Гражданам Российской Федерации гарантируются:
а) обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая:
скорую медицинскую помощь;
диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая неотложную и доврачебную помощь);
осуществление мероприятий по профилактике заболеваний;
б) стационарная помощь.
Подробный перечень контингентов населения, заболеваний, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, составляющих базовую программу, а также не входящих в него, разрабатывается и утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и финансов Российской Федерации и с участием профсоюзных органов.
Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными программами обязательного медицинского страхования. Оплата необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях — за счет личных средств граждан. Льготы при оказании медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим законодательством.
Для обеспечения равных условий оказания населению медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию используются фонды здравоохранения.
Средства фондов здравоохранения направляются также на:
финансирование целевых программ, утвержденных органами исполнительной власти, в первую очередь связанных с профилактикой и лечением социально-опасных заболеваний;
финансирование деятельности лепрозориев, трахоматозных диспансеров, центров по борьбе со СПИДом, домов ребенка, детских санаториев, молочных кухонь, бюро медицинской статистики, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, центров экстренной медицинской помощи, станций, отделений, кабинетов переливания крови, баз и складов специального медицинского снабжения, оплату кардиохирургических операций по пересадке органов и тканей по утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации перечню, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и на другие цели в области охраны здоровья населения.
Место и роль медицинских страховых учреждений в организации здравоохранения определяются тем, что они смогут сыграть решающую роль в решении проблемы кардинального повышения социальной защищенности граждан в процессе их медицинского обслуживания, а также выступить гарантом доступности для широких слоев населения высококачественных медицинских услуг. Решение проблемы обеспечения социальной защищенности пациентов медучреждений требует создания и развития института посредника между гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, и учреждениями здравоохранения.
В роли посредника и гаранта прав граждан могут выступить государственные, акционерные, кооперативные страховые фирмы, способные на конкурентных началах осуществлять посреднические функции между гражданами, нуждающимися в медицинской помощи, с одной стороны, и медицинскими учреждениями — с другой. Система отношений: больной — посредник (страховая фирма) — медицинское учреждение — врач способна более надежно защищать не только интересы больных, но и доходы медицинских учреждений.
Наиболее эффективной формой организации финансово-хозяйственной деятельности страховых медицинских учреждений является акционерная форма, так как она может обеспечить концентрацию крупных ресурсов, а также наиболее демократический режим контроля за деятельностью страховых организаций и медицинских учреждений.
Акционерными признаются общества, имеющие уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущие ответственность по обязательствам только имуществом. Акционеры несут ответственность по обязательствам общества лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе. Акции открытого АО могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров, свободно продаваться на рынке ценных бумаг. Акции закрытого АО могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров данного общества, если иное не оговорено в уставе.
Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями медицинских акционерных обществ, но они вправе владеть акциями этих обществ. Суммарная доля акций, принадлежащих органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям, не должна превышать 10% общего пакета акций страховой организации.
Учредительная деятельность по созданию АО проходит в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные программой создания АО задачи и проводятся соответствующие мероприятия. Важным источником увеличения финансовых ресурсов медицинских страховых организаций должны стать доходы, получаемые ими при использовании временно свободных средств страховых фондов для осуществления инвестиционной и кредитной деятельности.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется финансовыми органами, аудиторскими службами, а в случае необходимости другими государственными органами.
Общество обязано проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год, а внеочередные ревизии — по требованию хотя бы одного из акционеров, которому принадлежит не менее 10% акций. Ревизии и проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.
Открытое акционерное общество, акции которого распространяются по открытой подписке, обязано не позднее первого квартала каждого года опубликовать отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности. Порядок составления ежегодного отчета определяется в уставе АО. Предварительно до публикации отчета деятельность АО проверяется ревизионной комиссией. Акт или иной документ, составляемый по результатам проверки, является неотъемлемой частью отчета о деятельности АО. Акционерное общество, а также его должностные лица несут установленную законодательством ответственность за достоверность содержащихся в публикации сведений.
Еще одной стороной в системе медицинского страхования выступают лечебно-профилактические учреждения, специалисты индивидуальной практики и их объединения. Как уже отмечалось выше, необходимым условием перевода отрасли на принцип медицинского страхования является внедрение экономических методов хозяйствования, так как экономические методы управления позволяют оптимизировать систему взаимных расчетов и финансово-хозяйственных связей учреждений здравоохранения и их подразделений, повысить их материальную заинтересованность и ответственность за повышение качества работы, привлечь внебюджетные средства на развитие материально-технической базы.
