- проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
- проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
- государственную регистрацию права;
- выдачу документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;
- выдачу информации о зарегистрированных правах.
7. государственная регистрация актов гражданского состояния;
Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Этот вид деятельности Минюста осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона РФ “Об актах гражданского состояния” от 15.11.97 г. № 143-ФЗ.
Данный Федеральный закон определяет:
- органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;
- порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния;
- порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;
- порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния;
8. обеспечение установленного порядка деятельности судов
Одной из центральных задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации является реформирование исполнительного производства и создание специальной службы обеспечения установленного порядка деятельности судов.
Исходя из Федеральных законов РФ “О судебных приставах” от 21.07.97 г. № 118-ФЗ и “Об исполнительном производстве” от 21.07.97 г. № 119-ФЗ принудительное исполнение судебных и иных решений является прерогативой и обязанностью не судебной, а исполнительной власти. В соответствии с данными законами создана служба судебных приставов, которая включает в себя две категории должностных лиц:
- судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
- судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Им присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - воинские звания. Судебным приставам может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья
9. обеспечение исполнения уголовных наказаний
В соответствии с Указом Президента РФ от 8.10.97 г. “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации” органы уголовно-исполнительной системы РФ переданы в ведение министерства юстиции РФ.
Правовую основу деятельности органов уголовно-исполнительной системы составляют Конституция РФ, Федеральные законы: “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы”, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
Систему органов исполнения наказаний составляют центральный орган (Главное управление исполнения наказаний) и территориальные органы в субъектах Российской Федерации (управления исполнения наказаний).
Основными задачами ГУИН являются:
- организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
- организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы;
- организация привлечения осужденных к труду;
- организация обеспечения основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;
- обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, охраны здоровья осужденных и заключенных;
- содействие другим правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.
10. организация и развитие системы юридических услуг;
Министерство осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия юридической деятельностью по оказанию правовых услуг. Выдача лицензий на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг определяется Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. Выдавшие лицензию органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом установленных законом требований. Органы юстиции вправе приостановить и аннулировать действие лицензий. Министерству юстиции дано право назначать нотариусов, как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой, право контролировать исполнение профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, а также осуществлять государственный контроль за деятельностью нотариата в целом. Органы юстиции в соответствии с Федеральным законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства о нотариате” от 6.10.95 г. получили право истребовать от нотариуса сведения о совершенном нотариальном действии и иные документы; утверждать (или не утверждать) решения, принимаемые нотариальными палатами. Органы юстиции вправе направлять в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии на право нотариальной деятельности, а также право приостанавливать деятельность нотариуса.
11. реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности;
Данная задача возложена на органы юстиции Указом Президента РФ от 2.05.96 г. № 642 “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”.
12. руководство деятельностью судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции;
13. руководство системой органов и учреждений юстиции, обеспечение кадрами органов, организаций и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров;
14. участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.
Таким образом, министерство юстиции, как орган, осуществляющие юридическую помощь гражданам, структурно состоит из департаментов (конституционного, социального, экономического, гражданского законодательства, законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности, судебных приставов и др.). Департаментам подчиняются службы. Имеются Федеральный центр судебной экспертизы и Научный центр правовой информации.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других, предусмотренных законом действий в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия классифицируются по их направленности следующим образом:
- направленные на удостоверение бесспорных прав;
- направленные на удостоверение бесспорных фактов;
- по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;
- охранительные нотариальные действия, к которым обычно относят: принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета на отчуждение имущества и принятие документов на хранение.
В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем.
Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность нотариата являются: Конституция РФ, Закон РФ “Основы законодательства РФ о нотариате” от 11.02.93 г., Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденная Министерством юстиции РСФСР 6.01.87 г., Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти № 1055 от 19.03.96 г. и целый ряд нормативных актов различных уровней, раскрывающий механизм реализации отдельных положений Основ.
В соответствии с указанными выше нормативными актами, на должность нотариуса назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет, может быть сокращен решением органа юстиции и нотариальной палаты до 6 месяцев.
Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченным органом юстиции в течении месяца после сдачи квалификационного экзамена на основе решения квалификационной комиссии. Лица, не прошедшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной сдаче не ранее чем через год. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течении 3 лет, допускается к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.
Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальном округе.
Компетенция частных нотариусов и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключение одинакова.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, в обязательном порядке должны стать членами Нотариальной палаты, которая является некоммерческим профессиональным объединением нотариусов, занимающихся частной практикой.
Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.
Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организует стажировку и повышение профессиональной квалификации, возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организует страхование нотариальной деятельности.