Функции и полномочия судебных приставов-исполнителей имеют свои особенности. Судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
Судебные приставы наделены полномочиями для выполнения задач правосудия в части усиления защиты прав и интересов граждан и организаций: они получили право самостоятельно определять порядок проведения исполнительного производства, использования объема мер принудительного исполнения актов судебных органов.
Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, и производить осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Пристав-исполнитель также вправе объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в его производстве. На приставов-исполнителей возлагается также обязанность исполнения постановления судьи, принятого по ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителя либо прокурора по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества.
Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.
Федеральный закон «О судебных приставах» определяет полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов. Возглавляется эта деятельность Министерством юстиции РФ, которое осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации.
Аналогично главные судебные приставы субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью подведомственных им служб судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Главный судебный пристав Российской Федерации издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности.
Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации наделяется следующими полномочиями: осуществляя руководство соответствующей службой судебных приставов, образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность; назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию; устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов; перемещает судебных приставов из одних подразделений в другие; организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции РФ.
Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов. Он организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, судебных приставов-исполнителей.
Организация деятельности приставов-исполнителей устанавливается Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Закон определяет порядок возбуждения исполнительного производства, место и время совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения, приостановления исполнительного производства, порядок розыска должника, применения мер принудительного исполнения, обращения взыскания на имущество должника, реализации арестованного имущества и других действий.
Контроль за деятельностью руководителей территориальных органов юстиции в субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа, по организационному и методическому руководству службами судебных приставов, исполнению ими актов судебных и других органов, обеспечению установленного порядка в их деятельности возлагается на федеральные управления Минюста РФ.
3. Федеральная служба исполнения наказаний России
Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ становится обеспечение исполнения уголовных наказаний. Как известно, рядом государственных актов последних лет уголовно-исполнительная система передана в ведение Министерства юстиции РФ.
В состав уголовно-исполнительной системы входят: учреждения, исполняющие уголовные наказания (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, следственные изоляторы, предприятия, специально создаваемые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы и др.); территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы; центральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
Задачами уголовно-исполнительной системы являются исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только специально изданным законом.
Министерство юстиции РФ проводит большую работу по совершенствованию системы управления и контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Созданы структуры уголовно-исполнительной системы в федеральных округах. В центральном аппарате Министерства образовано Управление по контролю за исполнением законодательства в учреждениях УИС, а в федеральных управлениях - отделы с аналогичными функциями.
4. Задачи и полномочия Росрегистрации
Государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним имеет целью обеспечение интересов государства, а также охрану прав и законных интересов граждан в сфере отношений собственности. Регистрация гарантирует легитимное использование недвижимого имущества и обеспечивает систему контроля за расходами на приобретение собственности.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения права собственности. Государственная регистрация проводится на всей территории Российской Федерации, по системе записи в Едином государственном реестре осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества и может быть оспорена только в судебном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции от 5 марта 2001 г., порядок создания и структуру учреждений по регистрации прав, а также принципы их размещения определяют субъекты Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции РФ.
В соответствии с упомянутым Законом, а также Положением об учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденному постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., на Министерство юстиции возлагаются:
- координация работ по созданию учреждений юстиции по регистрации недвижимости и правовой контроль за их деятельностью;
- назначение и освобождение от должности регистраторов прав на недвижимое имущество по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ;
- разработка методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации и соблюдению прав ведения Единого государственного реестра прав на недвижимость;
- контроль за реализацией субъектами Российской Федерации федеральной программы создания единой системы государственной регистрации;
- обучение и повышение профессионального уровня сотрудников, занятых на этом участке деятельности.
Соответствующие учреждения юстиции осуществляют проверку поданных заявителем документов о наличии права собственности, проводят регистрацию и выдают свидетельства, подтверждающие проведенную регистрацию.
Государственная регистрация носит открытый характер. Орган, занимающийся регистрацией, обязан в течение пяти дней предоставить информацию о любом объекте недвижимости, любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме.
Учреждения юстиции по регистрации прав несут ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимость, за полноту и подлинность выдаваемой информации. Лица, виновные в умышленном и неосторожном искажении либо утрате информации, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, согласно законодательству Российской Федерации.
Заключение
Раскрыв теоретическую основу вопроса, в заключении кратко резюмируем основные положения:
· Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.
· Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Минюсту России.
· Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата. Росрегистрация подведомственна Минюсту России.
· Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России.
Список литературы
1. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.
2. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г.
3. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации история и современность под общ. ред. С. В. Степашина.- М.: ACT, 1999.
4. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы учебник для вузов под ред. К. Ф. Гуценко.- М.: БЕК, 1995.
5. Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы: учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002.
6. Звягинцев А. Г. В эпоху потрясений и реформ. Российские прокуроры, 1906-1917.- М.: Россмэн, 1996,
7. Котов Б. А. Юридический справочник Прокуратура и суды.- М.: Приор, 1999.
8. Правоохранительные органы (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
9. Правоохранительные органы Российской Федерации учебник для юридич. вузов под ред. В. П. Божьева.-М.:Спарк, 2004.
10. Правоохранительные органы России учебник для вузов под ред. В. П. Божьева.- М.: Высш. образование, 2006.
11. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
12. Семенцова И. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для юридических факультетов колледжей и средних специальных учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
13. Судоустройство Судебная власть. Адвокатура. Нотариат. Прокуратура: [Сб. законодат. актов по суд. системе] сост. С. А. Подзоров.- М: Экзамен, 2001.
14. Чайка Ю. За единое правовое пространство //Рос. юстиция.- 2004.- № 2.-С.2-7
15. Чайка Ю. Министерство юстиции в системе российской государственности //Рос. юстиция.- 2002.- № 9.-С.2-7
16. Чайка Ю. Министерство юстиции и укрепление вертикали власти: Статья министра юстиции о деятельности министерства //Рос. юстиция.- 2002.- N 4.-С.2-5