4. Институциональный механизм использования природной среды с учетом действующего законодательства.
Первая проблема в грубом приближении может решаться как оценка полезности природных ресурсов.
Оценка используемых природных ресурсов в производственной деятельности делится на три группы.
Первая группа - оценка общественной полезности ресурсов; вторая (цены, налоги) - стоимостные нормативно определяемые оценки; третья (лицензии) - рыночные цены. Эти три вида оценок могут быть определены по каждому из элементов окружающей среды и их значение может быть различным.
Стоимостная оценка полезности природного ресурса базируется на его представлении в качестве элемента национального богатства, вовлекаемого в производственны процесс.
Ее количественное определение базируется на двух показателях: затраты на подготовку и использование; прибыль потребителя от использования ресурса.
Первый показатель (Ц1) предполагает затраты на извлечение ресурса. Второй показатель (Ц2) ориентирован на потребительскую ценность ресурса и, следовательно, позволяет учесть качество ресурса, мировые цены, дефицитность, направление использования. Реальная стоимостная оценка ресурса Ц оказывается в интервале Ц1<Ц<Ц2.
Стоимостная оценка АП как комплексного ресурса должна включать в себя кроме реальной стоимостной оценки величину экологического ущерба, а также величину депрессии экосистемы (т.е. фактор, учитывающий невосполнимые потери объема АП).
Экологический ущерб - это изменение полезности окружающей среды вследствие антропогенного воздействия. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды.
Он складывается из следующих затрат:
- дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;
- затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;
- дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.
Для оценки ущерба окружающей среды используются следующие базовые величины:
- затраты на снижение загрязнений;
- затраты на восстановление окружающей среды;
- рыночная цена;
- дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;
- затраты на компенсацию риска для здоровья людей;
- затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока (выброса) до безопасной концентрации загрязняющего вещества.
Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием. Для каждого объекта антропогенного влияния анализируются и учитываются элементы дополнительных расходов (приведены в табл.).
Объекты влияния |
Элементы дополнительных расходов |
Население |
Медицинское обслуживание, оплата лечебных отпусков, компенсация невыходов на работу, страхование жизни людей, транспортные расходы по доставке в опасные зоны |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Ремонт и содержание зданий, уборка территорий, износ рабочей одежды, содержание земных насаждений, износ транспорта, ремонт и содержание металлоконструкций |
Сельско-хозяйственные угодья |
Потери (потенциально возможного) урожая, транспортные расходы по доставке урожая |
Вода |
Потери (потенциально возможного) вылова рыбы, обеспечение населения водой |
Лесные ресурсы |
Потери продуктивности леса |
Укрупненная оценка земельным ресурсам производится по формуле:
У=S·j(l)·[d1(l)+d2(l)],
где S - площадь нарушенных земель;
l - влияющие факторы;
j(l) - годовой нормативный экономический ущерб (руб/га);
d1(l) - расчетный коэффициент рекультивации земли без учета степени освоенности территории.
Ущерб от выбросов в водные объекты определяется по формуле:
У=у·k(l)·(åai(l)·m i),
где у - нормативный экономический ущерб;
k(l) - безразмерный коэффициент, зависящий от места расположения водоема на территории страны (берется из таблиц);
ai(l) - показатель относительной опасности сброса примеси i-го вида в водоем (из таблиц);
mi - масса сброса примеси i-го вида в водоем (т/год).
ai(l)=1/ПДКi,
где ПДКi - предельно-допустимая концентрация i-го вида в водных объектах.
Ущерб от выбросов в атмосферу определяется по формуле:
У=y·s(l)·f(l)·(åai(l)·mi),
где y - нормативный экологический ущерб от выбросов в атмосферу;
s(l) - показатель, характеризующий относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от типа территории;
f(l) - коэффициент, учитывающий рассеивание примесей в атмосфере;
ai(l) - показатель относительной агрессивности примесей i-го вида.
По аналогичным методикам могут быть рассчитаны другие виды ущербов от разнохарактерных антропогенных нагрузок (загрязнение акустической среды, затраты на медицинское обслуживание, оплата лечебных отпусков. Таким образом, зная производственные и технологические характеристики предприятий на территории, характер и степень воздействия на окружающую среду, учитывая фоновые загрязнения, можно посчитать величину ущерба (в натуральном и денежном выражении) окружающей среде или объем АП, необходимого для производственной деятельности. При этом необходимо учитывать социальную, культурную, ландшафтную и климатическую ценность окружающей среды, традиционный уклад жизни, преобладающие ценности населения.
В основе определения части (квоты) АП, которая может быть использована в качестве ресурса в коммерческих целях должно основываться на потребительском выборе населения.
Население конкретной территории должно выбирать между потреблением благ, получаемых предпринимательской деятельности и благом проживания в благоприятных природных условиях. При этом, выбирая, потребитель старается принять такое решение, при котором предельные полезности различных благ будут для него одинаковыми.
