Международная практика обоснования проектов.
Для подготовки решения о целесообразности вложения средств применяют несколько обобщающих показателей:
· Чистая текущая стоимость разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период, с учетом фактора времени;
· Рентабельность- исчисление отношения прибыли к капитальным вложениям или отношение прибыли к акционерному капиталу, с учетом налогообложения;
· Внутренний коэффициент эффективности проект считается рентабельным, если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения ;
· Период возврата капитальных вложений – срок окупаемости капитальных вложений;
· Максимальный денежный отток – отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат;
· Норма безубыточности минимальный размер партии выпускаемой продукции, когда доход от продаж равен издержкам производства. Особое внимание при разработке бизнес плана следует обращать на краткое резюме, сжатое изложение всего, что содержится в бизнес-плане. Этот документ определяет, будет ли заинтересованное лицо или банковский работник читать остальные разделы бизнес-плана. Резюме должно быть кратким, охватывать все разделы бизнес плана. Рекомендуется, чтобы краткое резюме содержало информацию: название предприятия, его юридический адрес; лицо для контракта, его телефон; тип бизнеса; цель бизнеса; необходимый (требуемый) заем; цель займа; имеющиеся активы; продукт-рынок (краткая характеристика продукта, реальные возможности для его реализации); управление (краткая характеристика основного владельца и его помощников); финансовые планы; цели роста объема продаж и прибыли.
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
- развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
- документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
- результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
- инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
- прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция -учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
- безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
- контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
- документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех, стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный период в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
По бухгалтерскому балансу ЗАО «Энергостройкомплект» определите ликвидность баланса.
Наименование статей
Начало периода
Конец периода
1
2
3
1. Внеоборотные активы – всего
21367257
19424706
В том числе:
1.1. Основные средства
21293595
19391425
1.2. Нематериальные активы
1804
4516
1.3. Прочие необоротные средства
71858
28765
2. Оборотные активы – всего
2433560
2192794
В том числе:
2.1. Запасы
1890192
1617044
2.2. Дебиторская задолженность (платежи после 12мес)
7883
78092
2.3. Дебиторская задолженность (платежи до 12мес)
322899
394498
2.4. Краткосрочные финансовые вложения
32586
28852
2.5. Денежные средства
180000
145308
1
2
3
Баланс
23800817
21617500
3. Капитал и резервы – всего
20909966
18951768
В том числе:
3.1. Уставный капитал
73053
73053
3.2. Добавочный и резервный капитал
20071723
18514699
3.3. Спец. фонды
270000
300000
3.4. Нераспределенная прибыль
495190
64016
1
2
3
4. Долгосрочные пассивы. Заемные средства
100000
100000
5. Краткосрочные пассивы – всего
2790851
2565732
В том числе:
5.1. Заемные средства
1126714
1354952
5.2. Кредиторская задолженность
1611694
1157516
5.3. Прочие краткосрочные пассивы
52443
53264
Баланс
238000817
21617500
Наиболее ликвидные активы А1 = Денежные средства + Краткосрочные
финансовые вложения
1) 28.852(п2.5)+145.308(п2.4)= 174.160
Быстро реализуемые активы А2 = Дебиторская задолженность (платежи до
12мес) + Прочие активы
2) 394.498(п2.3)
Сырье и материалы + Незавершенное
Медленно реализуемые активы А3 = производство + Готовая продукция +
Долгосрочные фин. вложения
3) 78.092(п2.2.) +1.617.044(п2.1.) = 1.695.136
Трудно реализуемые активы А4 = Внеоборотные активы
4) 19.424.706(п1.)
Наиболее срочные обязательства П1= Кредиторская задолженность
5) 1.157.516(п5.2.)
Краткосрочные пассивы П2 = Краткосрочные заемные средства + Прочие краткосрочные пассивы
6) 1.354.952(п5.1.)+53.264(п5.3.)=1.408.216
Долгосрочные кредиты + Заемные средства +
Долгосрочные пассивы П3= Доходы будущих периодов +Фонды потребления +
Резервы предстоящих расходов и платежей
7) 100.000(п4)
Постоянные пассивы П4 = Все статьи баланса «Капитал и резерв» - Убытки
8) 18.951.768(п3)
Баланс считается ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1≥П1
174.160≤1.157.516
А2≥П2
394.498≤1.408.216
А3≥П3
1.695.136 ≥100.000
А4≤П4
19.424.706≥18.951.768
ТЛ(текущая ликвидность)=(А1+А2)-(П1+П2)= (174.160+394.498)-(1.157.516+1.408.216)= -1.997.074 неплатежеспособно
ПЛ(перспективная ликвидность)=А3-П3=1.695.136-100.000=1.595.136
Список используемой литературы
1. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы: Теория и практика, - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «Экмос»
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М, 1997.
3. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Машиностроение, 2002.
4. Горшечников В.П. Анализ рынков малого предпринимательства. – М,: Международные отношения, 2001.