выводам:
· по причине того, что в свободное от учёбы время я в основном работаю, мне катастрофически не хватает времени на внеклассную учёбу. На занятии вне стен университета трачу всего лишь около 5 часов в неделю;
· потери времени не велики и в основном происходят по причине ожидания транспорта;
· очень мало времени уделяется спорту и нерегулярно (около 1 часа в неделю);
· приём пищи также происходит нерегулярно и в основном в виде быстрого питания;
· на отдых остаётся очень мало времени (в среднем 3,5 часа в неделю), и провожу его как правило в виде встреч с друзьями и шоппинга. Более полезным был бы отдых в виде посещения театра, чтения художественной литературы и т.п.;
· основную статью затрат времени составляет работа (около 40 часов в неделю).
Итак, в основном моё время уходит на работу, но проблема в том, что это работа не по специальности. Если я хочу в дальнейшем работать по специальности, то необходимо пересмотреть затраты времени в соответствии с преследуемыми целями. Для более наглядного рассмотрения данной проблемы составим так называемое дерево целей (рис. 1).
Рис. 1 Дерево целей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15