Организация Банком России эмиссионных операций

Такая ситуация на российском рынке ценных бумаг создает определенные трудности для эмитентов, причем даже для тех из них, за которыми стоят высококвалифицированные инвестиционные проекты. Поэтому процесс конструирования новых выпусков ценных бумаг становится не только наукой, но и искусством. К подготовке товара (ценных бумаг) целесообразно привлекать специалистов — инвестиционных консультантов, которые, как правило, используют различные новации для того, чтобы сделать ценную бумагу привлекательной для инвестора.

Однако существуют общие правила, применяя которые можно достигнуть определенных успехов на отечественном фондовом рынке:

1.     эмиссии ценных бумаг должны быть адресными, т. е. сориентированными на определенного инвестора;

2.     должно тщательно прорабатываться время появления ценных бумаг на основе оценки финансовой ситуации в стране;

3.     важно отразить в условиях предстоящего выпуска ценных бумаг те преимущества, которые имеет эмитент и его инвестиционная программа;

4.     чем ниже статус эмитента, тем больше прав, гарантий для инвестора должен содержать выпуск ценных бумаг, по возможности его целесообразно наделить уникальными преимуществами для инвестора. Например, правом конверсии в иные ценные бумаги, объединить выпускаемые акции с опционом «пут» и т. д.

Среди эмитентов корпоративных ценных бумаг лидируют банки. Это объясняется тем, что банковский бизнес остается даже в кризисный период наиболее прибыльным, а в условиях выпуска и обращения ценных бумаг, жестко регламентируемые Центральным Банком РФ, позволяют банкам по надежности (статусу) занимать второе место после государственных ценных бумаг. Ценные бумаги являются не только важнейшим инструментом формирования капитала, но и все более важным средством привлечения заемных ресурсов. Следует сразу же оговориться, что если для корпорации основу хозяйственной и финансовой деятельности составляют собственные ресурсы (более половины пассивов сформированы за счет эмиссии акций), то банковские и финансовые структуры создают свою ресурсную базу в основном за счет привлеченных средств. Источником привлечения заемного капитала является эмиссия облигаций, которая по вполне понятным и проанализированным в разделе «эмиссия облигаций» причинам не является популярным способом формирования ресурсной базы. Поэтому основная часть активов банков и финансовых структур финансируется за счет привлеченных на краткосрочной основе средств.

Предприятия небанковской сферы (не имеющие кредитной лицензии) не могут эмиттировать депозитные и сберегательные сертификаты, да и выпуск векселей должен обслуживать коммерческий кредит, т. е. выписка векселей должна производиться под товарные сделки. Поэтому бурное развитие в России краткосрочных фондовых инструментов привлечения капитала было связано с эмиссией банковских векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Векселя, выпускаемые предприятием, использовались лишь в организованных банком схемах с целью снижения отчислений в резервы и оптимизации налогообложения. Эмиссионная деятельность банка в данном секторе фондового рынка обусловлена понятным желанием банков привлечь заемные средства для активных операций на самых выгодных для банка условиях. Эмиссия краткосрочных долговых инструментов — депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, инвестиционные свойства которых позволяют совместить высокую ликвидность, невысокий риск и многофункциональность в решении тех или иных финансовых задач, отвечает интересам коммерческих банков. Эмиттируя и обслуживая векселя, сберегательные и депозитные сертификаты, коммерческие банки выполняют свое непосредственное назначение — обеспечивают денежный оборот и аккумулируют свободные денежные средства. Данные инструменты денежного рынка позволяют привлекать ресурсы технически более простыми способами, не связанными к тому же с передачей прав участия в управлении. Эмиссионная политика определяется в данном случае потребностями банка в кратко- и среднесрочных ресурсах и текущими ставками денежного рынка.

Долговые бумаги (сберегательные и депозитные сертификаты, векселя) обладают целым рядом особенностей, делающих их более привлекательными для инвестора по сравнению с традиционными кредитно-депозитными формами вложения средств:

- во-первых, это – краткосрочный характер их выпуска, возможность реализации на вторичном рынке или учета в банке, использование в качестве средства платежа по другим операциям или для обеспечения кредита в качестве гарантии, что позволяет их владельцу выбирать сроки возврата вложенных средств и способ реализации того или иного использования принадлежащих ему бумаг;

- во-вторых, привлекательность таких долговых инструментов, как сертификаты и процентные векселя, обусловлена существенными налоговыми льготами: льготная ставка налогообложения процентных доходов по этим бумагам (15 процентов, которые уплачивает в бюджет эмитент) дает инвестору и соответственно эмитенту существенные преимущества по сравнению с использованием традиционных форм депонирования средств.

