Обстановка, в которой происходят действия, - это обстановка жизни Давида, политическая обстановка нам также известна - идет война, с точки зрения социальной обстановки мы видим царя противостоящего простому воину и его жене, то есть действие происходит на разных социальных уровнях.
Итак, подробно рассмотрев это повествование, попытаемся проанализировать его согласно выделенным принципам.
- согласно рассмотренным нами характеристикам данного повествования, прежде всего нас должны интересовать не сухие исторические факты, но их изложение в истории; каким образом данный принцип помогает нам в жанровом анализе (заметим, что еще нет истолкования, только жанровый анализ, направленный на выяснение значения текста)? - мы должны смотреть на эту историю как на историю, а не как на сумму интересных идей или намеков на возможность применения в современной ситуации. В данной истории нам важно воспринять история как повествование, и не заострять внимание на деталях поведения тех или иных персонажей.
- после анализа деталей повествования нам легче воспринимать его как целое, поэтому при истолковании необходимо принимать во внимание всю историю, не разбивая ее на части. Истолкование какой-то части рассматриваемой истории без учета контекста может привести к неверному пониманию истории, то есть не к такому пониманию, которое пытался сформулировать автор, рассказывая историю. История герменевтики учит нас тому, что именно видимая простота повествовательного жанра толкала многих толкователей к поиску «глубоких», «духовных» уровней текста, в результате чего повествования переставали быть таковыми, и превращались в зашифрованное послание от Бога, и целью истолкования становилась расшифровка этого послания.
- история о грехе Давида написана с точки зрения человека, который явно симпатизировал Давиду, но, несмотря на это, строго и правдиво описал все события. Закончив описание деталей греховного поведения Давида, автор пишет: «и было это дело, которое сделал Давид, ЗЛО в очах Господа». Дальнейшее описание покаяния Давида и его отношение к наказанию показывают Давида с наилучшей стороны, еще раз подтверждая мнение автора книги о богоизбранности Давида.
- история рассказана не просто для сообщения нам фактов из жизни Давида, но она находится в контексте других историй и предназначена для научения, назидания читателей. Поэтому пытаясь истолковать повествование необходимо задаться вопросом о том, какое дидактическое действие производила эта история на первых слушателей.
Основные выводы (на основании жанрового анализа)[83]:
1) История о грехе Давида рассказана таким образом, чтобы читатель увидел, что даже Давид совершал грехи и Бог к грехам Давида относился также, как к грехам обычных людей. Давид в этой истории предстает не праведником, но грешником - Урия оказывается более честным и принципиальным, чем Давид, который должен был быть духовным лидером нации.
2) Автор истории анализирует незначительную с точки зрения политики и нравов того времени историю, и приходит к выводу о том, что несправедливость поступка Давида дает повод врагам народа хулить Бога - именно в этом заключается вина Давида, который должен был быть гарантом справедливости как помазанник Бога.
3) Бог в этой истории защищает людей от несправедливости, хотя и позволяет Давиду убить Урию, но за это умирает сын Давида. Бог посылает Нафана обличить Давида не в безнравственности, но в несправедливости и нарушении прав бедных, в злоупотреблении своим положением.
4) История показывает, что покаяние делает возможным восстановление отношений с Богом, покаяние объединяет людей всех уровней - Бог требует его даже от царя, согрешил - кайся и Бог простит и, возможно, избавить от наказания - такова цель автор при изложении истории.
2. Поэзия.
1. Основные характеристики жанра.
Рассматривая жанр библейской поэзии, можем сказать, что в основном мы будем говорить об еврейской поэзии. Для начала охарактеризуем поэтический жанр как таковой, затем коснемся жанра еврейской поэзии. Если мы рассмотрим текст с точки зрения его формы и содержания, то поэтический жанр отличается от других тем, что использует определенную форму и как правило имеет определенное содержание (в смысле предмета, основной темы текста). Говоря о поэзии и ее отличии от прозы, необходимо обратить внимание на то, что в поэзии «ритм является определяющим построение моментом, и в рамки ритма вдвигается смысл и выражение»[84]. Ритм является основным элементом поэзии, хотя существуют различные теории относительно сути поэзии.
Говоря о библейской поэзии, мы имеем в виду древнееврейскую поэзию, которая очень отличается от современной поэзии. Все привычные для нас элементы - рифма, метр, строфы - по большей мере отсутствуют в еврейской поэзии9. Что же делает ее поэзией? Определенный ритм, хотя еврейская поэзия образуется не столько за счет формы, сколько за счет содержания. Отличительной чертой еврейского стихосложения является параллелизм, о котором мы подробно поговорим далее, пока же рассмотрим основные характеристики поэтического жанра.
