В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:
индекс физического объема товарооборота (Iф);
индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт);
индекс цен (Iц).
Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя.
Индекс рассчитывают по формуле:
где р0 – цена i-го товара в базисном периоде;
р1, – цена i-го товара в отчетном периоде;
q0 – количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;
q1 – количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;
i – вид товара;
п – число видов товаров.
Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора – количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:
Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценения денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:
Между рассмотренными индексами существует математическая зависимость:
Таблица 1.
Исходная информация для расчетов
Показатели
Базисный
период
Отчетный
период
Объем реализации товаров первой группы
200
300
Объем реализации товара второй группы
100
50
Продажная цена товара "А", млн. руб.
5
6
Продажная цена товара "Б", млн. руб.
8
12
Рассчитаем:
индекс физического объема товарооборота Iф = (5 х 300 + + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055;
индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800)= 1,333;
индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = =(2400: 1900) = 1,263.
Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемыми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263.
Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количества реализованных товаров и изменения цен на них.
В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 – 1800).
За счет изменения реализации товаров товарооборот увеличился на 100 млн. руб. (рi0 – рi1):
в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 – 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение – 400 млн. руб. (8 х 50 – 8 х 100).
За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб.
(p i1 qi1 – p i0qi1)
в том числе по товару "А" – на 300 млн. руб. (6 х 300 – 5 х 300), по товару "Б" – на 200 млн. руб. (12 х 50 – 8 х 50).
Для наглядности сведем полученные данные в таблицу 2:
Таблица 2.
Влияние отдельных факторов на изменение объема товарооборота
Факторы
Товар "А"
Товар "Б"
Итого
Изменение объема реализации
Изменение продажных цен
Итого
+500
+300
+800
-400
+200
-200
+100 +500 +600
Проведение анализа производственно-торговой деятельности универсама затруднено в связи с недостатками в планировании, учете и отчетности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливают в целом по предприятию без их подразделения по товарным группам. Не составляют планы по поступлению и прочему выбытию сырья и покупных товаров. Многие предприятия вообще не составляют планы хозяйственной и другой деятельности. В отчетности отсутствует информация о поступлении отдельных видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоемкие расчеты, выборки и не всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведении анализа хозяйственной деятельности.
Если в течение изучаемого периода изменились розничные цены и наценки, а отсюда и продажные цены, то анализ товарооборота и выпуска собственной продукции должен проводиться как в действующей, так и в сопоставимой оценке. Для определения товарооборота (выпуска собственной продукции) в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем с момента действия новых продажных цен разделить на средний индекс цен. Розничный товарооборот является составной частью товарооборота города (района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику их товарооборота следует изучать в увязке с анализом развития розничного товарооборота города и покупательской способности населения. Анализ товарооборота проводят по общему его объему и составу.
Магазин «Перекресток» имеет следующие показатели.
План по общему объему товарооборота перевыполнен на 5,2%, или на 445 млн. руб., в том числе по розничному товарообороту – на 5,1%, или на 407 млн. руб. Высокими темпами растет товарооборот в действующих ценах и в динамике. На развитие товарооборота большое влияние оказало повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на товары в отчетном году к прошлому составил 1,27 раза. Математически и экономически правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарооборот отчетного года в цены прошлого года, что позволяет точнее измерить влияние ценового фактора на его объем и изучить темпы изменения физического объема товарооборота. Иначе говоря, стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятий должны изучаться в ценах базисного года (периода). Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 7,088 млн. руб. (9,002 : 1,27). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот универсама увеличился на 1,914 млн. руб. (9,002 – 7,088), что составляет 27,4% к товарообороту прошлого года (1,914 : 6,978*100). Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 1,6%; в сумме его объем возрос на 0, 11 млн. руб.
Аналогично пересчитывают товарооборот в сопоставимые цены по отдельным его видам реализации.
Анализ динамики товарооборота должен проводиться не только в сравнении с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах). Экономисты РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья рекомендуют изучать динамику товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий не менее, чем за три года. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары по ассоциации универсама составил: прошлый год к предыдущему– 1,33 раза, отчетный год к предыдущему – 1,69 раза (1,33 • 1,27). Рассчитаем фактический объем товарооборота в сопоставимых ценах:
за прошлый год 6,978 : 1,33 = 5,247 млн. руб.;
за отчетный год 9,002 : 1,69 = 5,327 млн. руб.
По сравнению с предыдущим годом общий объем товарооборота ассоциации универсама возрос как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Однако розничный товарооборот в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 0, 032 млн. руб., или на 0,6%.
План розничного товарооборота предприятие выполнило по общему объему и составным частям. Более низкими темпами росла розничная реализация покупных товаров. В результате их доля в розничном товарообороте уменьшилась как по сравнению с планом, так и в динамике, что с положительной стороны характеризует производственно-торговую деятельность предприятия.
Организация торгово-технологического процесса в универсаме
3.1.Ознакомление организацией ТТП
Понятие торговых и технологических процессов
Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8