Органы местного самоуправления в зарубежных странах

На построение муниципальной системы влияют административно- территориальное деление государства, исторические, географические, демографические особенности, политический режим и реализуемая правовая система.

Первичной ячейкой местного самоуправления в зарубежных странах выступают, как правило, коммуны, общины, муниципалитеты, образуемые на территориях отдельных населенных пунктов (города, деревни, поселка). Кроме того, самоуправляемыми территориями могут быть несколько сел или деревень, районы в крупных городах и даже городские кварталы.

Зарубежная практика не исключает возможности объединения коммун и общин, создания межмуниципальных союзов (например, синдикаты коммун в Испании). В некоторых странах могут создаваться небольшие самоуправляющиеся территориальные ячейки (хутора, приходы, посады и т.п.), не обладающие статусом муниципалитетов и предназначенные для оказания мелких услуг на местном уровне.

Еще более широкой палитрой представлены виды органов местного самоуправления. На низовом уровне - это, прежде всего старосты сел, деревень и городских кварталов. Обычно они избираются на сходах жителей открытым голосованием. Обязанность старосты может выполнять уполномоченный, назначаемый из числа депутатов общинного совета, проживающих в данной деревне (Болгария). В некоторых странах старосты деревень (Тайланд) и старосты городских кварталов (Индонезия) утверждаются районными, а во втором случае - городскими администраторами, назначаемыми в центре.

Органы непосредственной демократии - сельский сход и собрание деревни. Могут созываться по мере надобности или с определенной степенью регулярности (например, в Индии собрания деревень созываются дважды в год). На сходах и собраниях решаются принципиальные вопросы местной жизни: использование сельскохозяйственных угодий, строительство и ремонт дорог, открытие школ, медицинское обслуживание, сбор средств для решения социальных проблем и др.

Представительными органами местного самоуправления в большинстве случаев являются советы. Их названия весьма разнообразны: в Македонии, Чешской республике и некоторых других странах - муниципальные ассамблеи, в Бразилии - муниципальные палаты, в Киргизии - кенеши, в Туркмении - генгеши и т.п.

Представительные органы, как правило, избираются населением более крупных административно-территориальных единиц (поселков, городов, районов, провинций) сроком на 2-4 года, выполняют законодательные функции и являются важнейшей составной частью местного самоуправления. Основная форма их работы - очередные (регулярно проводимые) и внеочередные сессии. В пределах своей компетенции местные представительные органы образуют постоянные и временные комиссии (комитеты) выполняющие, чаще всего, подготовительные и контролирующие функции в отдельных отраслях муниципальной деятельности. В ряде стран (Великобритания, США, Германия) комиссии могут наделяться и некоторыми распорядительными функциями.

Не менее важную роль в муниципальных системах зарубежных стран играют исполнительные органы, отвечающие за повседневное управление местными делами, реализацию решений представительных органов. В качестве местной администрации выступают должностные лица (мэры, бургомистры и т.п.), исполнительные советы, комитеты, управления, департаменты и пр.

В ряде случаев мэры, бургомистры являются председателями коммун, главами муниципалитетов. Они могут также быть руководителями аппарата исполнительного органа - мэрии, правления, администрации. Есть и коллегиальные исполнительные органы: джунта в Италии, магистрат в некоторых землях Германии.

Объем полномочий исполнительного органа во многом определяется способом его формирования. Среди них наибольшее распространение получили: избрание непосредственно населением, избрание депутатами представительного органа из своего числа, назначение главой государства, назначение исполнительного директора (управляющего), нанятого муниципалитетом по контракту. Наиболее весомое положение в системе местного самоуправления обычно имеет исполнительный орган, сформированный по первому варианту.

Нередко исполнительный орган играет двойственную роль, являясь одновременно органом местного самоуправления и представителем правительства, наделенным некоторыми функциями государственного управления. В таком двойном качестве выступает, например, мэр во Франции, Италии, Японии и ряде других стран.

Практика работы зарубежных органов муниципальной власти постоянно совершенствуется, вырабатывая новые модели, формы, типы организации местного самоуправления. Изменения в экономике, политике и идеологии современных государств вызывают необходимость приспосабливать существующие системы местного самоуправления к новым реалиям.

Начавшийся в 60-х годах нашего столетия и не закончившийся до сих пор процесс реформирования власти на местах - одно из наиболее заметных явлений в государственном устройстве стран мирового сообщества. Общая тенденция этого процесса - развитие самоуправленческих начал и децентрализация власти.


4. Задача. Распределите 20 депутатских мандатов, используя метод делителей, если в выборах приняли участие 250 тысяч избирателей, из которых за партию»А» проголосовали – 62448 избирателей, «Б» – 59211, «В» - 45527, «Г» – 22809, «Д» – 21515, «Е» - 11016, «Ж» – 6803.

20671 бюллетень признан недействительным, при этом установлен 4% заградительный барьер.

Ответ. Вначале необходимо рассчитать количество действительных бюллетеней:

250 000-20671 = 229 329

Исходя из этого числа и количества избирателей, проголосовавших за каждую партию, рассчитаем предварительный процент избирателей, проголосовавших за каждую партию (столбец 2) по формуле:

229 329  = 100%

партия =  ? %


Партия

Предварительный процент

избирателей, %

Расчётный процент

избирателей, %

Количество

мандатов, ед.

1

2

3

4

А

27, 231

27, 725

6

Б

25, 819

26, 313

5

В

19, 852

20, 346

4

Г

9, 946

10, 440

2

Д

9, 382

9, 876

2

Е

4, 894

5, 298

1

Ж

2, 966

ИТОГО

100

100

20


Как видно из расчёта, партия «Ж» набрала менее 4% и выбывает из распределения мандатов, а набранные ею 2,966% голосов распределяются равномерно среди других партий, из расчёта:                   2, 966%: 6=0, 494%

Складываем 0, 494% с предварительным процентом каждой партии.

Расчётный процент избирателей показан в столбце 3.

Принимая 20 депутатских мандатов за 100% и используя расчётный процент избирателей, рассчитываем количество мандатов для каждой партии (столбец 4) по формуле:

20                                                                                                    ед. = 100%

  ?  ед. = расчётный %          

Тысячные и сотые доли  округляются до целых значений.

Литература


1.                 Конституция РФ. М., 2000.

2.                 Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.96 // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст.1.

3.                 Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94 // Собрание законодательства РФ, 1994, № 13, ст.1447.

4.                 Федеральный закон РФ № 126ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 10. 09. 1997. //ст. 4464.

5.                 Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/ Под ред. Радченко В.И. М.: ИНФРА-НОРМА, 1998.

6.                 Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право, 1995, №9.

7.                 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4х т. Т. 1-2. Отв. ред. Страшун. Б. А. М. 1996

8.                 Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Под ред. Баглая М.В. М. 1999.

9.                 Митюков м. А. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. //Государство и право, 1989, №9.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать