В июне 1997 г. Сейм принял новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Эти кодексы, вступившие в силу 1 сентября 1998 г., являются итогом 8-летних усилий, направленных на реформу системы уголовного правосудия.
Новые положения законов основываются на нормах Конституции 1997 г
Источником польского уголовного права является только закон. Однако уголовное право Польши (в отличие, например, от государств СНГ) кодифицировано не полностью: УК Польши не содержит исчерпывающего перечня преступлений. Помимо него источником уголовного права служит множество специальных законов, не инкорпорированных в УК. Таких законов несколько десятков, в их числе ряд законодательных актов, принятых до Второй мировой войны и остающихся в силе (например, Торговый кодекс от 27 июня 1934 г., Чековый закон от 28 апреля 1936 г.).
УК 1997 г., так же как и прежний УК 1969 г., делится на три части Общую, Особенную, Воинскую. В числе наказаний предусмотрены денежный штраф, ограничение свободы, лишение свободы, 25 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы. Смертная казнь в Польше впервые была отменена в 1889 г. и восстановлена в 1926 г. Последний случай применения этой меры имел место в 1988 г. В 1997 г. Польша полностью отменила смертную казнь.
Помимо собственно уголовных наказаний УК 1997 г. предусматривает систему "уголовных мер": 1) лишение гражданских (т.е. политических) прав; 2) запрещение права занимать определенную должность, заниматься определенной профессией или определенным видом хозяйственной деятельности; 3) запрет на вождение транспортных средств; 4) конфискация предметов; 5) обязанность загладить причиненный вред; 6) денежное взыскание; 7) исполнение по денежному обязательству; 8) доведение приговора до всеобщего сведения. Предусмотрено также применение принудительных мер медицинского характера, которые именуются в УК 1997 г. "мерами безопасности".
Судебная система.
Основы судебной системы Польши установлены в разделе VIII Конституции. Отправление правосудия осуществляют Верховный суд, общие суды, административные суды, а также военные суды. Судьи назначаются Президентом Республики по предложению Всепольского судебного совета на неопределенное время, т.е. являются несменяемыми. Судья может быть уволен в отставку вследствие болезни или утраты сил, делающих невозможным исполнение им своей должности. Закон определяет возраст, по достижении которого судьи уходят в отставку.[[9]]
Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет надзор за деятельностью общих и военных судов, а также осуществляет иную деятельность, определенную в Конституции и законах. Первого Председателя Верховного суда Президент Республики назначает на 6-летний срок из кандидатов, представленных Общим собранием судей Верховного суда.
В Польше существует особая система органов административной юстиции, возглавляемая Высшим административным судом. Согласно Конституции суды этой системы осуществляют в сфере, определенной в законе, контроль за деятельностью публичной администрации. Этот контроль охватывает также соответствие законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов местных органов правительственной администрации.
Всепольский судебный совет призван охранять независимость судов и судей.
Всепольский судебный совет состоит из: 1) первого председателя Верховного суда, министра юстиции, председателя Высшего административного суда и лица, назначенного Президентом Республики, 2) 15 членов, избранных из числа судей Верховного суда, общих судов, административных судов и военных судов, 3) 4 членов, избранных Сеймом из числа депутатов, а также двух - избранных Сенатом из числа сенаторов. Всепольский судебный совет избирает председателя и 2 вице-председателей. Срок полномочий Всепольского судебного совета составляет четыре года.
Заключение
Итак, нами была рассмотрена система государства и права Польши в ХХ веке.
За этот период политический строй Польши дважды претерпел кардинальные изменения.
В послевоенные годы в стране была ликвидирована политическая оппозиция. Безраздельно правящей партией стала партия коммунистов - Польская объединенная рабочая партия (ПОРП. Надо, отметить, что коммунистический режим в Польше, хотя и имел многие признаки тоталитаризма, все же был менее жестким, чем в Советском Союзе, ГДР и большинстве других социалистических стран. Польским коммунистам не удалось коллективизировать сельское хозяйство, ликвидировать частный сектор в торговле и мелкой промышленности, подмять католическую церковь, под влиянием которой находилось более 80% населения.
Нынешняя конституционная система Польши сложилась в результате серии реформ, начатых в конце 1980-х гг. В апреле 1989 г. была восстановлена двухпалатная структура польского парламента, а государственный совет, высший коллегиальный орган государственной власти, был ликвидирован и одновременно учрежден институт единоличного главы государства Президента, избираемого Национальным собранием Польши. Поправки к Конституции, принятые в декабре 1989 г., фактически изменили характер основ общественного устройства страны, признали и предоставили равную защиту различным формам собственности, ввели принцип политического плюрализма.
Польша относится к числу стран с дуалистической системой частного права, т.е. разделением его на гражданское и торговое. В отличие от СССР в Польше периода социализма сохранялся институт частной собственности, а также некоторая свобода частного торгового оборота.
Источником польского уголовного права является только закон. Однако уголовное право Польши (в отличие, например, от государств СНГ) кодифицировано не полностью: УК Польши не содержит исчерпывающего перечня преступлений. Помимо него источником уголовного права служит множество специальных законов, не инкорпорированных в УК. Таких законов несколько десятков, в их числе ряд законодательных актов, принятых до Второй мировой войны и остающихся в силе (например, Торговый кодекс от 27 июня 1934 г., Чековый закон от 28 апреля 1936 г.).
Список используемой литературы
1. Общая теория права и государства. Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева (издание третье). МОСКВА, Юристъ, 2005. — 520с.
2. Теория государства и права курс лекций. Под редакцией профессора Н.И. Матуэова и профессора А.В.Мвлько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.–776с.
3. Иностранное конституционное право Под редакцией проф. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 2004. — 512с
4. Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. Учебник для ВУЗов М.: Юристъ, 2005.
5. Конституция Республики Польша // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4 т. Т.3. М.: Юриспруденция, 2005.
6. Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989-1992). М., 1996.
7. Кодексы Польши. Уголовный кодекс. Уголовно-процессуальный кодекс (выдержки). Уголовно-исполнительный кодекс. М., 1998.
8. Кравчик Р. Распад и возрождение польской экономики. М.: ЭКСМО, 2006
9. Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Районы России и других европейских стран в переходный период. М., 2005
[1] Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. Учебник для ВУЗов М.: Юристъ, 2005. стр 10
[2] Конституция Республики Польша // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4 т. Т.3. М.: Юриспруденция, 2005. стр 70
[3] Конституция Республики Польша // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4 т. Т.3. М.: Юриспруденция, 2005. стр 89
[4] Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. Учебник для ВУЗов М.: Юристъ, 2005. стр 120
[5] Иностранное конституционное право Под редакцией проф. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 2004. — стр 129
[6] Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. Учебник для ВУЗов М.: Юристъ, 2005. стр 126
[7] Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Районы России и других европейских стран в переходный период. М., 2005, стр 208
[8] Иностранное конституционное право Под редакцией проф. В.В. Маклакова. — М.: Юристь, 2004. — стр 129
[9] Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. Учебник для ВУЗов М.: Юристъ, 2005. стр 201