Субъективность. В сравнении с повествованием поэзия еще более субъективна, так как отражает сугубо индивидуальное видение мира, поэтический текст и не претендует на объективное изложение фактов, наоборот, в Библии мы находим изложение одних и тех же событий и в прозе, и в стихах.
Эмоциональность. Поэзия всегда была эмоциональной, так как изначально использовалась для выражения чувств, переживаний или положительных, или отрицательных. Библейская поэзия в основном религиозна (за исключением некоторых текстов вроде Песни песней), поэтому и выражает религиозные чувства - упование, надежду, любовь к Богу, отчаяние, страдание, ропот и т.д. Для выражения всей совокупности переживаний человека используются различные литературные приемы - метафоры, сравнения, преувеличения и др., о которых мы скажем подробнее дальше.
Образность. Образность поэзии следует из ее предназначения - поэтические тексты Писания выражают при помощи то, что - невозможно выразить прямо, без использования метафор и сравнений. Образность, естественно, ведет к неточности с точки зрения объективности изложения фактов, то есть поэзия выражает отношение человека к факту, а не описывает факт и, если в истории это было бы неприемлемо, то поэтический жанр подразумевает сугубо личностное видение мира, события, факта. Образность поэзии противостоит буквальности и точности хроники.
Ориентированность на сопереживание. Если, говоря о повествовании, мы обратили внимание на его ориентированность на назидание, понимание, то библейская поэзия ориентирована на сопереживание радости, горя, гнева, восхищения. Например, псалмы не только вызывают у нас сопереживание автору, но и помогают нам выразить аналогичные чувства.
Типы поэзии в Библии.
- военные песни, песни связанные с войной, с победой - Исход 15:1-18, Судьи 5
- любовные песни, - Песни песней, Бытие 2:23
- плач - более 60 плачей-псалмов только в книге Псалтирь, а также 2 Царств 1:17-27,3:33-34 гимны прославления
- гимны благодарения назидательные псалмы
Важно отметить тот факт, что вышеназванные типы поэтических текстов обычно имеют определенную структуру, с соответствии с которой создаются песни или гимны.
а) Параллелизм. Исследование библейской поэзии показывает, что параллелизм является основой поэтического жанра, но чем больше изучается не только древнееврейская, но и другая семитская поэзия, тем больше мнений относительно классификации параллелизмов по типам. Рассмотрим два вида -синонимический и антитетический параллелизм.
Синонимический параллелизм. Данный параллелизм построен так, что первая строка выражает определенную мысль, вторая строка повторяет ее при помощи синонимов, то есть одна и та же мысль повторяется дважды.
Пс. 2:2-3
Восстают цари земли
И князья совещаются вместе Против Господа
И против помазанника Его:
«Расторгнем узы их,
Свергнем с себя оковы их».
Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
Тогда скажет им во гневе Своем
И яростью Своею приведет их в смятение.
Антитетический параллелизм. Данный параллелизм построен так, что вторая часть стиха выражает ту же мысль, что и первая, но при помощи антонимов, слов противоположных по значению или через отрицание
глаголов из первой части.
Притчи 3:1, 5
Сын мой! наставления моего не забывай, И заповеди мои да хранит сердце твое.
Надейся на Господа всем сердцем твоим И не полагайся на разум твой.
Существуют и более сложные формы такого параллелизма, например Псалом 29:9-11 (схема АБ БА)11
К Тебе, Господи, взывал я И Господа умолял:
«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу?
Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину?
Услышь, Господи, и помилуй меня Господи! Будь мне помощником».
Чаще всего мы встречаемся с параллелизмом между двумя стихами - дистих, но также существуют и тристих (Псалом 7:6; Притчи 1:22), тетрастих (Псалом 5:10; Еккл. 12:3), пентастих (Песн. 3:10).
б) Изобразительные средства.
В библейской поэзии можно выделить два типа изобразительных средства - риторические (хиазм, параномасия, аллитерация, акростих, ассонанс) и лексические (сравнение, метафора, синекдоха, гипербола). Рассмотрим для примера упомянутые изобразительные средства.
Риторические средства - средства формы поэтического отрывка.
- хиазм - ступенчатое расположение слов, фраз, предложений;
- параномасия - игра слов;
- аллитерация - каждая строка начинается с одной и той же буквы;
- акростих[85] - каждая линия (каждая строфа) последовательно начинается с букв алфавита;
- ассонанс - употребление одинаково звучащих слов.
Лексические средства - средства содержания, слов поэтического отрывка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26