Органы следствия и дознания

3.   при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.).

54% опрошенных следователей расценивают работу в следст­венно-оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных действий. Такую позицию опе­ративных работников можно объяснить тем, что участие в следственно-оперативных группах требу­ет от них более четкой и результативной работы, т.к. контроль со сто­роны следователя за результатами их работы в группах заметно выше, чем пори работе по согласованному плану.[15]

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным ма­териалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуж­дения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявле­ния соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. Следственно-оперативные группы обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследова­нии дела. При этом следователь выполняет две функции: процессуаль­ную (по сбору доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям. Он определяет линию деятельно­сти группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами группы, получает от опе­ративных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит ра­бочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы.

Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу и контролирует его выполнение, сис­тематизирует оперативно-розыскную информацию и своевременно пе­редает ее руководителю группы; лично участвует в проведении поиско­вой и оперативно-розыскной работы. Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместной деятельности (анализа, планирова­ния, оценки полученных материалов), так и от эффективности деятель­ности каждого ее работника. При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка ра­боты следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследова­ния путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный работник после ос­мотра места преступления должен провести по квартирный обход, оп­росы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и свидете­лей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установлен­ным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал непра­вильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это недостаток в деятельности следователя. Поэтому работу следственно-оперативных групп целесообразно строить с учетом профессиональной подго­товки и опыта следователей. Более опытным следователям следует по­ручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным - выполнение отдельных следственных действий. Это положение мож­но отнести и к оперативным работникам.[16]

Взаимный обмен информацией между следователем и оператив­ным работником. Взаимодействием в этой форме является предостав­ление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в уст­ной, так и в письменной форме.

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это по­зволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответ­ствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы, подлежащие исследованию, могут оказаться без выяснения.

Изучение дел и опрос практических работников показали, вза­имный обмен информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при установлении лица, совершившего пре­ступление. Однако на практике она применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10% оперуполномоченных уго­ловного розыска указали, что они всегда располагают оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномо­ченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не рас­полагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают, что обмен оперативной и следственной информацией способ­ствует установлению лица, совершившего преступление.

Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномочен­ных уголовного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними лицами полученные ими сведения.[17]

Согласованное планирование следственных действий и опера­тивно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к под­готовительному, организационному этапу, на котором согласовыва­ются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на лю­бом этапе расследования преступления.

Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что обязан­ность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возло­жена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий. Однако, во всех случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятель­ности по расследованию преступлений.

Сущность совместного планирования заключается в том, что органы дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается руководи­телем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого на­ходится дело. Разработка плановых мероприятий - совокупность орга­низационно-тактических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути достижения конечного результата. При этом сто­роны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемле­мые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных меро­приятий.

Выполнение плана контролируется следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны ежене­дельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение пла­новых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником ор­гана внутренних дел, становится управленческим распоряжением.

В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включа­ется также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки.[18]

Ознакомление следователя с данными, полученными оператив­но-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследова­ния.

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные УПК РФ. Критерием оценки готовности оперативных материа­лов для возбуждения уголовного дела является наличие в них доста­точных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельст­ва, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не по­зволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробе­лов. Выполнив указания следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при первоначальном их направле­нии.

Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела, следователь и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению оперативным путем, а также сроки и конкрет­ные исполнители,

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, ор­ганизующей роли следователя в проведении расследования, самостоя­тельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимо­действие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и пло­дотворную работу следователя и органа дознания, позволяет эконо­мить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных ор­ганов.[19]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать