Налоги должны быть основным инструментом государства для:
- регуляция экономики;
- стимулирование научно-технического прогресса;
- формирование доходов бюджета;
- ограничение роста цен и инфляции, и тому подобное.
В современном предпринимательском механизме основным назначением налогов должна стать защита имущественных прав и интересов налогоплательщиков – юридических и физических лиц, а также стимулирования и повышения эффективности производства.
Рисунок 3
Структурно-логическая схема общегосударственных налогов и собраний
Рисунок 4
Структурно-логическая схема местных налогов и собраний
1.2. Принципы построения системы налогообложения в Украине
Налоговая система в каждой країниі является основой экономической системы.
Ни одно государство мира не может существовать без налоговой системы, следовательно налоги – это плата общества за цивилизацию.
Формирование олицетворенной самостоятельной системы налогообложения в Украине началось еще в рамках прежнего СССР, когда в 1991 году был принят Закон Украинской ССР „О системе налогообложения”, в котором были впервые сформулированы принципы построения налоговой системы Украины, свойственные экономикам рыночного типа. С развитием налоговых отношений в Украине происходили изменения принципов построения и назначения системы налогообложения, которые были выложены в новой редакции закона (схемы 5), и предусматривают:
Рисунок 5
Структурно-логическая схема принципов построения системы налогообложения
- стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок високотех нелогичной продукции;
- стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности – введение льгот относительно налогообложения прибыли (дохода), направленной на развитие производства;
- обязательность – внедрение норм относительно уплаты налогов и собраний (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установления ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;
- равнозначность и пропорциональность – исправления налогов из юридических лиц осуществляются в определенной частице от полученной прибыли и обеспечения уплаты ровных налогов И собраний (обязательных платежей) на уровне прибылей и пропорционально больших налогов и собраний (обязательных платежей) – на большие доходы;
- равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам ведения (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) хозяйства при определении обязанностей относительно уплаты налогов и собраний (обязательных платежей);
- социальную справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы;
- стабильность – обеспечение неизменности налогов и собраний (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот на протяжении бюджетного года;
- экономическую обоснованность – установка налогов и собраний (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;
- равномерность уплаты – установление сроков уплаты налогов и зборін (обязательных платежей), исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;
- компетенция – установление и отмена налогов и собраний (обязательных платежей), а также льгот их, плательщикам осуществляются в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины. Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;
- единственный подход – обеспечение единственного подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора (обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора (обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;
- доступность – обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и собраний (обязательных платежей).
Общеизвестно, что для эффективного функционирования системы налогообложения обязательными г также удобство и простота расчета налогов, а следовательно, И легкое понимание плательщиками.
Новый качественный этап в развитии налоговой системы Украины начался в 1997 г. и в Иенериипной время проводится разработка Налогового кодекса Украины, которым будут отрегулированы принципы налогообложения, определенные налоговые критерии, которые имеют первоочередное значение для налоговой системы.
1.3. Общая характеристика некоторых налогов и платежей
В этом разделе приведенная общая характеристика общегосударственных прямых и непрямых налогов и платежей предприятия, на примере ОАО «МК «Азовсталь». Некоторые налоги (налог на прибыль предприятия и налог на добавленную стоимость) рассмотрены более детально, поскольку составляют основную часть платежей данного предприятия, а также в связи с тем, что вопросы, связанные с расчетами с бюджетом в части уплаты налогов, требуют отдельного рассмотрения.
Налог на прибыль
Законодательно-нормативная база:
1. Закон Украины от 22.05.97 № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" состоянием на 01.07.02 с изменениями и дополнениями.
2. Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 № 2181-ІІІ.
3. Порядок составления декларации о прибыли предприятия, утвержденной приказом ДПА от 08.07.97р. № 214, в редакции приказа ДПА от 21.01.98 № 37 с изменениями и дополнениями.
Налог на прибыль предприятий - это прямой налог, плаченный предприятиями из прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, невещественных активов, ценных бумаг, валютных ценностей, других видов финансовых ресурсов и материальных ценностей, а также из прибыли от арендных операций, роялти и от позареалізаційних операций.
Плательщиками налога на прибыль являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21