Хотя при слове «корпорация» многие начинают думать о таких крупных компаниях как General Motors, IBM, Ford и других, для инкорпорации (регистрации в качестве корпорации) необязательно быть большим предприятием. Многие корпорации действительно большие, однако регистрация в качестве корпорации может быть полезной и для мелких компаний.
Сущность регистрации корпорации не является чересчур сложной, хотя процедуры регистрации в качестве корпорации зачастую бывают довольно непростыми. Большинство людей не желают подвергать риску все, что они имеют, чтобы получить возможность участвовать в бизнесе. Однако для того чтобы компания росла, процветала и являлась источником благосостояния, большое число людей должны желать вложить в нее деньги. Путем решения этой проблемы является создание искусственного лица, существующего только юридически. Такое юридическое лицо называют корпорацией. Это не более чем прием для вовлечения в бизнес людей с минимальным для них риском.
Эта организационно-правовая форма предпринимательства имеет свои преимущества и недостатки.
Достоинства корпораций.
Достоинства корпораций определили ведущую роль этой организационной формы бизнеса в современной американской экономике.
Больше денег для инвестиций. Корпорация значительно более эффективно по сравнению со всеми другими формами организации бизнеса справляется с задачей привлечения капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования – посредством продажи акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации способны объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа людей.
Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет определенные преимущества и с точки зрения их покупателей. Прежде всего, домохозяйства в этом случае могут участвовать в деловом предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение; при этом нет необходимости принимать активное участие в управлении предприятием. К тому же у человека появляется возможность распределять риски, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, держатели корпоративных ценных бумаг обычно без труда могут избавиться от них, продав другому владельцу. Существующие фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Нечего и говорить, что это усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций.
Более того, корпорациям обычно легче, нежели другим формам бизнеса, получить доступ к банковскому кредиту. Во-первых, корпорации более надежны, а во-вторых, они скорее, чем все другие, способны обеспечить банкам прибыльные вклады.
Ограниченная ответственность. Корпорации обладают также одним явным преимуществом – это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под удар, даже если корпорации угрожает банкротство. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Ограниченная ответственность заметно облегчает корпорации привлечение денежного капитала.
Высокая степень специализации. Благодаря своим преимуществам в привлечении денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем, расширять масштабы операций и реализовывать выгоды роста. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологий массового производства, а также из более глубокой специализации в использовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий индивидуальной частной фирмы вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом и маркетинговыми функциями, крупная корпорация в состоянии привлечь специализированные кадры в каждую из этих сфер и тем самым достичь большей эффективности. Кроме того, корпорации могут покупать другие корпорации, работающие в других отраслях, для диверсификации риска. (Это означает, что корпорация может одновременно заниматься различными видами деятельности, и если одно направление потерпит неудачу, влияние на все корпорацию будет уменьшено).
Постоянное существование. Будучи юридическим лицом, корпорация существует независимо от ее владельцев и от ее собственных должностных лиц. Индивидуальные фирмы могут внезапно и непредсказуемо погибнуть, а корпорации, по крайней мере, юридически, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостность и непрерывность деятельности. Иными словами, корпорации обладают известным постоянством, которого недостает другим формам бизнеса и которое открывает возможности для перспективного планирования и роста.
Отделение собственников от управления. Корпорации могут получить средства у многих разных инвесторов, не вовлекая их в управление. Собственники выбирают совет директоров. Директора подбирают высший руководящий состав. Он, в свою очередь, нанимает менеджеров, а также рабочих и служащих. Собственники, таким образом, имеют определенное влияние на то, что управляет корпорацией, но не контроль над этим.
Недостатки корпораций.
Сложность регистрации. Регистрация устава корпорации сопряжена с бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
Возможность злоупотреблений. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых форм злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторым недобросовестным владельцам компаний иногда удается избежать личной ответственности за сомнительные коммерческие операции благодаря возможностям, которые открывает перед ними корпоративная форма организации бизнеса.
Отчетность. Документы, оформляемые при образовании корпорации, являются только началом. Налоговое законодательство требует подтверждения корпорациями законности всех их расходов и вычетов из облагаемых налогом сумм. В связи с этим корпорация вынуждена обрабатывать большое количество различных документов. Владелец индивидуального предприятия или товарищества может поддерживать документацию в достаточно свободной манере, корпорация же вынуждена вести подробнейшую отчетность, протоколы собраний и многое другое.
Двойное налогообложение. Та часть дохода корпораций, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды – первый раз как часть прибыли корпораций и второй раз как часть личного дохода владельца акции.