Изменение величины АП территории во времени зависит от соотношения ассимиляционных способностей территории и интенсивности антропогенной нагрузки.
Необходимо учитывать минимум АП (min АП) территории, (приближенной аппроксимацией могут служить суммарные ПДВ по всем антропогенным факторам) изменения 2-х величин динамики изменения АП территории, и антропогенной нагрузки (АН) (рис. 4).
АП; АН
АН
max
АП
min S
АП
АП
min
АН
2 4 6 8 10 12 t (годы)
Рис. 4.
На графике изображено увеличение АН во времени, начиная с исходной точки min АН, которая соответствует степени АН на территории в настоящее время.
Min АП - соответствует суммарным ПДВ за время t.
Диапазон (max АП - min АП) - это та часть ассимиляционного потенциала, которая может быть использована в качестве естественного ресурса в начальный период времени.
S - емкость АП, которая может быть использована в хозяйственной деятельности за время t.
Динамика изменения АП во времени может зависить от факторов, со знаком (+) - увеличение АП, со знаком (-) - уменьшение:
- фоновое загрязнение (-);
- трансграничный перенос (-);
- плотность населения (-);
- площадь лесов (+);
- количество водоемов (+);
- объем работ по рекультивации, лесонасаждению и т.д. (+);
- характеристика антропогенного воздействия (+/-).
Для измерения объема АП территории в различные периоды времени можно пользоваться формулой:
АПt =АПо·(1-r)t,
где АПt - объем АП в момент времени t;
r - норма уменьшения ресурса от влияния различных антропогенных воздействий и исходной ситуации.
Порядок расчета r следующий:
1. Определяется начальная rн=ПДВ/(АПо-ПДВ).
2. Затем к rн прибавляются (отнимаются) факторы уменьшающие (увеличивающие) АП территории.
Изменение антропогенной нагрузки (АН) определяется аналогично
АНt=АНо·(1±в)t,
где АНо - антропогенная нагрузка в исходный момент времени;
в - норма (ставка) увеличения (уменьшения) нагрузки.
Величина в определяется следующим образом:
1. Определяется начальная вн, исходя из соответствия затрат и доходов
вн =(Зм.р.+Зэн.р.+Зт.р.)/(Dвал-(Зм.р.+Зэн.р.+Зт.р.)),
где Зм.р. - затраты на материальные ресурсы;
Зэн.р. - затраты на энергоресурсы;
Зт.р. - трудовые ресурсы;
Dвал - валовый доход от деятельности предприятия.
2. К начальному вн прибавляются (отнимаются) факторы увеличивающие (уменьшающие) антропогенную нагрузку.
Исходя из полученной характеристики изменения емкости АП и величины антропогенной нагрузки (АН) можно устанавливать объем АП, подлежащий товарному использованию, его цену, а также объем АП, подлежащий восстановлению.
При использовании АП в хозяйственных и предпринимательских целях необходимо определение сочетаний видов деятельности направленных на увеличение АП и его потребление.
К видам деятельности направленным на увеличение ассимиляционной емкости территории относятся: разведение лесов, создание заповедников, заказников, рекреационных зон, развития прудового и озерного рыборазведения, садоводство и т.д.
Правильное сочетание ресурсозатратных и ресурсо-восстанавливающих видов деятельности может обеспечить объем АП территории неизменным в течение многих десятилетий (даже без учета потенциальных инновационных технологий, снижающих потребление АП территории).
Наиболее сложной проблемой в использовании АП является учет трансграничного переноса и создание механизма распределения АП региона между различными территориями (субъектами РФ). Естественно, что величина АП территории и степень его использования, равно как степень экологической направленности, в различных субъектах РФ неодинакова. При существующем положении вещей, благодаря воздухообмену, водному обмену, парниковому эффекту, разрушению озонового слоя атмосферы, хозяйствующие субъекты, использующие АП не только своей территории, но и соседних территорий получают дополнительный доход от бесплатного использования АП соседних территорий. При этом территории - реципиенты вынуждены не только претерпевать экологические последствия такой деятельности, но и нести экономические издержки.
В целях упорядочения использования АП региона между субъектами РФ с различной степенью использования АП (как общенационального достояния) необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Определить объем АП территории каждого субъекта федерации.
2. Определить величину антропогенной нагрузки территории в каждом субъекте федерации.
3. Определить интенсивность (индекс) антропогенного воздействия на экосистему в каждом субъекте РФ.
I=åАП/åАН,
где åАП - суммарный АП территории;
åАН - суммарный АН территории.
4. Для всех соседних территорий (субъектов РФ) выделить квоты на право собственности АП пропорционально величине I.
5. После установления права собственности на АП, перераспределение этого ресурса между субъектами РФ и отдельными предприятиями будет происходить на возмездной основе с учетом генеральной схемы расселения, природопользования и организации производственных сил региона.