Следовательно, лечебно-профилактические учреждения должны выступать как экономически самостоятельные субъекты хозяйствования, функционирующие на принципах самофинансирования, пользующиеся правами, вытекающими из законов о предприятии и предпринимательской деятельности, и несущими в полном объеме риск и ответственность.
Главным принципом организации здравоохранения являются договорные отношения, которые последовательно внедряются на всех уровнях. Это связано с тем, что специфические черты здравоохранения, как отмечалось выше, ограничивают, но отнюдь не подавляют экономические начала в развитии отрасли. Кроме того, основная часть медицинских услуг имеет прежде всего товарную природу.
Требует особого внимания такой участник медицинского страхования, как предприятие, и соответственно экономические учреждения в этой системе.
По действующему законодательству предприятие, выступающее в системе страховой медицины в качестве страхователя, имеет право на:
- участие во всех видах страхования;
- свободный выбор страховой организации;
- осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования.
Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование для предприятий устанавливается Правительством и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюджетных организаций, а также временно нерентабельных государственных предприятий осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон. Величина страхового тарифа зависит, с одной стороны, от стоимости и состава предлагаемых страховыми организациями медицинских услуг, а с другой — от финансовых возможностей страхователя. Последнее обстоятельство часто оказывается решающим в принятии предприятием решения об участии также и в добровольном медицинском страховании.
Тут можно заметить, что страховой тариф в складывающейся современной экономической ситуации для предприятий является серьезным дополнительным налоговым бременем, и чрезмерно высокий их уровень может принести к серьезному ущемлению интересов предприятий —- страхователей. Однако не следует забывать, что, согласно Закону, при заключении договора предприятие может принимать активное участие в согласовании размера страхового тарифа и критериев его дифференциации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, медицинское страхование может выступать в форме обязательного и добровольного. Также доказано, что обе формы имеют свои достоинства и недостатки. Но обязательное медицинское страхование имеет одно неоспоримое преимущество — оно обеспечивает определенную надежность и регулярность поступления денежных средств, создавая тем самым возможность планирования медицинской помощи, включая меры профилактики.
Как показывает опыт, в странах с развитыми системами общественного здравоохранения преобладает, как правило, форма обязательного медицинского страхования, а в странах, где больше распространены частные (коммерческие и некоммерческие) страховые программы, используется принцип добровольного страхования здоровья. Так, например, в Израиле добровольное медицинское страхование почти полностью построено на коммерческой основе, т.е. организуется обществами взаимопомощи, благотворительными и религиозными и другими некоммерческими организациями.
Добровольным также является дополнительное страхование здоровья в странах, где действует обязательное медицинское страхование населения. Например, дополнительное частное страхование очень широко распространено в Японии, где обязательное государственное страхование не обеспечивает общедоступности медицинской помощи.
Относительно России можно сделать вывод, что в этот сложный как для экономики, так и для системы здравоохранения период, когда реформирование только начато и проходит в сложнейших условиях перехода на рыночные условия, самофинансирование и самообеспечение, как никогда важным стал вопрос организации экономических учреждений в системе обязательного медицинского страхования, ответственных за материальную, экономическую и финансово-организационную стороны функционирования системы страховых учреждений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Печатные издания
1. Когаловская Э.Т., Левант Н.А. Справочное пособие по медицинскому страхованию в России. –М.:Науч.-информ. фирма “ЮКИС”, 1993. –63 с.
2. Комплект официальных материалов по медицинскому страхованию. М., 1993 (Заоч. школа повышения квалификации врачей).
3. Лисицын Ю.П. и др. Медицинское страхование. М.:Медицина, 1995. –143 с.
4. Миронов А.А. и др. Медицинское страхование. М.:Наука, 1994. –311 с.
5. Организация обязательного медицинского страхования на территориальном уровне. М. –152 с.
6. Семенков А.В. Медицинское страхование. М.:Финстатинформ, 1993. –139 с.
Периодические издания
1. Ж. Вестник обязательного медицинского страхования. 2001. №2. С.3-8.
2. Ж. Вестник обязательного медицинского страхования. 1999. №2. С.36-40.
3. Ж. Здравоохранение РФ. 1998. №1. С.25-28.
4. Медицинская газета. 2001. 9 нояб. С.4-5.
5. Г. Медицинский вестник. №5-6 (1-15 марта). С.15-18.
6. Ж. Медицинская помощь. 2001. №3. С.3-9.
7. Ж. Медицина труда и промышленная экология. 2000. №9. С.1-8, 12-20.
8. Ж. Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1997. №2. С.33-36, 40-45.
9. Ж. Экономика здравоохранения. 2000. №11. С.5-9.
10. Ж. Экономика здравоохранения. 2000. №5/6. С.30-31.
11. Ж. Экономика здравоохранения. 2001. №4/5. С.10-13.