Размеры. Масштабы могут быть одним из преимуществ корпораций, но также и недостатком. Большие корпорации иногда становятся чересчур негибкими и бюрократическими, а это лишает их возможности быстро реагировать на изменения рынка.
Разделение функций собственности и управления. В индивидуальной частной фирме и товариществе владельцы реальных и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и контролируют их. Но в крупных корпорациях, собственность которых широко распылена среди десятков и даже сотен тысяч акционеров, происходит разделение функций собственности и управления (контроля).
Причины этого расхождения кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большинство акционеров не принимают участия в голосовании, а если они и участвуют в нем, то лишь опосредованно, передавая свои голоса действующим должностным лицам корпорации и тем самым наделяя последних практически безграничными полномочиями и возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
Разделение функций собственности и управления не вызывает серьезных последствий в том случае, если действия группы, осуществляющей функции управления, отвечают интересам группы собственников корпорации (то есть акционеров). Но интересы двух этих групп далеко не всегда совпадают.
Глава 5. Производственные кооперативы
Производственным кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан (не менее пяти) и юридических лиц на основе членства, личного трудового участия в производственной (хозяйственной) деятельности и паевых взносов. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием в деятельности кооператива.
В современной деловой практике кооперативы по обороту занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. В России кооперативы получили распространение прежде всего в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области. Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Типичным примером могут служить дачные и жилищные кооперативы.
Собственность такого кооператива (артели) складывается из паев (пай – долевая собственность).
Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.
Производственные кооперативы создаются для совместного производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, оказанию услуг.
Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Компетенцией общего собрания является:
изменение устава
- образование и прекращение деятельности наблюдательного совета;
- прием и исключение членов кооператива;
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков;
- решение о реорганизации и ликвидации кооператива.
Если членов кооператива больше 50, то может быть создан наблюдательный совет.
Исполнительными органами кооператива являются: правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее правление и подотчетны наблюдательному совету.
Членом наблюдательного совета, правления и председателем кооператива могут быть только члены кооператива.
Производственный кооператив может быть ликвидирован или преобразован в хозяйственное товарищество и общество по единогласному решению его членов.
В США имеются также кооперативы и другого типа, организуемые по другим причинам. Эти кооперативы образуются, чтобы дать членам больше экономической силы как группе, чем они имеют как отдельные лица.
Наилучшим примером таких кооперативов являются сельскохозяйственные кооперативы. Первоначально фермеры объединились для того, чтобы получать более выгодные цены за свою продукцию. Со временем кооперативы расширились и сейчас также покупают и продают удобрения, сельскохозяйственные машины, семена и прочие товары, необходимые на ферме. Это превратилось в многомиллиардную индустрию. Кооперативы сейчас владеют многими заводами. Кооперативы не платят таких налогов, как корпорации, и поэтому имеют преимущества на рынке.
Недостатком кооперативной формы (по аналогии с товариществом) выступает неограниченная ответственность членов кооператива по его обязательствам. Принятие решения в кооперативе обычно осуществляется по принципу «один человек — один голос», т.е. не учитывается размер имущественного или трудового вклада члена кооператива в дело. В связи с этим кооператив не следует рассматривать как целесообразную организационно-правовую форму без серьезных дополнительных причин.
Глава 6. Государственные предприятия
Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.
Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.
Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.
От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.
Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:
• если в форму хозяйствования унитарной организации заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций — принцип корпоративности;
• имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе и между работниками предприятия;
• управление унитарным предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником.
В зависимости от того, кому принадлежит собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными.
Такие предприятия в зависимости от прав, предоставляемых учредителем, подразделяются на две категории:
• с правом хозяйственного ведения;
• с правом оперативного управления.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.
Заключение
Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.
Выбрав организационно-правовую форму предприятия, его права и обязанности и закрепив их в уставе, предприниматель может определить имя или наименование, под которым он будет выступать в хозяйственном процессе. Фирменное наименование обеспечивает «собственное лицо» предпринимателя. Оно может быть представлено именем или фамилией (Philips, Довгань), отражать предмет деятельности предприятия («Газпром», «Норильский никель»), быть совершенно произвольным, в том числе и вымышленным.
Список используемой литературы
1. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес: Учебник /Под.
ред. Ю.М.Осипова. – М.:Бек,1996.
2. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. /Под ред.
В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика,1997.
3. Основы предпринимательства: Учебное пособие/ Под. ред. И.Н.Евсеева. – М. «КОНСЭКО», 2000
4. Пелиха А.С. Основы предпринимательства: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2001.
5. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. - М.: ТОО "КОНТУР", 1999
6. http://www.rcsme.ru/lib.asp