Необходимо отметить, что теперь в описании каждого нарушения в тексте итогового акта кроме положений законодательных и нормативных актов, которые были нарушены, содержания, периода, и суммы нарушения в обязательном порядке указывается должностное лицо, его допустившее.
Изменяется и процедура подписания самого акта. Инструкцией, регулирующей проведение ревизий КРУ Минфина России, было предусмотрено его подписание представителями Росфиннадзора, проводившими проверку, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. Теперь главный бухгалтер акт не подписывает.
Предельный срок ознакомления руководства проверяемой организации с актом контрольного мероприятия и подготовки возражений по нему не меняется и составляет пять дней. Но по новой Инструкции срок ознакомления с актом для проверяемой организации будет устанавливать руководитель ревизионной группы.
С введением новой Инструкции в значительной степени изменился порядок реализации материалов контрольного мероприятия. Срок рассмотрения возражений по акту руководителем ревизионной группы увеличится с 5 до 30 рабочих дней.
В то же время в новом документе не решены многие существующие принципиальные проблемы. По-прежнему не установлена периодичность контроля, недостаточно регламентирована методология планирования и проведения ревизий и проверок, не определен порядок разрешения возникающих во время их проведения спорных ситуаций, отсутствует классификация выявленных финансовых нарушений.
Акт ревизии (проверки) составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу, установленному Банком России на дату совершения соответствующих операций.
Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения.
Результаты ревизии должны подтверждаться документами (их копиями), объяснениями должностных, материально ответственных лиц проверенной организации и др.
Инструкцией не предусмотрено обязательное направление предписания об устранении выявленных нарушений руководителю проверяемой организации, а также информирование о результатах проверки вышестоящих управляющих органов.
2. Ревизии кассовых операций
Денежные средства организации – это наиболее подвижные и легкореализуемые активы. Завершая кругооборот средств хозяйства и будучи исходным пунктом нового кругооборота, денежные операции носят массовый характер применения и наиболее уязвимы с точки зрения различного рода нарушений и злоупотреблений.
Операции, связанные с движением денежных средств, должны проверяться, как правило, сплошным методом.
Основная цель проверки – законность, достоверность и хозяйственная целесообразность совершенных операций на счетах, отражающих движения денежных средств.
В зависимости от вида денежных средств детализируются цели проверки и используемые документы как источник информации.
В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги, движение которых совершается посредствам кассовых операций. Последние охватывают такие хозяйственные факты, как выдачу заработной платы, значительную часть административно-хозяйственных расходов, операции по подотчетным суммам и т.д.
Операции с денежной наличностью требуют тщательной проверки, осуществляемой четко разработанными методами.
Выявление злоупотреблений являются одной из важнейших задач ревизии кассовых операций. Необходимо не только выявить факты недостач (хищений), но и определить условия, которые их подготовили, способствовали им и мешали их своевременному выявлению.
Целью ревизии кассовых операций является проверка соблюдения[[4]]:
- условий хранения и сохранности наличных денег и других ценностей в кассе и при доставке их из банка;
- установленного порядка хранения чековых книжек, корешков чеков и получения по ним денег;
- правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
- лимита хранения наличных денег в кассе;
- порядка выдачи денег в подотчет на командировочные и хозяйственные расходы и другие нужды;
- своевременности и полноты оприходования наличных денег, полученных из банков, от юридических и физических лиц;
- кассовой дисциплины при производстве кассовых операций;
- учета кассовых операций и ведения кассовой книги и книг аналитического учета по другим ценностям, хранящимся в кассе;
- порядка расчета наличностью с юридическими лицами за отгруженную продукцию (работы, услуги) и другие материальные ценности;
- использования по назначению полученных по чекам из банков наличных денег;
- полноты и своевременности возврата в банки по окончании рабочего дня сверхлимитных остатков наличных денег;
- наличия случаев выдачи наличных денег посторонним лицам без оформленных доверенностей.
Источниками информации при проверке кассовых операций являются:
- первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые приходные и расходные ордера, формы КО-1; КО-2);
- кассовая книга (форма КО-4);
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3; КО-3а);
- книга учета принятых и выданных кассиром денег (форма КО-5);
- первичные оправдательные документы к кассовым документам;
- учетные регистры по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 56 «Денежные документы», другим расчетным счетам, корреспонденция которых связана со счетом 50; по балансовому счету 006 «Бланки строгой отчетности», балансы и другие отчетные формы.
Основные этапы проверки кассовых операций[[5]]:
1) Инвентаризация фактического остатка наличных денег в кассе и соответствие его учетным данным по кассовой книге.
2) Проверка по приходным и расходным ордерам полноты и своевременности оприходования списания наличных денег по кассовой книге.
3) Проверка наличия оправдательных документов к приходным и расходным ордерам, на основании которых они оформлены.
4) Проверка законности совершенных хозяйственных операций.
5) Проверка фактического наличия других ценностей, хранящихся в кассе (ценных бумаг, ценных подарков, драгоценных вещей и других ценностей), которые в соответствии с действующими нормативными документами надлежит хранить в кассе.
6) Проверка итогов в кассовой книге и других учетных регистрах (журналах-ордерах, ведомостях).
7) Обеспечение сохранности денежных средств при их получении, доставке из банка (предприятия), хранении и выдаче на предприятии в соответствии с требованиями Рекомендаций Министерства внутренних дел РФ по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке.
8) Проверка полноты оприходования по местам хранения закупленных материальных ценностей и отражение прихода по соответствующим книгам учета.
9) Проверка наличия письменного договора о полной материальной ответственности с кассиром.
Помимо описанных выше приемов и методов проведения проверок кассовых операций в программу рекомендуется включить и следующие вопросы:
- проводятся ли на предприятии внезапные проверки остатков денежной наличности в кассе. Если проводятся, то кто осуществляет такие проверки;
- снимаются ли остатки денег в кассе перед составлением бухгалтерской отчетности;