Организационная структура государственного управления Республики Беларусь

2.2. Структура государственного управления Республики Беларусь


Наиболее четко рассмотреть особенности структуры государственного управления РБ можно при помощи схемы.


Рассмотрим основные особенности оптимизации органов государственного управления, принятые в нормативных документах (указах президента) Республики Беларусь.

В целях оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Конституции Республики Беларусь:

1. Установить, что:

1.1. в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:

·                    министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;

·                    объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные организации);

1.2. председатели государственных комитетов по статусу являются министрами;

1.3. министерства, государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь;

1.4. в центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

1.5. министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь;

1.6. положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах – Советом Министров Республики Беларусь;

1.7. министры, председатели государственных комитетов, заместители Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета, Председателя Государственного военно-промышленного комитета назначаются Президентом Республики Беларусь, заместители иных министров, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

1.8. в состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

1.9. постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

2. Учредить должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь.

Для обеспечения его деятельности создается аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

3. Присоединить:

Государственный комитет по авиации к Министерству транспорта и коммуникаций;

Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству финансов;

Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству юстиции;

Комитет по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь и Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству по чрезвычайным ситуациям.

4. Создать:

4.1. Государственный комитет по имуществу путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь;

4.2. Государственный комитет по стандартизации путем слияния Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь и департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства;

4.3. департаменты:

·                    в Министерстве иностранных дел – внешнеэкономической деятельности;

·                    в Министерстве по чрезвычайным ситуациям – по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также по материальным резервам;

·                    в Министерстве спорта и туризма – по туризму;

·                    в Министерстве транспорта и коммуникаций – по авиации;

·                    в Министерстве финансов – по ценным бумагам;

·                    в Министерстве юстиции – по архивам и делопроизводству;

·                    в Государственном комитете по имуществу – фонд государственного имущества;

·                    в Государственном комитете по стандартизации – по энергоэффективности, а также контроля и надзора за строительством.

5. Подчинить:

Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения – Совету Министров Республики Беларусь;

Белорусскую железную дорогу – Министерству транспорта и коммуникаций.

6. Ликвидировать Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн «Белместпром»).

7. Возложить функции:

·                    на Государственный комитет по имуществу – проведения единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведения соответствующих кадастров и реестров, сохранив за Министерством экономики функции по выработке государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации;

·                    на Государственный комитет по стандартизации – проведения единой государственной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации, по техническому нормированию, стандартизации, надзору в строительстве и контролю соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также функции государственного управления в области энергоэффективности, осуществления надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;

·                    на Министерство экономики – утверждения индекса цен в строительстве и контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве;

·                    на Министерство торговли – координации создания товаропроводящей сети за рубежом, внешнеторговой деятельности, нетарифного регулирования.

8. Определить, что:

·                    территориальные органы реорганизованных республиканских органов государственного управления и фонда государственного имущества входят в систему соответствующего республиканского органа государственного управления, к которому переходят функции таких реорганизованных органов управления;

·                    структура министерств, государственных комитетов и перечень подчиненных им государственных организаций определяются Советом Министров Республики Беларусь.

9. Возложить на Аппарат Совета Министров Республики Беларусь функции организации и контроля исполнения принимаемых Правительством Республики Беларусь решений.

10. Утвердить прилагаемые:

·                    перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

·                    перечень департаментов с правами юридического лица в центральных аппаратах государственных органов.

11. До приведения законодательства в соответствие с настоящим Указом правовые акты Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов действуют в части, не противоречащей настоящему Указу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления: Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

Организационная структура государственного управления – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: органы исполнительной власти и органы власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

Построение организационной структуры государственного управления: Линейное основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.       Агудов В. В. Место и функции «структуры» в системе категорий материалистической диалектики. - М., 1979.

2.       Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., 1980,

3.       Антонова Н.Б., Захарова Л.М, Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

4.       Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд.2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004.

5.       Бахрах Д. Н. Организационные структуры государственного управления /Д. Н. Бахрах. //Правоведение. - 1981. – № 6. – С. 27 – 36

6.       Вишняков В. Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. - М., 1972.

7.       Забелов СМ., Забелов П.С. Правовое регулирование государственного управления: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

8.       Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями). - Мн.: 2006.

9.       Манохин В. М. Порядок формирования органов государственного управления. - М., 1963.

10.   Манохин В. М. С учетом отраслевого и территориального принципов. // Советское государство и право, 1979. № 10. С. 21–30.

11.   Марков М. Теория социального управления. - М., 1978.

12.   Научные основы государственного управления в СССР. - М., 1968.

13.   Основы европейской хартии местного самуправления: методическое пособие для высших учебных заведений. – 2 изд., перераб. и доп. /Под ред. В.А. Черникова. – М., 2000.

14.   Петров Г. И. Советское административное право. Общая часть. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.

15.   Политико-административные отношения: кто стоит у власти? /Под ред. Тони Верхейна. Пер. с англ. – М.: "Права человека", 2001.

16.   Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: "Юрист", 2003.

17.   Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.: "Юрист", 2001.

18.   Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М.: Издательский дом "Артикул", 1997.

19.   Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1999.

20.   Яковлев Г. С. Аппарат управления: принципы организации. - М., 1974.

21.   Ямпольская Ц. А. Органы советского государственного управления современный период. - М., 1954.

22.   Указ Президента Республики Беларусь от 11 октября 2001 г. № 578 «О внесении дополнения и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 97, 1/3117).

23.   Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 92, 1/3078).

24.   Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2001 г. № 707 «О Комитете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 112, 1/3270).

25.   Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 2002 г. № 282 «О некоторых вопросах совершенствования системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 65, 1/3731).

26.   Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать