Организационные методы основаны на организационном, oрганизационно-распорядительнoм, организациoннo-метoдическoм и нормативном обеспечении. Они содержат регламентирующие требования организационного и методического характера, распорядительные, инструктивные и нормативные материалы, являющиеся предпосылками формирования управленческих решений. По мере развития рыночных отношений роль организационных методов, регулирующих воздействие на управление коммерческой деятельностью, будет возрастать.
Экономические методы в своем определении опираются на взятый курс и экономическую стратегию торгового предприятия, его потенциальные ресурсы, экономическое положение рынка. Совокупность экономических элементов - это исходные позиции в управлении коммерческой деятельностью предприятия. Воздействие экономических методов предопределяется окружающей экономической средой.
Правовые методы ориентированы на использование правового механизма, который базируется на принятых правовых и законодательных актах, соответствующих нормативах и положениях. Правовые методы заключаются в юридическом регулировании коммерческих процессов с учетом целевых задач торгового предприятия. Названные методы управления не исключают друг друга и реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования торгового предприятия и рыночной среды.
2.3. Бизнес-план, как документ планирования коммерческой деятельности предприятия.
Юридически деятельность организации начинается с утверждения уставных документов. Среди уставов, учредительных договоров, первых приказов, есть и еще один значимых пункт – бизнес – план будущей фирмы.
Так как коммерция в упрощенном варианте, это организация купли-продажи с целью получения прибыли, то бизнес-план является неотъемлемым элементом организации этого процесса. При помощи бизнес-плану учредители предприятия производят подготовительное планирование будущей фирмы. Кроме того, с его утверждением расстанавливаются все точки над “i” в области построения коммерческой деятельности организации. И насколько бизнес-план будущего предприятия будет подробно расписан и теоретически обоснован, настолько эффективно будет вестись его коммерческая деятельность.
Стандартный бизнес – план включает в себя следующие пункты:
Общая часть
Титульный лист
Формулировка цели
Содержание (оглавление)
Организация первоначального капитала (краткие пояснения)
Раздел 1. Предприятие
1.1. Описание предприятия
1.2. Место расположения
1.3. Продукты и услуги
1.4. Рынок и маркетинг
1.5. Конкуренты и конкуренция
1.6. Организация производственного процесса
1.7. Организационная структура и управление
1.8. Характеристика персонала
1.9. Применение капитала и ожидаемый эффект
1.10. Резюме
Раздел 2. Финансовое планирование
2.1. Источники и назначение финансирования
2.2. Потребность в основных средствах
2.3. Прогноз объемов реализации товаров и услуг
2.4. Баланс предприятия
2.5. Планирование финансовых результатов деятельности
2.6. Планирование движения денежных средств
2.7. Анализ процесса выхода на безубыточность
2.8. Анализ отклонения от плановой сметы
2.9. Финансовые отчеты предыдущего периода
2.10. Резюме
Раздел 3. Приложение
Титульный лист. На титульном листе бизнес – плана (в дальнейшем БП) обязательно должны присутствовать: название предприятия; суть предложения (заявка на финансирование, проект сотрудничества и т.п.) В определенном смысле, это является и формулировкой назначения БП; место расположения предприятия, номера телефонов, номер факса; фамилия, имя и отчество (полностью), директора и человека, составившего БП. дата (месяц и год) составления.
Титульный лист не должен содержать излишних подробностей. Он должен быть лаконичным и привлекательным. В случаях, когда БП предназначается для представления нескольким партнерам, то целесообразно на каждом экземпляре указывать, для кого конкретно предназначена эта копия.
На странице, следующей сразу за титульным листом, должна быть дана формулировка назначения БП.
Формулировка назначения бизнес-плана. Если план служит, прежде всего, как средство самоорганизации, то формулировка его назначения будет, например, такой: “В данном БП формулируется стратегия и тактика деятельности фирмы”. Если же план будет использоваться в качестве документа, с которым будут ознакомлены потенциальные партнеры по бизнесу, то формулировка его назначения будет, возможно, следующей: “План предназначен для ознакомления потенциальных партнеров с рыночной, организационной и финансовой стратегией фирмы”.
Есть три способа достичь конкретности в формулировке цели.
Первый - придать цели количественную определенность.
Второй - разбить цель на несколько задач, необходимых для ее достижения.
Третий - установить конкретные сроки достижения целей и решения задач.
При формулировке цели следует придерживаться краткого и делового стиля. В большинстве руководств по составлению БП рекомендуется ограничивать размер формулировки целей половиной страницы машинописного текста, но это не догма, все зависит от того, насколько сложна цель.
Содержание (оглавление). Содержание является принципиальной схемой БП. Обычно основными разделами БП являются следующие: предприятие; финансовое планирование; приложения.
В некоторых случаях выделяется часть, посвященная анализу состояния и перспективам развития рынка продукции и услуг (план маркетинга). В содержании, выделенные выше фрагменты, необходимо разбить на более мелкие, с указанием номеров страниц.
Организация первоначального капитала (краткие пояснения). Здесь следует описать откуда и на каких условиях будут взяты первоначальные материальные средства. Привлечение капитала происходит в двух основных формах: либо деньги берутся в долг, либо они появляются в результате продажи части предприятия физическим или юридическим лицам.
Раздел 1. Предприятие. Данная часть БП выполняет указательную и ознакомительную функции. Она должна показать и доказать реальность начинаемого дела, при этом не с финансовой точки зрения, а:
во-первых, наличия необходимой базы (ресурсы, оборудование, кадры, управление),
во-вторых, необходимости и полезности дела (существование на рынке неудовлетворенной потребности в товаре или в услугах).
Целью данного раздела является четкое определение ключевых характеристик бизнеса:
1. Какой профиль предприятия?
2. Какая продукция или услуги будут предложены потребителю?
3. Перспективы выхода на рынки, какие именно, какой их размер, на какую долю рынка претендует предприятие?
4. В чем преимущество подхода предприятия к работе, по сравнению с конкурентами?
5. Как (будет) организовано производство продукции и/или оказание услуг?
6. Каким будет штат сотрудников?
7. Для чего нужны привлекаемые средства и как они скажутся на прибыли.
Эти характеристики являются необходимыми и достаточными для определения перспектив любого бизнеса. Продуманная формулировка ключевых характеристик создаст документальное подтверждение основательности начинаемого дела. В изложении идеи и стратегии важно избежать многословия, туманности и сложности выражений. Плохо обдуманное дело не может быть описано ясным и простым языком. Следует избегать излишних подробностей. Документы, на которые есть ссылки, должны быть включены в план в качестве приложения.
Раздел 2. Финансовое планирование. Раздел БП, посвященный финансовому планированию, во-первых, помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и/или обосновать реальность достижения его целей в будущем, во-вторых, может быть использован, как эффективный инструмент самоорганизации и контроля. Ключевыми составляющими любого успешно работающего предприятия являются стратегия его развития и контроль. Стратегия определяет, что из себя представляет предприятие в настоящем, как оно будет функционировать и развиваться в будущем. С помощью контроля определяется соответствие полученных результатов целям, определенным стратегическим планированием.
Основные стратегические задачи любого бизнеса можно сформулировать следующим образом:
Узнать, чего хотят потребители,
Удовлетворить их потребности,
Получить прибыль.
Эффективность решения этих задач во многом зависит от обоснованности плана и использования его, как инструмента контроля в бизнесе.
Основой действенного контроля является бухгалтерская система предприятия. Начиная бизнес, необходимо найти компетентного и опытного бухгалтера, без него невозможно организовать адекватную систему бухгалтерского учета.
Существуют три способа решения задачи постановки бухгалтерского учета:
- Взяться самому, если есть соответствующие знания или штатный бухгалтер;
- Это выполнит внештатный бухгалтер, работающий по договору;
- Поручить это какой-либо из фирм, оказывающих специализированные бухгалтерские услуги.
Первый шаг к эффективному контролю над бизнесом – организация системы ведения счетов, которая обеспечит исходными данными для проведения экономического анализа текущего состояния дел и составления необходимых документов отчетности. Среди основных документов, позволяющих дать достаточно полное представление о бизнесе, о планах и темпах его развития, необходимо выделить документы бухгалтерской отчетности: баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах), а также аналитические материалы: анализ безубыточности, анализ движения денежных средств и анализ отклонений. Эти документы позволят наметить общую схему распределения средств. Система бухгалтерского учета является рабочей моделью бизнеса. Для этого нужно хорошо представлять себе, какую функцию выполняет каждый из перечисленных документов.