Цифры свидетельствуют о беспрецедентном успехе выпуска краткосрочных фондовых инструментов; около 95 процентов всех срочных вкладов юридических лиц оформлено банковскими ценными бумагами. Их выбор, широта и активность использования российскими банками во многом определяется профилем конкретного банковского учреждения. Банки, ориентированные на работу с «розничным» клиентом, предлагают широкий выбор депозитных и сберегательных сертификатов. Банки, работающие преимущественно с корпоративной клиентурой, гораздо шире используют вексель. Причем, в этой группе наблюдается разделение на банки, использующие консервативную тактику управления вексельным оборотом (Империал, Токобанк и др.), предпочитающие ограничить хождение своих векселей путем депонирования на весь срок до погашения или использования надписей «не по приказу» (исключающим передачу векселя индоссаментом), и банки, осуществляющие агрессивную стратегию на фондовом рынке (Тверьуниверсалбанк, банки-участники Эмиссионного Синдиката), которые настойчиво внедряют свои векселя в обращение между предприятиями[1].

Попытки превратить банковский вексель в платежное средство имеют в России свою специфику, определяемую «кризисом неплатежей», который в условиях жесткой монетарной политики может быть смягчен заменой денежных расчетов другими платежными инструментами. Поэтому коммерческие банки имеют возможность сыграть ключевую роль в развязке цепочек неплатежей, что не только повышает ликвидность их долговых инструментов, но и привлекает новую клиентуру.

1.2. Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ



Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ обусловлены основными целями его деятельности ЦБ, в соответствии с которыми Центральный банк:
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег
- прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет
- создает резервные фонды банкнот и монет
- устанавливает правила хранения, перевозки, инкассации денег для кредитных организаций
- устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение.

Осуществление эмиссии банкнот является показателем независимости Центрального банка от государственных органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны ЦБ (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость ЦБ в проведении денежно-кредитного регулирования.

Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы.
ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и дает оценку оптимальной на данном этапе емкости совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег. Плановые показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются. ЦБ в конечном счете берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или обязательство не выпускать такого количества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы. Необходимость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо в целях замены физически износившихся банкнот, либо под рост национального богатства.

При этом отметим следующее: если часть банкнот не возвращается в ЦБ и накапливается на руках, происходит тезаврация, образуются дополнительные ресурсы, которые при определенных условиях усиливают инфляционные тенденции.

Необходимо отметить, за Центральным банком законодательно закреплена только монополия на эмиссию наличных денег в обращение. Однако, центральный банк может воздействовать и на безналичную эмиссию, которая осуществляется коммерческими банками с учетом банковского (депозитного) мультипликатора. Это влияние осуществляется, во-первых, через рефинансирование банков (расширяя или сжимая рефинансирование, центральный банк увеличивает или уменьшает банковские ресурсы, увеличивая или уменьшая способность коммерческих банков «делать деньги»), во-вторых, через изменение нормы обязательного резерва, уменьшая или увеличивая свободные ресурсы коммерческого банка. Кроме того, величина банковского (депозитного) мультипликатора находится в обратной зависимости именно от норматива обязательных резервов коммерческих банков. Следовательно, через изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков центральный банк воздействует на величину банковского (депозитного) мультипликатора, уменьшая или увеличивая способность создания денег системой коммерческих банков.
Выполнение Центральным банком роли эмиссионного центра страны непосредственно связана с его ролью как органа денежно-кредитного регулирования. Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.

Характер проводимой денежно-кредитной политики зависит от степени независимости Центрального банка. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральным банком, в то же время ни один центральный банк не может независимо от правительства установить тот или иной валютный режим.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:
- проведение исследований по проблемам экономики и состояние денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики
- определение направлений денежно-кредитной политики
- выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования: рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные операции, процентная политика, операции на открытом рынке.
- создание и ведение статистических данных по объему денежной массы, кредитам и сбережениям
- составление денежных программ и контроль за их выполнением.
Двухуровневая банковская система предполагает взаимодействие Центрального банка только с коммерческими банками, без его непосредственного вмешательства в деятельность реального сектора экономики. Поэтому основной вклад Банка России в улучшение условий работы реального сектора экономики состоит в проведении такой денежно- кредитной политики, которая должна обеспечить необходимую степень насыщения экономики деньгами при одновременном сдерживании инфляции. Такая политика позволяет создать предпосылки для увеличения совокупного спроса, нормализации денежных потоков, решения проблемы неплатежей и вытеснения денежных суррогатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать