Организация и проведение занятий и соревнований по плаванию

При поточном методе выполнения упражнений занимающиеся распределяются один за другим по бассейну или на отдельных дорожках, сохраняя опреде¬ленный интервал. Упражнения выполняются при одновременном движении всех занимающихся по кругу. При одинаковой их подготовленности им легче сохранять установленный интервал. Если выполняемое упражнение неодинаково для занимающихся по трудности, необходимо организовать обгон менее подготовленных пловцов более подготовленными. В плавании при поточном методе выполнения упражнения все занимающиеся двигаются против часовой стрелки и обгоняют друг друга слева. При данном методе упражнения могут выполняться непрерывно или с остановками. Перерыв в их выполнении обычно используется для отдыха, замечаний и объяснения нового упражнения. Хотя при таком методе можно изучать новые упражнения, он более эффективен для совершенствования двигательных навыков и физических качеств, т. е. тогда, когда необходимо доcтаточно длительное выполнение упражнения. Этот метод предоставляет занимающимся большую самостоятельность при выполнении упражнений, а преподавателю облегчает учет и контроль за их работой. Поточный метод обеспечивает более высокую, чем другие методы, общую и моторную плотность урока.

Пояснения даны в тексте

При фронтальном методе вся группа располагается в один ряд и все одновре¬менно выполняют упражнения. Количество занимающихся зависит от того, сколько учеников мо¬жет поместиться в одну шеренгу вдоль бортика бассейна (по его длине или ширине). Таким образом, занятие проводится с меньшим, чем при использовании других методов, количеством занимающихся. Кроме того, при фронтальном методе используется для занятий далеко не весь бассейн, поскольку занимающиеся находятся в одном ряду, а не распределены по всей его площади.

Этот метод, как и поточный, позволяет выполнять упражне¬ние непрерывно или интервально и обеспечивает высокую плот¬ность занятия. Помимо этого, при данном методе преподаватель хорошо видит всех занимающихся и ему удобно объяснять уп¬ражнения. Эти положительные качества фронтального метода делают его наиболее эффективным для изучения новых упражнений. Поэтому при обучении плаванию он находит наибольшее применение.

Однако при фронтальном методе затруднен индивидуальный подход к занимающимся и они не видят, как выполняют упраж¬нения их товарищи. Эти недостатки могут быть устранены при выполнении упражнения не одновременно всеми занимающимися, а с небольшим интервалом один после другого.

При групповом методе занимающиеся разбиваются на группы и каждая выполняет упражнение фронтально одна за другой. При зтом, естественно, возникает перерыв в выполнении упражнения, так как возвращение в обратную сторону невозможно, пока все занимающиеся не доплывут. Такой групповой метод применяют, когда необходимы частые перерывы между выполнением упражнений и важен индивидуальный подход (например, при интервальной тренировке пловцов или при обучении, когда начинающие осваивают новый учебный материал). Групповой метод позволяет проводить занятие с большим количеством занимающихся и рационально использовать всю поверхность бассейна. Если занимающиеся плывут только в одном направлении и возвращаются обратно в исходное положение по берегу, то можно, не превышая нормы количества плавающих в бассейне или на дорожке, проводить занятие с очень большой группой (при наличии помощников или нескольких преподавателей). Такой способ особенно оправдывает себя при проведении занятий или сдаче норм ГТО на естественном водоеме, где нет оборудованного бассейна. Достаточно эффективен этот способ и при некоторых видах тренировочных занятий в бассейне.

Беспрерывное выполнение упражнений групповым методом возможно лишь тогда, когда занимающиеся делают упражнение двумя группами навстречу друг другу. При этом важно не допускать встречных столкновений. Для этого занимающиеся должны быть размещены на достаточно большом расстоянии друг от друга и члены одной группы — в интервалах шеренги другой группы. Кроме того, лучше использовать упражнения, при которых ориентировка не затруднена, выполняя их на небольшое расстояние — поперек бассейна.

Помимо рассмотренных методов в плавании широко используются также индивидуальный и игровой методы проведения занятий.

Для подготовки и проведения занятий по плаванию необходимо иметь программу, поурочный план, график, конспект урока и расписание занятий. Вся эта учебная документация составляется так же, как и для других уроков физического воспитания.

Эффективность проведения урока преподавателем зависит от глубины его знаний, тщательности подготовки к уроку и твор¬ческого подхода.


Организация и проведение соревнований по плаванию

 

Соревнования — неотъемлемая составная часть процесса физического воспитания. Значение соревнований не только в том, что они позволяют выявить спортивные достижения отдельных людей и коллективов, но и в том, что соревнования — наиболее действенное средство вовлечения широких слоев населения в регулярные занятия физической культурой и спортом и один из способов проверки работы любой физкультурной организации.

От стартов ГТО в коллективах физкультуры до спартакиад народов СССР и олимпийских игр — вот диапазон соревнова¬ний, включающих плавание.

Общее представление о разнообразии соревнований по плаванию дает их классификация.

В зависимости от целей и задач различают; чемпионаты, пер¬венства, кубковые, отборочные, классификационные, показательные и массово-оздоровительные соревнования. По масштабу соревнования могут быть международными, всесоюзными, рес¬публиканскими, местными и низовыми; по виду розыгрыша — межведомственными, межтерриториальными, закрытыми (допускаются только спортсмены определенного коллектива), открытыми (допускаются все спортсмены), комплексными (соревнования по нескольким видам спорта). По характеру определения побе¬дителей соревнования делятся на личные (определяются только результаты отдельных спортсменов), командные (учитываются только результаты команд), лично-командные (определяются результаты отдельных спортсменов и отдельных команд) и коллективные (учитываются результаты участвующих коллективов).

Поскольку соревнования являются специализированной формой занятий, условия их проведения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любым занятиям по плаванию. На современном уровне развития плавания соревнование любого масштаба должны отличать: четкая организация и проведение, объективность судейства, интерес участников и зрителей к соревнованию.

Подготовка к проведению соревнований по плаванию начинается с разработки календарного плана спортивных мероприятий. В этом плане, составляемом на год, определяются: название и характер соревнований, сроки и место их проведения, а также участвующие в них организации. Календарный план должен обязательно составляться с учетом основных соревнований, проводимых в стране. В нем должны найти отражение массовые фиpкультурно-оздоровительные мероприятия для различных возрастных групп, проводимые на основе комплекса ГТО в коллективах физической культуры, по месту жительства, в пионерских лагерях, на местах массовых купаний и т. д., а также комплексные соревнования и смотры-конкурсы работы секций или коллек¬тивов.

Вторым основным документом подготовки соревнований является положение о соревнованиях. Оно должно содержать следующие основные разделы: 1) цели и задачи; 2) время и место проведения; 3) руководство; 4) участники; 5) программа; 6) условия проведения; 7) определение победителей личного и командного первенств; 8) награждение победителей; 9) сроки представления заявок.

Непосредственная подготовка к соревнованиям осуществляется в соответствии с планом, в котором предусматривают контроль за ходом подготовки к соревнованиям, своевременное комплектование судейской коллегии и организацию ее работы, подготовку места проведения соревнований, информирование и привлечение населения к соревнованиям, организацию медицин-кого контроля за ходом соревнований и оказание врачебной помощи участникам. В коллективах физкультуры подготовку к проведению соревнований осуществляет совет коллектива и бюро секции с привлечением физкультурного актива. При проведении соревнований крупного масштаба создаются специальные организационные комитеты.

Соревнование проводит судейская коллегия, которая обычно комплектуется за 1—3 недели до его начала. Квалификация су¬дей должна соответствовать значимости соревнований. Количество судей в коллегии зависит от масштаба соревнований, коли¬чества участников и технической оснащенности соревнований. Минимальное количество судей может составлять 7—10 человек: главный судья, врач, секретарь, стартер, судья на повороте, судья по технике, три или четыре судьи-секундометриста. При сдаче норм ГТО I и V ступеней (плавание без учета времени) достаточно стартера, судьи на финише и врача.

С целью повышения качества проведения соревнований организуется за несколько дней до соревнований инструктивное совещание всей судейской коллегии.

Главный судья соревнований и его заместитель обязаны проверить пригодность и готовность места соревнования.

Основным документом для проведения соревнований являются заявки и заявки-записи.

Заявки в установленный срок подаются участвующими в соревнованиях организациями в судейскую коллегию или в специально создаваемую мандатную комиссию.

Порядок старта участников определяется жеребьевкой или на основании показанного ими спортивного результата. Для удобства проведения соревнований и фиксации спортивных результатов составляют карточку на каждого участника.

Жеребьевка заключается в вытаскивании карточек участников и определении для них сначала очередного номера заплыва, а потом номера дорожки. Если известен уровень спортивной подготовленности участников, то заплывы формируются из имеющих примерно равные результаты, а жеребьевкой определяют только номера дорожек.

Соревнования должны быть праздником для участников и зрителей. Поэтому очень важно тщательно подготовить торжественный церемониал их: парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрания участников и гостей соревнования. Парадом руководит наиболее известный зрителям судья.

Судьи и участники выходят на парад отдельными колоннами, команды участников — в порядке занятых мест на таких же соревнованиях прошлого года или, если соревнования проводятся впервые, в алфавитном порядке. Во главе каждой команды идет представитель команды, затем—-знаменосец, тренер команды и участники: вначале женщины, потом мужчины. От парада должны быть освобождены участники первых заплывов соревнований. После построения руководитель парада отдает рапорт, и принимающий парад произносит приветственную речь. Далее производится торжественный подъем флага соревнований и затем следует организованный уход участников.

При закрытии соревнований команды участников выходят на парад в порядке занятых на данном соревновании мест. Главный судья подводит итоги соревнования. Оно заканчивается спуском флага и организованным уходом участников и судей.

Спортивная часть соревнований состоит из заплывов, предусмотренных программой. Перед началом заплывов участникам обязательно предоставляется возможность разминки в воде.

Судейство соревнований должно проводиться в полном соответствии с правилами соревнований по плаванию, в которых из¬ложены требования к участникам, обязанности судей и правила судейства соревнований.

Общий ход судейства соревнований следующий. Судья при участниках, получив от секретаря соревнований карточки, объявляет участникам номер каждого и разводит их по дорожкам, а карточки передает судье-информатору, который представляет участников заплыва зрителям.

После готовности секундометристов стартер дает предварительную команду («Участникам занять места!» или свисток), по которой соревнующиеся становятся на задний край тумбочки, а при плавании на спине входят в воду и занимают исходное положение. Затем стартер дает подготовительную команду («На старт!» или второй свисток), по которой участники становятся на передний край тумбочки и принимают неподвижное положение старта. Убедившись, что все участники готовы к старту, стартер дает исполнительную команду («Марш!» или выстрел). По этой команде секундометристы включают секундомеры. Если один или несколько участников возьмут старт преждевременно, то старт повторяется. Стартер возвращает участников после первого и второго фальстартов. При третьем фальстарте все участники проплывают дистанцию полностью, но у тех, кто принял старт преждевременно, результаты не засчитывают.

За правильностью проплывания дистанции соревнующимися следят судьи по технике плавания, за выполнением поворотов — судья на поворотах и судьи на финише, за правильностью финиша — судьи на финише. В случае нарушения правил эти судьи передают старшему секундометристу записки с указанием участ¬ника и допущенных им нарушений.

В конце дистанции в момент касания пловцом поворотного щита (на дистанциях вольного стиля — любой частью тела, при плавании на спине — одной рукой, при плавании брассом и баттерфляем — обеими руками одновременно) секундометристы останавливают секундомеры. Время участника, подплывающего первым, определяют три секундометриста. Кроме того, порядок прихода пловцов к финишу фиксируют судьи на финише.