Данный механизм использования АП позволит территориям, обладающим АП привлекать средства полученные от хозяйствующих субъектов на восстановление АП и его увеличение.
При этом на региональном уровне произойдет перераспределение доходов. Это позволит территориям, не обладающим природными ресурсами или развитой промышленностью инфраструктурой выйти из состояния депрессии и обойтись без дотаций из федерального бюджета.
Одновременно предлагаемый механизм будет стимулировать хозяйствующих субъектов к снижению объемов производств, связанных с использованием АП и внедрению природосберегающих технологий.
В случае если, в какой-то момент времени окажется, что свободного АП не будет в реализации, предприятие должно будет либо отказаться от такого способа производства, либо применить технологию не связанную с потреблением АП. Институционный и правовой анализ проблемы использования АП в хозяйственной деятельности.
Двойственность положения природных ресурсов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на АП. Подобное качество права собственности предусмотрено в ст. 9 Конституции РФ.
По Конституции РФ и Федеральному договору, природопользования, охране окружающей среды и экологическая безопасность относятся к совместному ведению органов РФ и субъектов РФ.
Двуединая природа права собственности на природные ресурсы (в том числе и на АП заключается в выполнении двуединой эколого-экономической функции, а посему сближает два института - права собственности и правовой охраны окружающей среды. Закон “Об охране окружающей природной среды” указывает, что природа является национальным достоянием России. В тексте закона проводится мысль о том, что, экономические требования, как выразители общественных интересов обязательны для всех граждан и хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности на природные ресурсы и подчиненности. Таким образом при возникновении противоречий между экономическими интересами собственника природных ресурсов и требованиями охраны окружающей среды приоритетное значение отдается экологическим интересам, т.е. требованиям Закона об охране окружающей природной среды.
Исходя из вышесказанного, естественно и правомерно желание населения, проживающего на определенной территории определять размер и способы использовать принадлежащей им части национального достояния, которым является АП территории. Использование АП представляет собой экономические отношения между субъектами по поводу природных благ. Виды и формы природопользования многообразны и могут определяться участниками этих отношений в зависимости от специфики ситуации.
Наиболее распространенные формы природопользования приемлемы и для использования АП.
Лицензирование, т.е. продажа разрешения на использование части АП в определенном количестве и определенным способом.
Лицензия на совокупное использование АП должна включать права пользования на землю, недра, воды, леса, животный мир и атмосферный воздух.
Наряду с лицензиями целесообразным представляется установление системы экологических лимитов, которые устанавливаются предприятием-природопользователем на определенный срок, на определенный объем ресурсов.
Договорная форма природопользования приобретает все большее распространение. Современное гражданское законодательство позволяет регулировать отношения по вопросу использования АП с применением договоров аренды, концессии, договоров о комплексном природопользовании.
К экономическим методам управления использования АП территории можно отнести следующие:
а) налоги на загрязнение могут устанавливаться органами власти субъектов федерации в соответствии с нормами и принципами налогового законодательства РФ;
б) система обязательной ответственности может быть реализована в рамках договоров о комплексном использовании АП. При этой системе нанесен ущерб предприятия свыше права на использование АП, обязано выплатить в областной бюджет сумму определенную договором. Данное обязательство должно быть обеспечено залогом, либо банковской гарантией.
в) система целевого резервирования средств на утилизацию отходов используется для создания стимулов у потребителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов (покупка батареек, баночного типа и т.д.).
г) система обязательного страхования деятельности, связанной с использованием АП направлена на создание страховых резервов для ликвидации или уменьшения ущерба причиненного экосистеме в результате наступившего страхового случая.
На уровне субъекта РФ можно принять закон “Об обязательном страховании деятельности, связанной с использованием АП”, который урегулирует отношения по страхованию обязательному и добровольному всех предприятий, используемых АП.
д) создание Банков прав на АП. Позволит концентрировать права на использование АП региона, осуществлять учетную функцию этих прав и возмездную передачу заинтересованным лицам на возмездной основе во временное или постоянное пользование.
Для реализации вышеуказанного необходимо:
- принятие законов субъектов федерации “Об обязательном страховании деятельности, связанных с АП” и регионального соглашения “О порядке распределения квот на АП и порядке использования АП региона”;
- выйти с законодательной инициативой в парламент РФ о принятии закона “Об использовании АП на территории РФ”.
Литература:
1. Конституция РФ
2. Закон РФ “О собственности”
3. В.В.Петров “Экономическое право России” Издательство БЕК Москва, 1996.
4. А.А.Голуб, Е.Б.Струкова “Экономика природопользования”
5.В.В.Глухов, Т.В.Лисочкина, Т.Л.Некрасова “Экономические основы экологии” С.-Петербург, 1995.
Страницы: 1, 2