Результаты преодоления дистанции старший судья-секундометрист проставляет в карточки участников и передает их судье-информатору для объявления результатов заплыва участникам и зрителям. После окончания всех заплывов главный секретарь производит подсчет личных и командных результатов и передает эти сведения судье-информатору для объявления. Подсчет команд¬ных или личных результатов производится в соответствии с положением о конкретных соревнованиях. Результаты заносятся в сводный протокол, который утверждается на заседании судейской коллегии. В трехдневный срок после окончания соревнований вся документация и отчет главного судьи о проведенных соревнованиях сдаются в организацию, проводившую соревнования.

Если место занятий или плавательная подготовка соревнующихся не отвечают требованиям спортивных правил соревнований по плаванию, то соревнования могут быть проведены по упрощенным правилам и с меньшим количеством. В этом случае для слабоплавающих должна быть упрощена и программа соревнований (например, уменьшена длина соревновательной дистанции и упрощены способы ее проплывания).

Действенным средством пропаганды плавания являются водные праздники. Их организуют в пионерских и молодежных лагерях, на городских и сельских пляжах, в Домах отдыха и в бассейнах. Обычно водные праздники проводят как итог спортивной работы летнего сезона или лагерной смены, а также по случаю знаменательной спортивной даты или события.

Программа праздника на воде может быть самой разнообразной, но важно, чтобы он был зрелищным, пропагандировал физическую культуру и спорт и соответствовал возрасту и подготовленности участников. В программе праздника обычно выделяют спортивную, показательную и развлекательную части.

Спортивная часть должна включать наиболее зрелищные виды соревнований: плавание на короткие дистанции, эстафеты, прыжки в воду, финальную игру в водное поло, ныряние в ластах в длину, массовые старты и сдачу норм ГТО, выполнение командой различных плавательных упражнений (для слабоплавающих участников) и т. д.

Для показательных выступлений целесообразно пригласить ведущих тренеров и спортсменов города, района, ДЮСШ, коллектива физкультуры или шефствующей организации. Показательная часть может включать проплывание спортсменами отдельных дистанций, демонстрацию техники различных способов плавания, выполнение упражнений подводного спорта, выступления представительниц синхронного плавания, демонстрацию приемов спасания тонущих вплавь, проведение тренером показательного урока по обучению плаванию и т. д.

В развлекательную часть могут входить шуточные эстафеты, аттракционы, комические прыжки или целые инсценировки. Темы инсценировок лучше всего брать из жизни участников праздника или использовать такие важные темы, как умение плавать или спасать тонущих.

Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке, приближенной к ритуалу олимпийских игр, фестивалей или спартакиад народов СССР. Все выступления на празднике должны сопровождаться комментариями ведущего.

Успех водного праздника зависит от предварительной подготовки к нему. Для его подготовки и проведения целесообразно создать организационный комитет, который должен прежде всего ознакомиться с местом проведения праздника и соответствием его санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности, затем разработать сценарный план, определить необходимый инвентарь и продумать художественное оформление праздника.

Сценарный план в зависимости от масштаба намеченного праздника должен составляться за несколько недель до его начала. Кроме того, должен быть составлен и план подготовки отдельных выступлений и установлены сроки репетиций. В наиболее ответственных номерах программы необходимо предусмотреть подготовку запасных участников. Окончательно утверждать сценарный план целесообразно только после проведения генеральной репетиции. С планом проведения праздника должен быть обязательно ознакомлен каждый участник.

К проведению водного праздника должны быть привлечены работники ближайшей спасательной службы и ОСВОДа. На празднике должны дежурить спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов. Оборудование и инвентарь (в том числе и спасательный), которые будут применяться на празднике, должны быть заранее опробованы непосредственно на местах применения.

В художественном оформлении водного праздника предусматриваются оригинальные и красочные костюмы участников, декорирование инвентаря и всего места праздника.

Желательно заранее оповестить всех о празднике по радио, развесить яркие объявления и раздать участникам красиво оформленные пригласительные билеты.

Существенное значение для более полной передачи содержания праздника и руководства ходом всех выступлений имеют дикторский текст и музыкальное сопровождение.

Большое агитационное и воспитательное воздействие спортивных праздников на молодежь требует от его организаторов компетентности в вопрдсах физической культуры и спорта, большого художественного вкуса, высокого педагогического мастерства.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать